Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема любви в поэзии М.И. Цветаевой: Мне пара крыл прекрасных дана… - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Тема любви в поэзии М.И. Цветаевой: Мне пара крыл прекрасных дана…


Автор(ы): Стаханова Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Эпиграф
Женщина часто бывает гениальна в любви, её отношение к любви универсально, она вкладывает в любовь всю полноту своей природы и все упования свои связывает с любовью.
Н. Бердяев
I. Организационный момент
  • Создание эмоционального настроя учащихся.
Звучит музыка Грига, любимого композитора М. И. Цветаевой. На фоне музыки ученица исполняет стихотворение М. Цветаевой “Кто создан из камня”.
Кто создан из камня, кто создан из глины, – / А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина, / Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти – / Тем гроб и надгробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полёте / Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети / Пробьётся мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? – / Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена, / Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена – / Высокая пена морская!
II. Вступительное слово учителя
Однажды, отдыхая в Коктебеле у Максимилиана Волошина, Марина Цветаева сказала:
– Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень.
На что М.Волошин ответил:
– Нет, Марина, всё будет иначе. Сначала ты полюбишь его, а после он вложит в твою руку обыкновенный булыжник, и ты назовёшь его самым красивым камнем.
Пожалуй, в этой истории вся Марина, ещё юная, но уже такая, какой она останется в своих стихах и в жизни – романтик и максималист. А стихи и жизнь сплетёт в одну самую главную тему своего творчества – тему любви.
III. Проверка домашнего задания
Гете сказал: “Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта”.
Поэтический мир уникален. И путешествие в поэтический мир М.И.Цветаевой вы начали с её программных стихотворений “Кто создан из камня” и “Что же мне делать…”
(Дома учащиеся анализировали одно из стихотворений по плану: выписать из текста стихотворения слова, с помощью которых поэтесса создаёт образ лирической героини; определить, в каких отношениях с миром находится героиня; подобрать понятия для определения каждого из миров; сделать вывод о принадлежности М.Цветаевой к литературному направлению).
Учащиеся: Поэтесса характеризует мир героини с помощью слов: серебрюсь, сверкаю, бренная пена, измена, крещена, поёт, непрестанно разбита, кудри беспутные, своеволие, дробясь, воскресаю; ребром и промыслом певчая, невесомость, безмерность. Мир лирической героини противостоит миру обыкновенных людей. В “мире гирь” и “мер”, где “вдохновенье хранят, как в термосе”, среди обыкновенных, созданных из камня и глины, она “невесома”, “безмерна”. Она подобна Венере – богине любви, рождённой “бренной пеной”. Образ символичен для Цветаевой:
“Марина” – в переводе с латинского букв. “морская”.
– Не примкнув ни к одному из модернистских течений начала ХХ века, кем по своему поэтическому мироощущению оставалась Цветаева?
Романтиком. Доказательством этому служат стихи цикла “Поэт” (1923). А в 1929 г. Цветаева напишет в письме Марку Слониму: “Вот у Бодлера поэт – это альбатрос…ну какой же я – альбатрос? Просто ощипанная пичуга, замерзающая от холода, а вернее всего – потусторонний дух, случайно попавший на эту чуждую, страшную землю”
Вывод: безумная нечеловеческая высота, энергия, напряжённость, максимализм, “безмерность в мире мер”, которую нам сегодня ещё предстоит ощутить – вот что по-настоящему определяет особенность цветаевского чувства. И главное из чувств – любовь.
(Дальнейшая работа будет носить характер исследования, целью которого будет определение своеобразия любовной лирики М. И. Цветаевой, прочтение её любовной поэзии в контексте времени).
IV. Знакомство с философским видением понятия “любовь”: работа в парах.
Поэтический мир уникален, и всё-таки зависим от философии времени. Поэзия Серебряного века выражает философское видение любви.
- Ознакомьтесь с высказываниями русских философов начала ХХ века и определите, как они осмысляли значение любви в жизни человека. Работая в парах, обменивайтесь мнениями, самостоятельно ведите записи в тетрадях. По итогам обсуждения составьте ассоциативный ряд, возникший в связи с понятием любви в философии начала ХХ века.
