Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок внеклассного чтения Чудо Рождества по рассказу А.Куприна Тапёр - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения Чудо Рождества по рассказу А.Куприна Тапёр


Автор(ы): Никодимова Мария Ивановна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.
  2. Выработать навыки анализа произведения.
  3. Обучать выразительному чтению.
Предварительная работа:
  • чтение текста
  • индивидуальные выступления.
Оборудование:
  • Портрет А. Куприна.
  • Портрет А.Г. Рубинштейна.
  • Лист « Венгерской рапсодии» Листа.
  • Произведения Шопена, Чайковского.
Сегодня на уроке мы поговорим о судьбе мальчика, в жизни которого случилось чудо.
Почему же мы не остаёмся равнодушными к судьбе этого мальчика?
О чём заставляет нас задуматься А. Куприн.?
Слово учителя: В 90-х годах Х1Х в. А. Куприн познакомился с выдающимся компо- зитором, жизнь которого его очень заинтересовала. И вот в 1897 году Куприн пишет рассказ, в основу которого легла судьба этого человека. Рассказ называется «Тапёр»
-Прежде чем мы перейдём к тексту, поговорим о слове тапёр.
- В словаре иностранных слов даётся такое определение: тапёр- музыкант, пианист, баянист, играющий за деньги на танцевальных вечерах.
А ещё нам встретится слово рапсодия. Это музыкальное произведение, основанное на народных танцах, состоящее из медленной и быстрой части.
Звучит музыка.

Выступление ученицы: Давным давно в конце XVIII века в России начали устраиваться вечера для детей из знатных семей. Эти вечера в начале проводились один раз в год –в Рождество, а затем стали организовыватьсяи в именины. На эти вечера допускались дети с 12 лет. Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, знать бальный этикет, просто общаться, получая массу впечатлений.
- На один из таких вечеров, который проводится в семье Рудневых? мы отправимся вместе с вами.
1. Кто особенно запомнился из детей Рудневых?
2. Чем примечательна эта семья?
3. Каковы хозяева этого дома?
4. К какому празднику готовятся Рудневы?
5. Какая интересная традиция существовала в этой семье?.
(Вывод: Вот это экспозиция рассказа.)
6. Как Куприн передаёт суматоху перед началом бала у Рудневых?
Ответ на этот вопрос учащиеся пересказывают близко к тексту.
- Кто из сестёр волнуется больше всего? Конечно же, младшая из сестёр, Тина, это её первый бал., а музыкантов всё нет. (Вывод: это завязка действия.)
Вместо музыкантов Дуняша привела мальчика, бледного, худощавого, в подержанном мундирчике. Лицо у мальчика было некрасивое, но выразительное, с очень тонкими чертами. о таком лице говорят- одухотворенное.
-Как же встретили тапёра в доме Рудневых?
Учащиеся читают эти строчки.
--Почему с таким недоверием отнеслись к мальчику?
Единственным человеком, кто был рад любому музыканту, была Тиночка. Появление Юры стало для нее чудом Рождества. Она схватила мальчика за руки и подвела к великолепному роялю.
Тапёр сел за рояль и стал играть « Венгерскую рапсодию» Листа, которая состояла из танцев. (Звучит рапсодия).
-Какова была реакция детей? (Игра привлекла слушателей: «зала постепенно заполнилась»)
-Каким одним словом можно выразить состояние самого мальчика? (Вдохновение).
-Почему Юра стал играть « Венгерскую рапсодию», а не какое-то другое произведение?
(Это очень красивое, очень сложное предложение. Оно трудно для исполнителя, требует высокого мастерства, оно соответствует настроению мальчика.)
Для маленького Юры чудом стало то, что хозяин дома похвалил его исполнение. Его восклицания : « Какой мастер!», «Прекрасно играете!», « Прекрасно играете, голубчик! Большое наслаждение нам доставили» воодушевили его, и он стал виртуозно исполнять труднейшие пассажи, его душа поёт и плачет. (Звучит 2-я часть «Венгерской рапсодии» Листа- быстрый огненый танец.)
Вторая часть рассказа начинается под звуки торжественного марша ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.07 | Просмотров: 2220

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340