Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сатирическое изображение событий и героев в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Сатирическое изображение событий и героев в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души


Автор(ы): Илькив Елена Юрьевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Боже! Как грустна наша Россия!»
(А.С.Пушкин)
«Откуда могла взяться в концовке поэмы все обгоняющая тройка,
если вся картина России, как она изображена в тексте поэмы, картина застоя?»
(А.Потебня)
Структура учебно-методического пакета:
  • Описание проекта.
  • Примеры работ учащихся:
  • Презентация «Чичиков- это беда или надежда России?»
  • Буклет «Жадное накопительство ради наживы»
  • Web-сайт проекта «Умом Россию не понять…» или бизнес по-русски».
  • Критерии оценивания презентации, буклета.
  • Дидактические материалы: тест, кроссворд, перечень вопросов, таблица наблюдений.
  • Методические материалы.
  • План работы по проекту.
  • Список используемых материалов
Основополагающий вопрос: Может ли кипучая деятельность быть бездельем?
Вопросы учебной темы:
  • Чичиков как новый «герой» эпохи.
  • Россия «мертвых душ». Изображение поместного дворянства в поэме.
  • Живая Русь в поэме.
Темы исследований учащихся:
  • Чичиков - это беда или надежда России?
  • К чему приводит жадное накопительство ради наживы?
  • Почему «птица-тройка» символизирует вечно живую душу русского народа?
Дидактические цели проекта:
  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, социально-бытовой;
  • Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;
  • Умение видеть проблему и наметить пути ее решения;
  • Приобретение навыков экспериментальной работы.
Методические задачи проекта:
  • Освоить представление об общественно- политической обстановке в России в начале 19 века.
  • Выявить особенности сатирического изображения событий и героев в поэме.
  • Выяснить психологические и социальные корни таких явлений как бюрократия, взяточничество, казнокрадство.
  • Уметь находить различные формы создания образа героя литературного произведения.
  • Уметь пользоваться приемами сатирической обрисовки литературного героя
  • Научить пользоваться Power- Point и Publisher для оформления результатов.
Этапы и сроки проведения проекта:
На выполнение проекта программой «Технология» выделяется 8 часов по 4 часа в неделю (большая часть выполняется за счет вне учебного времени).
Подготовительный этап:
«Мозговой штурм» (Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) формирование тем исследований учеников) 1 урок, 20 минут.
Обсуждение индивидуального плана работы учащихся – 2 урок, 20 минут.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав –2 урок, 20 минут.
Этап обучения:
Консультации по выполнению самостоятельных исследований.
Проведение домашних исследований, наблюдений.
Заключительный этап:
Представление на защиту самостоятельных исследований - 2 урока.
Обсуждение результатов проекта. Поощрение лучших работ.
Веб-сайт проекта.
Выполняется в программе Publisher, 5-6 страниц.
Главное.
В какой гостинице за 2 рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов7 Как и почему люди «превращаются в прореху на человечестве? Как «приобретатель» сначала осчастливил, а затем привел в смятение губернский город? Что произойдет, если свое счастье основывать не на любви, а на деньгах? Можно ли серьезно отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «мертвые души»,-попросту оформлял «купчие»? Может ли кипучая деятельность быть бездельем?
Ответы на эти вопросы вы получите, познакомившись с нашим проектом.
Путь к серьезному чтению.
Этот проект поможет вам понять, что русская классическая литература не далекое прошлое, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей, которые связывают прошлое и настоящее и указывают дорогу в будущее; а также помогают понять, зачем создано то или иное произведение и почему оно так гармонично укладывается в яркую мозаику, называемую литературным процессом.
Путеводитель.
Чтобы ответить на основной вопрос проекта, необходимо провести следующие исследования:
  1. Чичиков-это беда или надежда России?
  2. К чему приводит жадное накопительство ради наживы?
Для этого вам нужно:
  1. Прочитать поэму «Мертвые души».
  2. Отметить эпизоды, которые помогут выяснить, как формировался делец-приобретатель.
  3. Сравнить Чичикова с другими героями эпохи.
  4. Рассмотреть, как изображены в поэме чиновники и крестьяне.
  5. Доказать, что помещики лишены внутреннего содержания (на примере Коробочки)
Наши помощники:
  1. Тесты к школьному курсу: Литература 9 класс: Справочное пособие.-М.Аст-Пресс, 1998 г.
  2. Литература: 10 класс. Методические советы: Пособие для учителя.-Ю.В.Лебедев, М.Б.Кузнецов. М.:Просвещение,2002 г.
  3. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература 9 и 11 класс.Учебное пособие.–М. Аст-Пресс,2002 г.
  4. www.Google.com.ru
Выводы:
В результате исследования мы выяснили:
  1. В поэме «мертвые души» Гоголь типизирует образы русских помещиков, крестьян,чиновников.
  2. Чичиков представляет тип дельца- предпринимателя, человека новой формации. Это аферист с большой буквы. Своей деятельностью он стремиться преобразовать мир.
  3. Внутренняя сущность помещиков проявляется в мелочном скопидомстве, прожигании жизни, пошлости и оскотиненности. Манилов- хозяйственный помещик, никогда не занимавшийся своими деревнями и даже не знал, сколько у него умерло крестьян. Коробочка «понемногу набирала деньжонок в мешочки», торгуя пенькой, медом и «мертвыми душами». Недюжинная энергия Ноздрева проявлялась в том, что он был готов ехать куда угодно, с кем угодно и зачем угодно.
  4. Каждый из героев поэмы ведет свою «кипучую деятельность». Но можно ли эту деятельность назвать бездельем? Конечно же, ведь она ведет к бессмысленному накопительству, моральному падению человека и духовной деградации личности.
Презентация «Чичиков- это беда или надежда России?»
Выполняется в программе Power Point, 9-10 слайдов, приложение № 1
Цель исследования:
Проследить формирование подлеца- приобретателя в России начала 19 века.
Ход работы:
  1. Познакомились с биографией Чичикова.
  2. Рассмотрели основные сословия современной ему России.
  3. Проанализировали деятельность героя, связанную с куплей - продажей «мертвых душ».
  4. Сравнили Чичикова с другими. героями эпохи.
Чичиков и другие герои эпохи.
  1. Эпоха, в которую сложились их характеры.
  2. Ведущие черты личности.
  3. Жизненные цели и деятельность.
  4. Прогнозы на будущее.
Авантюра Чичикова.
  1. Зарождение идеи.
  2. Приезд в город N.
  3. Сбор сведений о помещиках.
  4. Знакомство с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем, Плюшкиным.
  5. Покупка «мертвых душ».
Биография Чичикова.
  1. Раннее детство. Отцовская полтина. Формирование жизненных идеалов.
  2. Служба в казенной палате.
  3. Строительная комиссия.
  4. Служба на таможне.
  5. Мысль о приобретении «мертвых душ».
Основные сословия России начала 19 века.
  1. Поместное дворянство в поэме. Духовная деградация.
  2. Чиновники. Ничтожность их бюрократического правления.
  3. Крепостные крестьяне. Рабское существование русского народа.
Информационные источники:
  1. Тесты к школьному курсу: Литература. 9 класс: Справочное пособие.- М.: Аст – ПРЕСС, 1998 г.
  2. Литература: 10 класс: Методические ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.08 | Просмотров: 2857

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340