Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Русь изначальная в творчестве А.Блока (цикл стихотворений На поле Куликовом). Метод аналитического чтения - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Русь изначальная в творчестве А.Блока (цикл стихотворений На поле Куликовом). Метод аналитического чтения


Автор(ы): Каравдина Гульнара Файзрахмановна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • раскрыть разнообразие блоковской концепции Родины с помощью анализа цикла стихотворений На поле Куликовом,
  • сформировать у учеников умение целостно анализировать поэтический текст, выделяя доминирующую идею и проблемы, основные особенности поэтики;
  • формирование исторической памяти, духовно-нравственного потенциала личности.
Ход урока
И вечный бой! Покой нам только снится:(А.А. Блок)
I. Оргмомент
Презентация. Слайд №1
II. Мотивация и целеполагание.
- На протяжении нескольких уроков мы говорим с вами о творчестве поэта-символиста А. А. Блока. Прослущайте его стихотворение в исполнении мастера художественного слова, артиста МХАТа, Василия Ивановича Качалова.
СЛАЙД №2
На слайде проецируются репродукции с картин русских художников.
- Из какого произведения эти строки?
- Цикл На поле Куликовом - смысловое ядро патриотической лирики Блока. (Тема урока под запись)
- Какие ассоциации возникли у вас во время прослушивания стихотворения?
Слово учителя
Одним словом, Родина. Отчизна. Отечество. Родная земля. Матушка-земля. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать имя русского писателя или поэта, в творчестве которого не нашла бы отражения тема Родины. Это - одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе.
Тема Родины - центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны.
Слайд №3
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока.
СЛАЙД №4
- В чем своеобразие решения темы родины в лирике Блока? Как создается образ России? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вчитаться в бессмертные строки поэта.
III. Интерпретация лирического произведения
-Что такое цикл художественных произведений?
Лирический цикл - жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в одно целое.
- Докажите, что На поле Куликовом является циклом?
- Цикл сродни музыкальному произведению, поэтому каждое стихотворение цикла мы будем называть пьесой.
- Дайте определение слова пьеса.
Классическое музыкальное произведение состоит из нескольких частей. Первая часть содержит основные мотивы и темы всего произведения. Каждая последующая часть, как правило, развивает одну из этих тем, которые звучат то в мажоре, то в миноре, в разном темпе и размере, постепенно приобретая новые оттенки. В заключительной части эти темы объединяются - уже в новом качестве.

