Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Методические рекомендации к организации исследовательской работы по теме Экология дачного участка


Автор(ы): Зайнулина Фатыма Фартхуловна, учитель химии

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Один из возможных способов достижения этих целей – учебно-исследовательская деятельность школьников. Важнейшее условие успеха учебно-исследовательской деятельности – использование межпредметных связей по биологии, химии, экологии, географии и д.р. предметам. Примером организации учебного исследования может быть исследование экологии дачного участка.
Объектом исследования может быть дачный участок, расположенный как за чертой города, так и в жилых массивах.
Предметом исследования может быть:
  • Географическое положение дачного участка
  • Исследование загрязнения воздуха выхлопными газами
  • Анализ состояния поверхностных и грунтовых вод, качество осадков
  • Определение кислотности и засоленности почвы
  • Изучение биотической среды
  • Определение содержания нитратов в растениях, выращенных на участке
  • Определение путей утилизации отходов

Описание программы исследований

1. Географическое положение участка

При описании географического положения участка необходимо указать площадь участка, расположение относительно города, крупных промышленных предприятий, автодорог, водных магистралей, расположение грунтовых вод, розу ветров, удаленность от крупных лесных массивов.
В выводах указать об удачном (неудачном) расположении участка, о влиянии различных экологических факторов на экосистему и возможности регулирования их отрицательных воздействий.

2. Исследование загрязнения воздуха выхлопными газами

Ход работы
  • выделить участок дороги протяженность 100м;
  • подсчитать число единиц транспорта, проходящего по участку за 15 мин., умножив на 4, узнать численность за 1час (N);
  • рассчитать общий путь (S) за 1 час S = N*100м;
  • рассчитать количество топлива, сжигаемое двигателями автомашин (R), R = S*К, где К – расход топлива на 1км пути в литрах, для бензиновых двигателей он составляет 0,1л, для дизельных – 0,4л;
  • рассчитать по количеству израсходованного бензина количество образованных вредных выбросов на выбранном участке, учитывая, что при сгорании топлива, необходимого для пробега 1км, образуется 0,6л угарного газа (СО), 0,1л углеводородов, 0,04л оксида азота (4) (NO2). При сгорании дизельного топлива вредных выбросов образуется в 4 (!) раза меньше;
  • для определения загрязненности воздуха сернистым газом (SO2) можно воспользоваться методикой биоиндикации: выбрать несколько невысоких сосен (на участке или рядом с участком) и произвести замеры междоузлий побегов за последние 5 лет; вычислить средние показатели (сложить размеры междоузлий одного года у всех деревьев и разделить на количество деревьев); начертить график, отражающий зависимость годичного прироста с течением времени;
  • на основании полученных результатов сделать выводы.

3. Анализ состояния поверхностных и грунтовых вод, качество осадков.