Н.Бердяев: “…Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть творчество, есть излучение творческой энергии. Любят ни за что. Любовь есть благодатная излучающая энергия. Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий. Всякое творчество есть любовь…”
П.Флоренский: “Любовь открывает для человека новые возможности, просветляет и озаряет его, способствует введению его в Столп Истины…”
В.Соловьёв: “…Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма…”
“В русской литературе в высшей степени развиты превращённые формы Эроса, где он выступает как Эрос сердца и Духа”. “Жизнь разводит влюблённых для того, чтобы усиливались духовные тяготения и чтобы стягивалась из конца в конец вся необъятная Русь, перекрёстными скитаниями рассеянных по ней существ, как ветры, гуляли по ней души тоскующих в разлуке”. “Русская любовь – это взаимное истязание, страдание, и в нём – наслаждение. Телесной похоти здесь нет, зато есть похоть духа”.
Заслушиваем ответы учащихся.
Учащиеся размышляют о том, что такое любовь в понимании русских философов, почему в любви заключена полнота жизни человека, говорят о смысле, важности, настоятельной потребности этого чувства, осмысливают в высказываниях слова жажда и жертва, определяют, в чём русские философы видят национальное своеобразие русского чувства любви.
Итог работы в парах: составление ассоциативного ряда, возникающего после знакомства с размышлениями о любви русских философов начала ХХ века. Примерный набор ассоциаций: потребность, преображение, наслаждение, творчество, бескорыстие, страсть, самопожертвование, спасение, страдание, истязание, одухотворение, возвышение, всепоглощающее чувство, духовное тяготение и т. д.
(Запись ассоциаций выполняем в таблице, в первом из трёх столбиков: понимание любви русскими философами).
V. Литературная композиция
– Какое место занимала любовь в жизни и творчестве М.Цветаевой?
Звучит композиция: отрывки из писем М.Цветаевой:
“Вчера вечером я вышла и дома, чтобы снять бельё, ибо надвигался дождь. И приняла в свои объятья весь ветер, - нет! Весь север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошёл в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собой в море. И всё же это называется только так: я люблю тебя”.
“Мой Серёженька!.. Если от счастья не умирают, то во всяком случае – каменеют. Только что получила Ваше письмо: Закаменела… Не знаю, с чего начать. – Нет. Знаю, с чего начать: то, чем и кончу: моя любовь к вам…”
Как жгучая, отточенная лесть / Под римским небом, на ночной веранде,
Как смертный кубок в розовой гирлянде – / Магических таких два слова есть.
Мне синь небес и глаз любимых синь / Слепят глаза. – Поэт, не будь в обиде,
Что времени мне нету на латынь!
Любовницы читают ли, Овидий?! / Твои тебя читали ль? – Не отринь
Наследницу твоих же героинь!
Из писем М.Цветаевой: “Психею (невидимую) мы любим вечно, потому что невидимое в нас любит – только душа!”; “Я – не для жизни. У меня всё – пожар! Мне больно, понимаете? Я ободранный человек, а вы все в броне. У меня на глубину – ни-че-го. Всё спадает как кожа, а под кожей – живое мясо или огонь: я – Психея…”
VI. Постановка проблемного вопроса
Учитель: Она любила всю жизнь, многих, по-разному. И часто была осуждаема за свою любовь. “Скрещение судеб” – такое название дала своей книге о М.Цветаевой Мария Белкина. “В жизни нет ничего случайного, и случайных встреч не бывает”, - любила говорить М.Цветаева. Каждая встреча – это божественное веление судьбы. И именно скрещение судеб рождало поэзию. Кто адресат любовной лирики М.Цветаевой, кто рождал чувство, провоцировал рождение стиха – это не важно. “Моя душа – мгновений след”, - скажет поэтесса. Мгновений пересечения: с мужем Сергеем Эфроном, единственным и всю жизнь любимым; 20-летней дружбы с Максимилианом Волошиным, ангелом-хранителем Цветаевой, с которым ощущала “равенство души и глагола”; мгновений страстной любви к К.Родзиевичу; переписки и дружбы до самой смерти с Б. Пастернаком, которые начались одиннадцатью берлинскими неделями сплошных встреч и общения; увлечения М.Рильке, А.Бахрахом, критиком, которого Цветаева в жизни своей никогда не видела; с О.Мандельштамом, первым поэтическим увлечением; А.Тарковским, В.Маяковским, составлявшими круг общения после эмиграции; актрисой С.Голлидей, режиссёром В.Завадским, поэтессой С.Порнок.
И “каждый стих – дитя любви”.