СЛАЙД №5
-Тогда первое стихотворение Река раскинулась - центральное смысловое ядро всего цикла. Докажите.
В групповой исследовательской работе ребята отразили основные мотивы цикла.
Групповая работа.
- Обратимся к композиции лирического пятилистника (Г.П. Федотов).
СЛАЙД №6
Д/З. В первой пьесе заключается зерно конфликта всего цикла. Г.П. Федотов в своём Опыт комментария к лирическому циклу Блока предлагает такую интерпретацию этого стихотворения: Уже этот первый листок лирического пятилистника волнует противоречивостью образов. Где мы? На берегах северной речки или в южных степях? Грусть реки и стогов, скудность глины указывают на великорусский север, близкий и родной поэту. Но кобылица его мнёт ковыль! И почему она степная? Символ степи здесь очень значителен, так как повторяется до пяти раз. Конечно, степь, где грустят стога, совсем не та степь, где растёт ковыль. В первом случае степь взята вместо лугов, но взята умышленно, предваряя основную тему: тоска-печаль северного поля вливается в тоску-страсть южных степей. Эта безбрежная тоска - твоя, о Русь!, и вместе с тем она пронзает грудь стрелой татарской воли. Тоска Руси - татарская тоска. Поэт мчится на бой с татарской ратью, неся в груди татарскую тоску по древней, степной воле. Вот основное противоречие, определяющее весь сдвиг образов. С ним связано и другое. Степная воля лирически звучит по-разному. Сначала это радостное упоение: Я не боюсь: Домчимся. Озарим. И вдруг ужас: Останови!.. Испуганные тучи: плачь, сердце, плачь!: Итак, вся пьеса проходит в трёх вариациях основной темы степной тоски.
- Обращаясь ко второй пьесе, вспомним, как воевода Боброк Волынец и князь Дмитрий Иванович слушают голос земли в ночь перед битвой. Жертвенная обречённость звучит в стихах Блока: Светлый стяг над нашими полками // Не взыграет больше никогда. Человек смиряется перед необходимостью жертвы: Я не первый воин, не последний. Скромно призывает поэт: Помяни за раннею обедней // Мила друга, светлая жена.
В третьей пьесе тревожные звуки будущей битвы становятся предвестниками таинственной встречи: В тёмном поле были мы с Тобою. Кто Она, у Блока не названная? Земной образ светлой жены (с маленькой буквы) отступает перед торжественностью встречи. Кто это? Таинственная Дева, Святая Богородица, помогающая русским воинам, или это вся Русская земля: В тёмном поле были мы с Тобою - человек и родная земля? Светлое виденье оставляет на щите воина нерукотворный лик, охраняющий от чёрной тучи Орды.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моём плече!
Мистический подъём третьей пьесы сменяется отчаянием четвёртой (это отражается и в смене размера). Вспомним происхождение блоковского символизма. Символизм для Блока - не просто литературный приём, но основа его мироощущения, миропонимания. События земного мира - лишь слабое отражение событий мира небесного, высшего. Глаза земного человека не могут увидеть великих событий - их можно лишь почувствовать, ощутить. Исход битвы, определяющий путь целого народа, решается в небесной битве, великой битве сил света и тьмы; сосредоточием этой битвы становится Россия - и сердце поэта.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне:
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём:
В смятении боя, в предощущении грядущих человеческих страданий, где высший, небесный мир объединяется с миром земным (Закат в крови! Из сердца кровь струится!), в предчувствии великого пожара-зарева (:Я вижу над Русью далече // Широкий и тихий пожар) на помощь воину приходит Она, чей лик нерукотворный // Светел навсегда. К ней обращается поэт с призывом:
Явись, моё дивное диво!
Быть светлым меня научи!
И в то же время Русь - не только высокая покровительница, но и жена: О, Русь моя! Жена моя! Жена потому, что поэт чувствует единство своей судьбы с судьбой родины, неразрывную, кровную связь и глубокое переживание пути России как своего собственного пути.
Пятое стихотворение цикла - строгие четырёхстопные ямбы пережитой духовной битвы и готовности к битве земной (сравним с тревожными, резкими ямбами первого стихотворения). Мы словно возвращаемся к исходному положению.
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла:
Мгла вновь взошла и расточилась. Но надрыва и тревоги в душе уже нет. Есть сосредоточенная готовность быть светлым навсегда, биться до конца.
Доспех тяжёл, как перед боем,
Теперь твой час настал. Молись!
Как перед боем - эта фраза означает, что речь идёт не о конкретной Куликовской битве. Мы приходим к выводу, что Куликово поле становится символом трагической и великой судьбы России. Вновь и вновь Русь, Россия оказывается на распутье, перед выбором. Путь заволакивает мгла - ночная и зарубежная, дикие страсти борются со светлыми силами. Поэт предчувствует великую битву. Каким будет её итог?
Первое стихотворение - обобщающее, за ним два стихотворения, связанные в основном с прошлым, и два заключительных стихотворения, которые переносят действие из истории в современность и придают Куликовской битве символический и вечный смысл.
ЗАДАНИЕ.
- Раз это так, найдите слова в первом стихотворении, ставшие лейтмотивом всего цикла.
- Свяжите слова эпиграфа к уроку с идейным миром цикла На поле:. Ответ обоснуйте.
(Цикл На поле Куликовом - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны - от "поля Куликова" до современных ему событий. На предыдущем уроке мы рассмотрели цикл стихотворений На поле Куликовом как единое целое. Сегодня вчитаемся в строки первого стихотворении цикла).
- Символисты стремились к музыкальному звучанию своих произведений. Блок создаёт цикл На поле Куликовом, также ориентируясь на законы музыкального произведения: такой приём придаёт особую выразительность циклу как художественному целому.
IV. Работа с интерактивной доской
СЛАЙД №7
ЗАДАНИЕ.
- В данном задании целостность картины поля Куликова нарушена, восстановите соответствие композиционных частей произведения.
- Определите мотивы и образы, свойственные именно этому циклу.
Особого внимания требует образ мглы - ночной и зарубежной, И мглою бед неотразимых: (Вл. Соловьёв), Опять над полем Куликовым // Взошла и расточилась мгла, // И словно облаком суровым, // Грядущий день заволокла, за разливающейся мглой.
Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей, о степных кобылицах, орлем клёкоте, з...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.08 | Просмотров: 3261

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340