Определение типа источника воды
Для определения типа источника воды можно воспользоваться классификацией подземных вод в зависимости от условий их залегания:
Название подземных вод Условия залегания Использование
Почвенные воды Находятся в почве
Верховодка Ближайшая к земной поверхности,не имеет сплошного распространения, накапливается, исчезает за счет испаренияили перетекания в более глубокие горизонты Для водоснабжения непригодна
Грунтовые воды Первый постоянный водоносныйгоризонт, не имеет сверху сплошного покрова водонепроницаемых горных пород,подвержен сезонным колебаниям уровня и расхода Широко используется дляводоснабжения городов и населенных пунктов (скважины колодцы, родники)
Межпластовые воды Глубокий водоносный горизонт,имеет сверху сплошной покров водонепроницаемых горных пород Имеют важное значение дляводоснабжения, особенно в районах, в которых загрязнены поверхностные игрунтовые воды
Артезианские воды Напорные межпластовые воды, привскрытии водоносного пласта фонтанируют Широко используются дляводоснабжения
Качественная оценка цветности воды путем сравнения проб воды с дистиллированной водой
Ход работы
  • в стакан из бесцветного стекла налить исследуемую воду и дистиллированную воду;
  • рассмотреть стаканы на фоне белой бумаги при ярком дневном освещении сверху и сбоку;
  • при наличии окраски зафиксировать цвет
Оценка прозрачности воды
Ход работы
  • на дно стеклянного цилиндра (h =350 мм) поместить фарфоровую пластинку виде креста толщиной 1мм;
  • в цилиндр налить исследуемую воду до уровня, когда перестанет просматриваться крест.
Питьевая вода должна иметь прозрачность по кресту не менее 300 мм.
Определение количества взвешенных частиц в воде
Ход работы
  • бумажный фильтр высушить в сушильном шкафу при температуре 105°С и взвесить на химических весах с точностью до 1мг;
  • воду взболтать и пропустить через фильтр;
  • фильтр высушить в сушильном шкафу и взвесить на химических весах;
  • количество взвешенных частиц, осевших на фильтре, определить по формуле и полученное значение пересчитать на 1л воды:
Х = В – А/ V, где, Х – масса взвешенных частиц в 1л воды, г; В – вес фильтра со взвешенными частицами, мг; А – вес бумажного фильтра до фильтрования, мг; V – объем исследуемой воды, мл.
Мутность питьевой воды должна быть не более 1 мг/л, а в весеннее время – не более 2 мг/л.
Оценка запаха воды
Ход работы
  • в колбу с притёртой пробкой налить 2/3 объёма воды, сильно встряхнуть в закрытом состоянии;
  • открыть пробку и оценить запах по шкале интенсивности запаха:
Интенсивность Балл Характеристика запаха
Никакого 0 Запах не ощущается
Очень слабый 1 Запах обнаруживается толькоопытным наблюдателем, а вы его не чувствуете
Слабый 2 Запах обнаруживается толькотогда, когда на него кто-то обратит внимание
Заметный 3 Запах, который вы сразузамечаете
Отчетливый 4 Запах обращает на себявнимание, заставляющий отказаться от питья
Очень сильный 5 Запах настолько сильный, чтовода для питья непригодна
В питьевой воде при температуре 20°С допустимо наличие запаха – не более 2 баллов.
  • дать характеристику запаха и определить вид загрязняющих веществ:
Запах воды Вещества, загрязняющие воду
Химический Промышленные сточные воды,химическая обработка воды
Хлорный Свободный хлор
Углеводородный Стоки нефтеочистительныхзаводов
Затхлый Органические вещества
Лекарственный Фенолы
Сернистый Сероводород – показательсильного загрязнения воды гниющими животными отбросами
Гнилостный Застоявшиеся сточные воды
Землистый Сырая земля
Оценка вкуса воды (интенсивность и характер) при температуре 20°С
Пробу воды на вкус можно производить только при уверенности её безвредности, в сомнительных случаях, воду следует предварительно прокипятить в течение 5 мин., затем охладить до температуры 20°С и потом пробовать на вкус:
Интенсивность Характеристика Баллы
Нет Вкус и привкус не ощущается 0
Очень слабая Вкус и привкус не ощущаетсяпотребителем, обнаруживается только опытным исследователем 1
Слабая Вкус и привкус замечаетсяпотребителем, если обратить на это его внимание 2
Заметная Вкус и привкус вызываютнеодобрительный отзыв о воде 3
Отчетливая Вкус и привкус заставляютвоздержаться от питья 4
Очень сильная Вкус и привкус вызываетотвращение к воде 5
В питьевой воде допускается привкус при температуре 20°С не более, чем 2 балла.
Характер вкуса Характер привкуса
Соленый Рыбный
Горький Металлический
Кислый Хлорный
Сладкий и т.д.
Ход работы
  • подготовленную воду набирают в рот маленькими порциями, держат во рту несколько секунд и определяют вкус и привкус, не проглатывая.
Оценка качества атмосферных осадков (дождевая вода, снег)
Наблюдение за качеством атмосферных осадков может включать определение рН, оценку количества содержащихся в них нитрат-ионов, сульфат-ионов.
Ход работы
  • определение pH – наполнить пробирки собранной водой, опустив в них полоски индикаторной бумаги, результаты сравнить со шкалой, записать данные;
  • обнаружение сульфат-ионов
Реагенты: хлорид бария (10г ВаCl2* Н2О растворить в 90 г воды); соляная кислота (16 мл соляной кислоты ? = 1,19 г/мл) растворить в воде и довести объем до 100мл.
Условия проведения реакции: рН < 7.0; температура комнатная.
Методика: к 10 мл воды прибавить 2-3 капли раствора соляной кислоты и прилить 0,5 мл раствора хлорида бария. При концентрации сульфат-ионов более 10 мг/л выпадает осадок:
SO42- + Ba2+ = BaSO4v
Осадок нерастворим в соляной и азотной кислотах.
  • обнаружение нитрат-ионов
Реагент: дифениламин (1г дифениламина растворить в 100 мл серной кислоты ? = 1,84 г/мл).
Условия проведения реакции: рН < 7.0; температура комнатная.
Методика: к 1 мл воды по каплям добавлять реагент. Бледноголубое окрашивание наблюдается, если концентрация нитрат-ионов более 0,001 мг/л, голубое – 1 мг/л, синее – более 100 мг/л.
На основании полученных результатов сделать выводы.

4. Определение кислотности и засоленности почвы

1. Определение кислотности почвы
Ход работы
  • в пробирку поместить почву (стол...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.08 | Просмотров: 1818

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!