Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование здоровьесберегающих современных педагогических технологий для воспитания ловкости у школьников в условиях сельской малочисленной школы - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Использование здоровьесберегающих современных педагогических технологий для воспитания ловкости у школьников в условиях сельской малочисленной школы


Автор(ы): Малкова Светлана Владимировна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Анализ литературы [1, 2, 3, 4, 5,7, 8, 9] показал, что в теории и практике существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам классифицированы в несколько обобщенных групп: по уровню применения; по философской основе; по ведущему фактору психического развития; по ориентации на личностные структуры; по характеру содержания и структуры; по организационным формам; по типу управления познавательной деятельностью; по подходу к ребенку; по преобладающему методу; по направлению модернизации существующей традиционной системы; по категориям обучающихся [9].
В данной классификации мы выделяем технологии по направлению модернизации существующей традиционной системы, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система. По этому направлению выделены следующие группы технологий: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений; на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся; на основе эффективности организации и управления процессом обучения; на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала; природосообразные использующие методы народной педагогики; альтернативные; комплексные политтехнологии [9].
В классификации современных технологий по данному направлению для нашей работы наиболее значимы педагогические технологии на основе активизации и интенсификации и педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. В группе педагогических технологий на основе активизации и интенсификации выделяем только игровые технологии, а вот в группе педагогических технологий на основе эффективности организации и управления процессом обучения обозначаем технологии дифференцированного (уровневого) обучения и технологии индивидуализации обучения.
Технологии дифференцированного обучения и индивидуализации обучения являются “проникающими технологиями”, т.е. дифференцированный и индивидуальный подход осуществляется практически во многих технологиях. Игровые технологии применяются в любом возрастном периоде и являются неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания.
Изучив теорию и опыт работы по использованию данных технологий на учебных предметах, мы адаптируем эти технологии к проведению учебной и воспитательной физкультурно-оздоровительной работы в условиях сельской малочисленной школы, при этом акцент делаем на воспитание ловкости.
В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференциация обучения детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социальновостребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты.
При этом формирование принципов здорового образа жизни у школьников, факторы сохранения здоровья детей практически не учитываются. Приоритетными факторами, содействующими здоровью, являются: психическое здоровье школьников, комплекс медико-социальных мероприятий и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, расширение сети спортивно-оздоровительных мероприятий. Большую роль в этой проблеме играют здоровьесберегающие технологии, направленные на повышение объема и разнообразия форм двигательной активности, на воспитание культуры ребенка, которая определяется культурой здорового образа жизни и умением создать гармонию своего существования в самом широком смысле. В современных условиях значительное увеличение объема двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к конкретизации и переключения внимания, пространственно-временной точности движений. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость.
Ловкость включает в себя ряд специфических проявлений:
  • ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы;
  • ловкость, проявляемая в действиях, связанных с передвижением в условиях усложненной и меняющейся обстановки;
  • ловкость, проявляемая в упражнениях с изменяющимся сопротивлением;
  • ловкость, проявляемая в упражнениях с изменяющимся сопротивлением;
  • ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий некоторых участников;
  • ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами;
  • ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих практически согласованных действий в играх с тактическим противодействием и взаимодействием участников [3].
Считаем, что развитие ловкости, как комплексной способности, является важной составляющей в повышении объема двигательной активности школьников.
Основываясь на анализах исследований И.М. Туревского [11] и учитывая методические рекомендации по воспитанию ловкости, мы в своей работе выделяем в качестве основных двух методов воспитания этой способности:
  1. Применение необычных двигательных заданий.
  2. Сенсорный метод.
Считаем целесообразным применение в целях воспитания ловкости главным образом таких упражнений, которые содержат элементы новизны. Хорошо усвоенные (привычные) двигательные действия в этом отношении оказываются малоэффективными.
В качестве конкретных методических приемов мы применяем:
  • изменение скорости и темпа движений (см. приложение № 4,5,6);
  • варьирование пространственных границ, в которых выполняется упражнение (см. приложение № 7,11,12,13);
  • усложнение упражнения дополнительными движениями (см. приложение № 5,6, 7,8,9);
  • изменение способа выполнения действия, состязание в “двигательном творчестве” (см. приложение № 11,12,13).
Для реализации данных методов на основе исследований И.М. Туревского [23] мы подобрали игровой материал с методическими рекомендациями и основными упражнениями для учащихся начальных классов. Данный материал представлен в приложении (см. приложение № 11,12,13).
У учащихся начальных классов ловкость лучше развивать в комплексе с быстротой. Ловкие движения – это, как правило, быстрые движения, особенно если их выполняют без значительных внешних отягощений. Младшие школьники выполняют различные варианты ходьбы и бега (см. приложение 4). Основным средством, используемым нами для развития быстроты движений, являются упражнения с предметами, особенно с мячами (см. приложение № 5,6,7,8). Эти упражнения являются незаменимыми также для развития ловкости рук и туловища. Манипулирование предметами, имеющими определенную массу и форму, требует тонкой работы кисти и пальцев. Такие движения полезны при обучении учащихся разнообразным навыкам – письму, рисованию, лепке и т.д. Разнообразная нагрузка на мышцы кисти укрепляет ее, делает пальцы подвижными и ловкими. Координация движений, лежащая в основе ловкости, в наибольшей степени склонны к развитию в младшем школьном возрасте. Необходимым, считаем, также научить детей быстро и точно различать все стороны пространства и безошибочно выполнять движения в нужном направлении. С учащимися младших классов мы проводим упражнения, для совершенствования способности ориентироваться в пространстве (см. приложение № 9,10).
