Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Свободолюбивый характер Мцыри - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Свободолюбивый характер Мцыри


Автор(ы): Чепела Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
  • закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
ХОД УРОКА
I. Постановка учебной задачи.
Учитель. Перечитайте тему урока. Что требует от нас формулировка темы: рассуждения, описания, рассказа?
По поводу чего мы будем рассуждать? Что же главное? (Свободолюбивый)
Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, в процессе нашей работы мы должны доказать, что это свободолюбивый характер. Наша задача – выявить истоки и проявление этого свободолюбия. Чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и их причины.
– С чего начнем разговор?
– С определения значения слова “свобода”.
– Каково значение слова “свобода” по словарю В.И. Даля? (Проверка домашнего задания)
– Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по – своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.
– Что же значит слово “свободолюбивый”?
II. Беседа по тексту.
– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?
Вывод. Рожденный среди вольного народа, он был обречен на жизнь в тюрьме – монастыре.
– Когда формируется характер?
– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что передано с молоком матери, заложено природой. Какие черты?
Он был, казалось, лет шести.
Как серна гор, пуглив и дик.
И слаб и гибок, как тростник,
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов
. …
…Даже слабый стон из детских
губ не вылетал
И тихо, гордо умирал.
Бродил безмолвен, одинок.
Вывод. Черты, заложенные природой: могучий дух, гордость, сила воли.
– Дает ли Лермонтов портрет Мцыри? Нет. Обобщенный портрет. Судьба многих горцев. Оказывается, что портрет Мцыри создать почти невозможно. Эпитеты очень разные, не поддаются образному восприятию, только чувственному.
– Сопоставьте цитаты, подберите синонимы:
“Могучий дух его отцов” (сильный, смелый);
“Душой дитя” (чистый, беспомощный, неопытный);
“Судьбой монах” (божий человек, чистый).
– Какая была мечта?
– Какие причины побега?
– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.
– А какие ещё черты характера проявились во время побега?
– Почему так много пейзажных зарисовок? Чуткость души через понимание природы свободе Мцыри мог любоваться природой. Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и “слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я увидал:
Мне было свыше то дано.
Мцыри любит природу, понимает её и чувствует. Всё ему кажется родным и близким. Он получает удовольствие от борьбы с бесконечным лесом, от тревожных ночей.
Ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов.
Мцыри наделяет природу фантастическими, незримыми существами, знающими тайну неба и земли. Синеву и чистоту небес он воспринимает необыкновенно, готов видеть ангела полет.
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог.
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам.
Красочность и сочность языка особенно ощутима при описании природы. Очень выразительные сравнения:
Я видел горные хребты
Причудливые, как мечты.
В снегах, горящих, как алмаз.
И солнце сквозь хрусталь земли
Сияло сладостней луны.
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжег
В тюрьме воспитанный цветок.
Вывод. Все изобразительные средства направлены к тому, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Богатство изобразительных средств стоит в тесной связи с богатством внутреннего мира героя поэмы. Любоваться природой он мог только на свободе.
– Какие ещё черты характера проявились во время побега? Смелость. Бой с барсом. Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает чел...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.08 | Просмотров: 3953

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340