Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Факультативный курс для учащихся 10—11-х классов Задачи с параметрами в курсе алгебры и начала анализа - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Факультативный курс для учащихся 10—11-х классов Задачи с параметрами в курсе алгебры и начала анализа


Автор(ы): Беловол Ирина Алексеевна, замдиректора школы по учебно-воспитат. работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Объяснительная записка
Данная программа факультативного курса разработана в соответствии с идеей реализации методов формирования у учащихся 10–11 классов умений и навыков решать базовые виды задач с параметрами, а также усвоение дополнительных сведений, идей и подходов в этой области.
В последние годы задачи с параметрами (и прежде всего, уравнение и неравенства с одним параметром) постоянно встречаются не только на вступительных экзаменах в вузах, но и в контрольных в школе. Практика же выпускных и вступительных экзаменов по математике в форме ЕГЭ показывает, что задачи о параметрами представляют и для учащихся, и для абитуриентов наибольшую сложность как в логическом, так и в техническом плане и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешную сдачу этих экзаменов.
Однако в учебниках алгебры крайне мало задач, содержащих параметры, а эти задачи стали вызывать повышенный интерес не только у сильных учащихся, но и увлекать тех ребят, которые достаточно хорошо владеют школьной программой. Школьная же программа не предусматривает выработки прочных навыков решения задач, содержащих параметры, всеми учащимися, и поэтому более глубокое изучение возможно только на внеклассных занятиях. Тем более, что специфика задач c параметрами заключается в частном изобилии возможных вариантов и подвариантов, на которые распадаются основной ход решения в особых, допустимых и недопустимых значений параметра, в необходимости иногда выполнять большой объем работы по "собиранию" и систематизации ответа. И очень часто нельзя дать универсальных указаний по решению таких задач.
Таким образом, основные цели программы факультативного курса таковы :
– повысить математическую культуру учащихся при решении параметрических задач в рамках школьного курса математики;
– облегчить процесс обучения учеников методам решения как базовых видов задач c параметрами, так и более сложных нестандартных задач, применяя наряду с обычными методиками элементы алгоритмизации ;
– повысить логическое мышление учащихся;
– сформировать и отработать навыки исследовательской деятельности учащихся на содержательном теоретическом материале и специально подобранных практических упражнениях
Принципами построения курса являются:
– принцип системности (преемственность знаний);
– принцип дифференциации (развитие склонностей к работе на различных уровнях сложности);
– принцип междисциплинарной интеграции (выход на сложные науки);
– принцип вариативности подачи материала;
– принцип увлекательности.
Некоторые особенности предлагаемого варианта программы:
– в её основу положена программа по алгебре и началам анализа в общеобразовательных учреждениях;
– в соответствии с учебным планом школы на изучение курса отведено в 10 классе – 2 часа в неделю, в 11 классе – 1 час в неделю;
– возможна корректировка содержания программы в соответствии с задачами обучения, учитывая подготовленность класса, интересы учащихся.
Значительное место при изучении факультативного курса отведено самостоятельной математической деятельности учащихся – решению задач, проработке теоретического материала, подготовке сообщений и т.д.
В результате изучений курса учащиеся должны уметь:
– четко и последовательно сохранять равносильность решаемых уравнений и неравенств с параметром с учетом области определения выражений;
– учитывать выполнимость всех производимых операций;
– применять стандартные задачи с квадратным трехчленом (расположение точек относительно корней) к решению более сложных параметрических задач;
– производить отбор (параметрический) решений совокупностей и /или систем линейных, квадратных,показательных,логарифми-ческих,тригонометрических уравнений, сводя их к простейшим;
– использовать стандартные свойства элементарных функций и их графиков при решении задач с параметром, содержащих элементы математического анализа;
– осознавать, распознавать и создавать собственные алгоритмы решения параметрических задач.
СТРУКТУРИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс

Раздел 1 Линейные уравнения и неравенства с параметром ( 8 час)
Введение. Линейные уравнение и неравенства с параметром. Параметр в системах линейных уравнений и неравенств. Уравнение прямой в задачах.
Дробно-линейные уравнений и неравенства с параметром. Гипербола в задачах с параметром.
Раздел 2 Квадратные уравнения и неравенства с параметром (12 час)
Расположение корней квадратичной функции относительно заданных точек.
Квадратная парабола в задачах с параметром. Параметр в квадратных уравнениях и неравенствах, системах.
Раздел 3 Иррациональные уравнения и неравенства о параметром (16 час)
Область допустимых значений уравнения и нахождение корней.
Параметр в иррациональных уравнениях и неравенствах.
Нестандартные методы решения задач.
Графический метод.
Параметр в алгебраических системах уравнений и неравенств;
Раздел 4 Показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметром (16час)
Показательная и логарифмическая функция в задачах с параметром.
Параметр в логарифмических и показательных уравнениях и неравенствах.
Раздел 5 Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром (16 час)
Параметр в простейших тригонометрических уравнениях и системах уравнений, неравенствах. использование графиков тригонометрических функций.
Применение ограниченности тригонометрических функций при решении задач с параметром.
Параметр в уравнениях, содержащих символы обратных тригонометрических функций.
11 класс
Раздел 1 Производная. Задачи с па...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.31 | Просмотров: 2674

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340