Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Выступление на ГМО учителей географии Акмеология - наука о вершинах
Автор(ы): Талашманова Наталья Анатольевна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Выступление на городском методическом объединении, направлено на решение задачи: Мотивация педагогов на непрерывное самообразование. (См. приложение 1) Реформа системы образования проводимая в 2006-2010 должна решить следующие основные задачи: - обеспечить условия для повышения конкурентоспособности личности;
- способствовать повышению уровня совокупной профессиональной компетентности россиян и формированию кадровой элиты общества.
СТРАТЕГИЯ: - модернизация содержания общего образования через внедрение «компетентностного подхода», предполагающего целенаправленное формирование у учащихся «ключевых компетентностей» - совокупности навыков эффективного решения профессиональных проблем
- подготовка специалистов, обладающих востребованными на рынке труда компетентностями, и личностными качествами, позволяющими постоянно и целенаправленно работать над повышением уровня своей профессиональной компетентности.
Концепция самоактуализации как решение поставленных реформой задач. - концепция развития человека и общества, основывающаяся на идее максимально возможной опоры на процессы саморазвития и самоорганизации, предполагающая создание условий для максимально эффективного использования человеком своего потенциала в социально приемлемой форме на благо себя и общества
- процесс самоактуализации – это деятельность, осуществляемая человеком, обладающим рациональным типом мышления, направленная на самого себя и приносящая позитивный социально значимый результат
- самоактуализация взрослого человека осуществляется в процессе его профессиональной и общественно-значимой деятельности. Результатом является комплексное, многомерное, сущностное изменение психики человека, достижение некой вершины- «АКМЕ»
- самоактуализация школьника происходит, главным образом, в учебной деятельности, разворачивающейся в образовательном пространстве
АКМЕ - «вершина»- многомерное состояние человека, которое охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель (оно никогда не является статичным образованием, отличаясь большей или меньшей вариативностью и изменчивостью). Насколько оказывается высокой эта его «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, насколько социально велики и новаторски оригинальны результаты деятельности человека при достижении вершин, это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек, от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации, в которую он попадает, поднявшись на ступень зрелости. Но не в меньшей мере эти количественно-качественные показатели определяются тем, какой у него успел образоваться кругозор, сформироваться общий и специальный интеллект, сложиться нравственное ядро, развиться способности творца. Ясно, — чтобы целостно понять человека как «владельца», как «носителя» всех этих его «ипостасей», осмыслить всю сложность зависимостей между ними, необходимо сведение в единую «картину» результатов изучения зрелого человека, полученных в исследованиях, проведенных с позиций разных наук. Подобные целостные «картины» проходящего ступень зрелости человека, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики постигаются в единстве во всех их взаимосвязях и опосредствованиях и нарабатываются новой наукой- акмеологией в ходе осуществления комплексных исследований. - АКМЕОЛОГИЯ - наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии
- акмеология исследует закономерности психического развития взрослого человека в период его физической, интеллектуальной и нравственной зрелости в границах от 18 до 60 лет. Для большинства это период выбора профессии, ее освоения и достижения вершин профессионализма
- акмеология изучает продуктивность деятельности взрослого человека, условия и технологии, помогающие ему реализовать свои потенциальные возможности в различных сферах жизнедеятельности, а также выявляет взаимосвязи между макрохарактеристиками человека как индивида, личности и субъекта деятельности и прослеживает обусловленность их различными факторами.
Задачи акмеологии - через проведение комплексных разработок предложить предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего (продолжающего) самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма.
- создание методического инструментария, позволяющего выявлять уровень профессионализма, достигнутый как отдельным человеком, так и общностью людей.
Направления акмеологии 1. АКМЕОМЕТРИЯ - построение компьютизированными средствами комплексных рейтинговых оценок по ряду психофизиологических профессиональных показателей. 2. АКМЕОГРАФИЯ - построение моделей разных видов профессиональной деятельности. 3. АНАЛИЗ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТОВ – выделение того общего, что характеризует самых лучших профессионалов. 4. АКМЕИГРОТЕХНИКА технологии, ориентированные на активизацию резервных возможностей личности, критического и эвристического мышления, интенсификацию профессионального самостановления и саморазвития личности. МЕТОДЫ АКМЕОЛОГИИ - общенаучные (диагностические, исследовательские)-тесты личности, интеллекта, специальных способностей, экспертные оценки профессионального продвижения личности
- специальные (коррекционные и развивающие методы и технологии)-видеотренинги, технологии формирование культуры социального и профессионального мышления, психологическая поддержка талантов, обучение способам воздействия на индивидуальное и общественное сознание
С точки зрения уровня профессионализма, может и должен оцениваться не только отдельный человек, работающий в конкретной области труда, но и отдельные, отличающиеся друг от друга по своей величине и по характеру решаемых задач общности, — бригада, экипаж, педагогический коллектив, спортивная команда, труппа театра, кафедра института, префектура, правительство и т.д. педколлективом МОУСОШ№7 была разработана Акмеологическая модель образования - Акмеологическая среда - энергетическое пространство школы, ее социума, установка в деятельности учителей и учащихся на успех, высокие результаты, творческий поиск, когда престижно хорошо учиться и хорошо работать.
- Акмеологические технологии - это технологии саморазвития и обеспечения достижений каждого ученика в условиях вариативности образовательных программ.
- Акмеологическая позиция учителя - профессиональная ориентация на успех в собственной педагогической деятельности, в работе всего коллектива школы, в обучении и воспитании каждого ученика, в развитии его творческого потенциала, установка на саморазвитие. акцент на теоретическое осмысление психологических механизмов профессионализма в педагогической деятельности, рассмотрение объективных и субъективных факторов продуктивности деятельности, модели становления профессионализма, осуществление диагностики развития профессионального самосознания и позиции, качеств и свойств, обеспечивающих в будущем процессы личностного, профессионального роста и самореализации
Задачи педагогов-акмеологов - выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.08 | Просмотров: 1339
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|