Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Элементы проблемного обучения при решении физических задач
Автор(ы): Кожура Ирина Викторовна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Структура деятельности учителя и учащихся: Существуют определенные требования к проблемным ситуациям. 1. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы уже первоначальный анализ её вызывал у уч-ся одновременно и чувство затруднения, и чувство предстоящего успеха, чтобы возникло не только противоречие, но и возможность снятия его, то есть необходимо соблюдать принцип доступности. Если проблемная ситуация слишком трудна, то ученик теряет надежду на её решение, если слишком проста, уч-ся теряет интерес к предстоящему решению. 2. Проблемная ситуация должна содержать в себе элемент нового, интересного для уч-ся; это способствует включению школьника в активный познавательный процесс. Интерес к решению проблемных ситуаций возникает при разнообразии их по содержанию и по форме выражения. В своей работе я использую проблемные ситуации при: - изучении нового материала;
- проведении демонстрационного и фронтального эксперимента;
- решении физических задач;
- выполнении учащимися домашних работ
Проблемность обучения при решении физических задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач и задач-проблем. Виды проблемных задач: вычислительные задачи "с числами и без чисел"; качественные задачи; графические задачи; экспериментальные задачи; задачи – рисунки; задачи – софизмы; задачи – оценки. Творческая задача – задача, в которой отсутствуют данные, необходимые для прямой или косвенной подсказки идеи решения (то есть превращает её в проблему).Уч-ся могут успешно решать её лишь после того, как они достаточно хорошо усвоят материал темы и приобретут некоторые навыки в решении задач. Творческие задачи я использую на завершающем этапе изучения материала темы. В качестве примера приведу некоторые задачи для учащихся 7 класса по теме “Плотность вещества”( программа С.В.Громов, Н.А.Родина) Задачи: 1. Даны стальная спица и мензурка с водой. Как с их помощью определить плотность кусочка пробки? 2. Определите массу деревянного бруска с помощью одной линейки. 3. Сколько кирпичей с размерами мм можно перевезти на машине грузоподъемностью 4т? Основное назначение задач-проблем – развитие умственных способностей уч-ся в процессе самостоятельного решения. Приведу пример использования графической задачи в 8 классе по теме “Законы Ньютона” (программа С.В.Громов, Н.А.Родина) Задание: По графику, представленному на рисунке, найти все, что можно, если масса тела 2 кг. . Задачи данного типа развивают творческие способности учащихся, логическое мышление и выводят на более высокий уровень обучения физики. По графику ребята очень легко могут найти кинематические величины: скорость, ускорение, перемещение, определят характер движения, но т.к проблемные задачи должны содержать элемент нового, то новое для них - это нахождение силы и построение графика силы. Решение: I.АВ: - (по графику)
- ;
- так как , то движение равномерное
- , так как движение равномерное
- , S = 2.5м
-
II.ВС: - (по графику)
- ;
- движение равнозамедленное
- ,
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.31 | Просмотров: 1589
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
https://gos-ritual.ru крематорий на шафировском. Крематорий спб шафировский. |