Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Сатирическое изображение событий и героев в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Автор(ы): Илькив Елена Юрьевна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Боже! Как грустна наша Россия!» (А.С.Пушкин) «Откуда могла взяться в концовке поэмы все обгоняющая тройка, если вся картина России, как она изображена в тексте поэмы, картина застоя?» (А.Потебня) Структура учебно-методического пакета: - Описание проекта.
- Примеры работ учащихся:
- Презентация «Чичиков- это беда или надежда России?»
- Буклет «Жадное накопительство ради наживы»
- Web-сайт проекта «Умом Россию не понять…» или бизнес по-русски».
- Критерии оценивания презентации, буклета.
- Дидактические материалы: тест, кроссворд, перечень вопросов, таблица наблюдений.
- Методические материалы.
- План работы по проекту.
- Список используемых материалов
Основополагающий вопрос: Может ли кипучая деятельность быть бездельем? Вопросы учебной темы: - Чичиков как новый «герой» эпохи.
- Россия «мертвых душ». Изображение поместного дворянства в поэме.
- Живая Русь в поэме.
Темы исследований учащихся: - Чичиков - это беда или надежда России?
- К чему приводит жадное накопительство ради наживы?
- Почему «птица-тройка» символизирует вечно живую душу русского народа?
Дидактические цели проекта: - Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, социально-бытовой;
- Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;
- Умение видеть проблему и наметить пути ее решения;
- Приобретение навыков экспериментальной работы.
Методические задачи проекта: - Освоить представление об общественно- политической обстановке в России в начале 19 века.
- Выявить особенности сатирического изображения событий и героев в поэме.
- Выяснить психологические и социальные корни таких явлений как бюрократия, взяточничество, казнокрадство.
- Уметь находить различные формы создания образа героя литературного произведения.
- Уметь пользоваться приемами сатирической обрисовки литературного героя
- Научить пользоваться Power- Point и Publisher для оформления результатов.
Этапы и сроки проведения проекта: На выполнение проекта программой «Технология» выделяется 8 часов по 4 часа в неделю (большая часть выполняется за счет вне учебного времени). Подготовительный этап: «Мозговой штурм» (Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) формирование тем исследований учеников) 1 урок, 20 минут. Обсуждение индивидуального плана работы учащихся – 2 урок, 20 минут. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав –2 урок, 20 минут. Этап обучения: Консультации по выполнению самостоятельных исследований. Проведение домашних исследований, наблюдений. Заключительный этап: Представление на защиту самостоятельных исследований - 2 урока. Обсуждение результатов проекта. Поощрение лучших работ. Веб-сайт проекта. Выполняется в программе Publisher, 5-6 страниц. Главное. В какой гостинице за 2 рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов7 Как и почему люди «превращаются в прореху на человечестве? Как «приобретатель» сначала осчастливил, а затем привел в смятение губернский город? Что произойдет, если свое счастье основывать не на любви, а на деньгах? Можно ли серьезно отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «мертвые души»,-попросту оформлял «купчие»? Может ли кипучая деятельность быть бездельем? Ответы на эти вопросы вы получите, познакомившись с нашим проектом. Путь к серьезному чтению. Этот проект поможет вам понять, что русская классическая литература не далекое прошлое, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей, которые связывают прошлое и настоящее и указывают дорогу в будущее; а также помогают понять, зачем создано то или иное произведение и почему оно так гармонично укладывается в яркую мозаику, называемую литературным процессом. Путеводитель. Чтобы ответить на основной вопрос проекта, необходимо провести следующие исследования: - Чичиков-это беда или надежда России?
- К чему приводит жадное накопительство ради наживы?
Для этого вам нужно: - Прочитать поэму «Мертвые души».
- Отметить эпизоды, которые помогут выяснить, как формировался делец-приобретатель.
- Сравнить Чичикова с другими героями эпохи.
- Рассмотреть, как изображены в поэме чиновники и крестьяне.
- Доказать, что помещики лишены внутреннего содержания (на примере Коробочки)
Наши помощники: - Тесты к школьному курсу: Литература 9 класс: Справочное пособие.-М.Аст-Пресс, 1998 г.
- Литература: 10 класс. Методические советы: Пособие для учителя.-Ю.В.Лебедев, М.Б.Кузнецов. М.:Просвещение,2002 г.
- Экзаменационные вопросы и ответы. Литература 9 и 11 класс.Учебное пособие.–М. Аст-Пресс,2002 г.
- www.Google.com.ru
Выводы: В результате исследования мы выяснили: - В поэме «мертвые души» Гоголь типизирует образы русских помещиков, крестьян,чиновников.
- Чичиков представляет тип дельца- предпринимателя, человека новой формации. Это аферист с большой буквы. Своей деятельностью он стремиться преобразовать мир.
- Внутренняя сущность помещиков проявляется в мелочном скопидомстве, прожигании жизни, пошлости и оскотиненности. Манилов- хозяйственный помещик, никогда не занимавшийся своими деревнями и даже не знал, сколько у него умерло крестьян. Коробочка «понемногу набирала деньжонок в мешочки», торгуя пенькой, медом и «мертвыми душами». Недюжинная энергия Ноздрева проявлялась в том, что он был готов ехать куда угодно, с кем угодно и зачем угодно.
- Каждый из героев поэмы ведет свою «кипучую деятельность». Но можно ли эту деятельность назвать бездельем? Конечно же, ведь она ведет к бессмысленному накопительству, моральному падению человека и духовной деградации личности.
Презентация «Чичиков- это беда или надежда России?» Выполняется в программе Power Point, 9-10 слайдов, приложение № 1 Цель исследования: Проследить формирование подлеца- приобретателя в России начала 19 века. Ход работы: - Познакомились с биографией Чичикова.
- Рассмотрели основные сословия современной ему России.
- Проанализировали деятельность героя, связанную с куплей - продажей «мертвых душ».
- Сравнили Чичикова с другими. героями эпохи.
Чичиков и другие герои эпохи. - Эпоха, в которую сложились их характеры.
- Ведущие черты личности.
- Жизненные цели и деятельность.
- Прогнозы на будущее.
Авантюра Чичикова. - Зарождение идеи.
- Приезд в город N.
- Сбор сведений о помещиках.
- Знакомство с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем, Плюшкиным.
- Покупка «мертвых душ».
Биография Чичикова. - Раннее детство. Отцовская полтина. Формирование жизненных идеалов.
- Служба в казенной палате.
- Строительная комиссия.
- Служба на таможне.
- Мысль о приобретении «мертвых душ».
Основные сословия России начала 19 века. - Поместное дворянство в поэме. Духовная деградация.
- Чиновники. Ничтожность их бюрократического правления.
- Крепостные крестьяне. Рабское существование русского народа.
Информационные источники: - Тесты к школьному курсу: Литература. 9 класс: Справочное пособие.- М.: Аст – ПРЕСС, 1998 г.
- Литература: 10 класс: Методические ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.08 | Просмотров: 2857
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|