Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок внеклассного чтения Человек есть не что иное, как ряд его поступков в 5-м классе. - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения Человек есть не что иное, как ряд его поступков в 5-м классе.


Автор(ы): Чабаева Алсу Зиятдиновна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Человек есть не что иное, как ряд его поступков”
Гегель
(Урок внеклассного чтения в 5 классе)
Цели и задачи урока:
  • раскрыть смысл выражения “хороший человек”
  • научить детей оценивать человеческие поступки;
  • научить умению отличать хорошее от плохого;
  • воспитывать лучшие качества по отношению к окружающим.
Оборудование:
  • проекционная система;
  • экран;
  • запись музыки Бетховена “Лунная соната”;
  • распечатки произведений Сухомлинского;
  • карточки в виде сердечек с домашним заданием;
  • цветок из бумаги для работы на уроке;

Ход урока

I. Орг. Момент.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока “Человек есть не что иное, как ряд его поступков” это высказывание немецкого философа Гегеля.
Как вы понимаете это выражение? (Дети отвечают)
Действительно, именно от поступков, совершаемых человеком, зависит, какой он на самом деле человек.
Что значит быть хорошим человеком?
На этот вопрос мы ответим в ходе нашего урока.

II. Изучение новой темы.

Чтение рассказа “Каждый человек должен” под музыку Бетховена “Лунная соната”.

В.А.Сухомлинский “Каждый человек должен”
“Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря – отдыхать. Мама стелет постель на полке для себя и на отдельной полке – для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:
- Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он едет сам?
- Ночью тоже ведет поезд машинист.
- Как? – удивляется Петрик.- Неужели он ночью не спит?
- Не спит, сынок.
- Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше удивляется Петрик.
- Да, машинист не целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы, и мы погибли бы.
- Но как же это так? – не может понять Петрик. – Ведь спать-то ему хочется?
- Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.
- И я должен? – спрашивает Петрик.
- И ты должен.
- Что же я должен?
- Быть человеком, - ответила мама, - Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.

Обсуждение рассказа “Каждый человек должен”.

Почему Петрик долго не мог уснуть? (Ребята отвечают)
Что вы можете добавить к словам мамы Петрика? Какими качествами надо обладать, чтобы стать человеком? (Дети перечисляют)
А кто вас учит тому, чтобы вы стали хорошими людьми? (ребята отвечают)
Также нас этому учит и Библия, и Коран. Я вас познакомлю с несколькими заповедями Библии, некоторые вы попытаетесь объяснить сами.

Ознакомление с заповедями Библии.

I. Да не будет у тебя других богов перед лицом твоим.
(Господь учит нас любить его, надеяться на него, молиться ему);
II. Не делай себе кумира. (Он запрещает нам служить и молиться ложным богам и надеяться на их помощь);
А вот следующие заповеди прочитайте и попробуйте объяснить сами.
III. Почитай отца твоего и мать твою. (Г. Учит почитать родителей);
IV.Не убивай. (Г. Призывает никому не делать зла. Не вредить ни их жизни, ни их здоровью);
V.Не кради. (Г. Учит не брать чужого, ни силой, ни хитростью)
VI.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Г. Учит нас не говорить ни про кого лжи);
Какой вывод вы сделали для себя, ознакомившись с заповедями из Библии? (Ответы детей)
Их нам надо всем соблюдать, потому что они учат нас только хорошему. Я думаю, вы со мной согласитесь.

Беседа о нравственных качествах человека и раскрытие понятия “Что такое хорошо”.

У Владимира Маяковского есть стихотворение “Что такое хорошо и что такое плохо?”. Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
“Что такое хорошо и что такое плохо?”.
Как вы бы ответили на вопрос: “Что такое плохо?” (Дети отвечают).
В этом стихотворении есть еще один вопрос: “А что такое хорошо?”. Ребята, быть здоровым хорошо? (Дети отвечают)

Физкультминутка.

А сейчас, ребята, мы с вами будем укреплять свое здоровье с помощью дыхательной гимнастики Стрельниковой. У кого закружится голова, можете делать сидя. В этом ничего страшного нет: просто в кору головного мозга поступает много кислорода, а наши сосуды не привыкли к этому. Поэтому происходит головокружение. Сейчас мы проделаем 3 упражнения. Каждое по 8 раз.
1-е упражнение называется “Китайский болванчик”. Наклоняем голову влево, вправо, как будто приговариваем: “Ай, яй-яй, как не стыдно”. Стоим прямо, на каждый наклон – вдох.
2-е – “Кошка”. Стоим прямо, ступни не отрываем от пола, поворачиваем туловище, голова поворачивается вместе с туловищем, при этом, чуть-чуть приседаем, колени гнутся и выпрямляются. На каждый поворот – вдох.
3-е – “Обними плечи”. Руки подняты на уровне груди, согнуты в локтях, в момент вдоха швыряем руки навстречу друг другу до отказа. Менять руки нельзя. Молодцы!

Работа с пословицами и поговорками о нравственных качествах человека.

Знаете такую пословицу “У кого что болит, тот о том и говорит?” Эта пословица не про нас, потому что болеть мы не собираемся, а будем говорить о пословицах и поговорках, где говорится о людях, об их хороших и плохих качествах . Дома какие пословицы вам удалось найти? Устроем соревнование между рядами. Какой ряд последним назовет пословицу или поговорку, тот и побеждает. Начинает первый ряд.
- Как вы все славно потрудились. Какие вы все умные, столько пословиц и поговорок знаете. Молодцы. У меня к вам следующий вопрос. Может ли умный, всезнающий человек совершать плохие поступки? (дети отвечают)

Чтение рассказ Сухомлинского “Самое важное – это заставить себя чувствовать”.

А теперь прочитаем рассказ Сухомлинского “Самое важное – это заставить себя чувствовать”:
“Учился в одной школе в четвертом классе Генка. Какой бы вопрос ни поставила учительница, Генка сразу дает полный ответ и пять” получает. Писал Генка лучше всех. Решал задачи быстрее всех.
Но не любили товарищи Генку: слишком уж выставлял напоказ он свой ум. Ответит на вопрос учительницы и так посмотрит на класс, будто говорит: “Я самый умный”.
Весною кла...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.07 | Просмотров: 1940

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340