– В чём исключительность чувства любви лирической героини М.Цветаевой? Какие переживания, чувства становятся лейтмотивом любовной поэзии Цветаевой?
VII. Трактовка символов в любовной поэзии: индивидуальное задание.
Самые проникновенные строки посвящены Сергею Эфрону.
Чтение стихотворения “Писала я на аспидной доске”.
К уроку было дано индивидуальное задание поработать со словарём В.В.Похлёбкина “Международная символика и эмблематика” и проанализировать стихотворение, исходя из трактовки символов. (Учащийся анализирует стихотворение, опираясь на образы: образ радуги небесной – символ отражения божественного света; образ креста – символ страдания, жертвы; образ кольца – символ верности. Делает вывод, как эти образы помогают поэтессе выразить своё понимание любви).
Другой учащийся анализировал стихотворение “Солнце – одно, а шагает по всем городам…” У стихотворения нет названия: поэтесса не хочет сузить рамки восприятия. Определяется ключевой образ солнца. Что даёт он для понимания авторского замысла? Солнце – любовь как основа жизни на земле, без чего жизни не бывает, т. е. любовь – насущно необходимое чувство.
VIII. Анализ и интерпретация поэтических текстов: работа в парах
Итак, “безмерность в мире мер” характеризует мироощущение лирической героини любовной лирики Цветаевой.
– Какие же чувства становятся лейтмотивом в состоянии лирической героини? Какие лики, оттенки приобретает это чувство в поэзии Цветаевой?
(Каждая пара учащихся анализирует определённое стихотворение по плану и формулирует вывод).
Стихотворение. “Мировое началось во мгле кочевье…” Любовь – это вселенское чувство, непреодолимая жажда любви.
Стихотворение “Строительница струн”. Любовь – всепроникающее чувство.
Стихотворение “Я тебя отвоюю…” Героиня воинствующая, решительная.
Стихотворение “Откуда такая нежность…” Нежная, трепетная.
Стихотворение “Я – страница твоему перу…” Жертвенная, растворяющаяся в чувстве любимого.
Стихотворение “Никто ничего не отнял…” Мудрая, просветлённая.
Стихотворение “Любовь! Любовь! И в судорогах…” Клятва верности любви, возможность раскрыть все богатства души, самовыразиться.
Стихотворение “Пригвождена к позорному столбу”. Любовь, за которую все осуждают. Готовность за любовь на любую жертву.
Стихотворение “Надпись в альбом”. Любовь, сохранённая в памяти как пленительный миг.
Прослушивание песни на стихи М. Цветаевой, музыка М. Таривердиева “Мне нравится”. Вопрос для активного слушания:
– Как песня в кинофильме помогала режиссёру в создании образа главной героини, что песня добавляла к характеру?
Стихотворение “Мне нравится”. Благодарное приятие любви, готовность к ней, её предчувствие.
Стихотворение “Провода”. Символ любви как связи душ, подобной невидимому электрическому току.
Стихотворение “Расстояние: вёрсты, дали…” Тема несостоявшейся любви.
Учитель: Трагедия – в разминовении, невстрече людей, предназначенных друг другу судьбой.
Даны мне были и голос любый / И восхитительный выгиб лба.
Судьба меня целовала в губы, / Учила первенствовать Судьба.
Устам платила я щедрой данью, / Я розы сыпала на гроба…
Но на бегу меня тяжкой дланью / Схватила за волосы Судьба
Судьба – разлучница, но и союзница Духа. Сила страдания усиливает чувство. Цветаева: “Когда я без человека, он во мне целей и цельней”.
“Сердечная волна не вздымалась бы так высоко и не превращалась бы в Дух, когда бы ей не преграждала путь старая немая скала – Судьба” – эти слова Гёльдерлина любила повторять М. Цветаева.
Обобщаем. – Сформулируйте и запишите, какие черты присущи лирической героине Цветаевой. Максимализм, бескомпромиссность, сверхраспахнутость, сила духа, честность, мужество, несгибаемость при женской хрупкости, страстность, благородство, искренность и т. д.
Вывод. Заполните второй столбик таблицы ассоциациями в связи с понятием любви в лирике М. Цветаевой.
Примерный ряд ассоциаций: потребность, необходимость, спасение, жертва, душа, страдание, разлука, невстреча, духов...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.31 | Просмотров: 2260

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340