В среднем школьном возрасте ловкость развиваем в комплексе с координацией движений. В школьной программе по физической культуре имеются такие упражнения, которые к развитию ловкости предъявляют особые требования. Сюда относятся вращения, упражнения в равновесии, в особенности на поднятой над полом и уменьшенной опоре, а также двигательные действия при необычном положении тела в гравитационном поле, например, вниз головой. Вращательные движения мы включаем в гимнастические упражнения на снарядах, в акробатические упражнения. На первых порах при попытке выполнить эти действия у детей имеет место потеря ориентировки в пространстве. Необходимым условием для освоения этих двигательных умений мы считаем предварительную подготовку системы ориентации учащихся к необычному положению тела. Для адаптации учащихся к необычному положению тела в пространстве и к вращательным движениям в уроки включаются специально подобранные упражнения (см. приложение № 14). Развивая чувство равновесия на уменьшенной опоре, сначала знакомим учеников с упражнениями, предварительно один-два раза выполнив их на полу по начерченной широкой линии (см. приложение № 15).
Как показывают наши многолетние наблюдения, в этом возрастном периоде ценным средством развития ловкости считаем подвижные и спортивные игры, где занимающиеся сталкиваются с разнообразными и непредвиденными задачами, требующими адекватных, быстрых, рациональных и находчивых двигательных реакций.
На основе отобранного материала мы дифференцируем задания при воспитании ловкости на занятиях с разновозрастными группами, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Использование уровневой дифференциации предполагает дифференцированные задания для усвоения материала на двух уровнях: базового и повышенного. При чем базовый уровень определяет и задает обязательные результаты обучения, а повышенный определяется глубиной овладения содержанием образования. В то же время задания для повышенного уровня являются основой базового уровня для учащихся следующего класса. Приведем пример вариантов заданий разного уровня сложности в разновозрастной группе в акробатических упражнениях:
Таблица 1
Пример вариантов заданий разного уровня в разновозрастной группе в акробатических упражнениях
Базовый уровень Повышенный уровень
2 класс
1. Перекаты в группировке назад-вперед, вправо-влево (уметь выполнять) 1. Два, три кувырка вперед слитно в группировке
2. Кувырок вперед в группировке (учиться выполнять) 2. “Мост” из и.п. – стоя, ноги на ширине плеч с помощью и страховкой партнера
3. Программная акробатическая композиция (уметь выполнять) 3. Акробатическая композиция (составить свою композицию)
4. “Мост” из и.п. – лежа на спине (учиться выполнять)
5. Название элементов и их выполнение (знать)
6. Помощь и страховка партнера (уметь осуществлять)
4 класс
1. Два, три кувырка вперед в группировке слитно (уметь выполнять) 1. “Мост” из и.п. – стоя, ноги на ширине плеч без помощи партнера
2. Кувырок назад в группировке (уметь выполнять) 2. Кувырок назад из положения, лежа на спине
3. “Мост” из и.п. – стоя, ноги на ширине плеч с помощью и страховкой партнера (учиться выполнять) 3. Акробатическая композиция (составить и обосновать)
4. Акробатические элементы (знать названия и выполнять их по заданию учителя)
5. Страховка, самостраховка (уметь осуществлять)
Используя дифференцированные задания, мы считаем, важным сообщить учащимся цель и план их работы, а в конце подвести итоги. Дифференциация заданий в технологии уровневой дифференциации позволяет следить за усвоением знаний и умений каждым учеником, что способствует оказанию своевременной помощи школьникам (См. приложение № 1,2).
Свободный выбор разноуровневого задания предполагает умение правильно соотнести свои возможности со степенью трудности его выполнения. Для определения исходной степени развития ловкости учащегося мы используем свои многолетние наблюдения, а также проводим тесты уровней развития координационных способностей [11]. (См. приложение № 16,17).
Определив уровень (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий), мы дифференцируем задания, развивая ловкость по индивидуально избранной траектории с возможно более полным развитием этой способности в соответствии с его возможностями, а также развиваем творческую активность и интерес к предмету[10].
В условиях нашей школы мы стараемся рационально организовать двигательную активность учащихся. Во-первых, это уроки физической культуры, гимнастика до занятий, динамические паузы, физкультминутки в течение урока, а также физкультурно-оздоровительная работа.
Уроки проводим в основном на открытом воздухе, т.к. нет спортивного зала (помещение приспособлено). С помощью администрации Слободской волости у нас появилась многофункциональная спортивная площадка.
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.07 | Просмотров: 1618

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340