Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Главная цель – развитие индивидуальности ребенка - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Главная цель – развитие индивидуальности ребенка


Автор(ы): Запольская Елена Леонидовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Педагог должен увидеть ребенка таким,
какой он есть “внутри себя”,
каким знает себя “только он сам”.
Е.Ю. Сазонов
Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. К сожалению, и эту следует отнести к разряду еще не исполненных. Но, очевидно, что путь к осуществлению данной мечты – стратегическое направление развития образовательного учреждения. С этой целью усилиями педагогического коллектива МОУ НОШ №39 г. Сургута в 2003-2004 учебном году была разработана Программа развития школы “Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника”. Комплексная Программа состоит из трех этапов и рассчитана на 7 лет (до 2009-2010 учебного года).
Одной из главных составляющих личностного похода в учебно-воспитательном процессе являются следующие принципы: самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, субъектности, индивидуальности. Кратко остановлюсь на значимости двух последних.
С точки зрения Е.Н. Степанова, “создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ [2].
В условиях переходного периода – от единой унитарной общеобразовательной школы к многообразию ее видов – очень важно проанализировать опыт, накопленный нашим образованием с учетом задач всеобуча. Следует признать, что советская школа, формировавшая носителей определенных общественных ценностей и идеалов, все же обеспечивала предметную дифференциацию, так как ориентировала своих выпускников на поступление в ВУЗ.
В чем новизна (и практическая острота) этих проблем в настоящее время? Для ответа необходимо определиться в самом термине “дифференцированное обучение”. Разделяю мнение И.С. Якиманской о том, что это - “создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности” [4].
Отсюда следует:
  • дифференцированное обучение не цель, а средство развития индивидуальности;
  • проектирование (технологизация) его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;
  • только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения.
Следовательно, исходный пункт в организации такого обучения – раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого ученика в развитии. Именно дифференцированные формы обучения создают благоприятные условия для этого.
Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения: массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику; все дети должны получать одинаковые “порции” учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся.
Учителя, работающие творчески, систематически изучают особенности учащихся и обеспечивают индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируют объем и сложность заданий, регулярно осуществляют помощь слабоуспевающим в учебе, тщательно контролируют выполнение домашних заданий, умеют держать одновременно в поле зрения сильных, средних и слабых по уровню учебной подготовленности учащихся.
В представлениях учащихся образование не может и не должно выглядеть только как процесс поглощения, пережевывания знаний. Это еще и проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто органически целое, неделимое. Учитель с этих позиций не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, не только умеющий вести за собой, но и обладающий способностью сопереживать, сострадать успехам и неудачам.
Полагаю, что тогда образование приобретает главный социальный смысл – формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Без такого подхода личностно ориентированное образование невозможно.
Говоря о принципе субъектности в обучении, Е.Н. Степанов подчеркивает: “педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с учащимися”. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.
В каком случае возможно достижение такого результата? Где учащиеся должны взять информацию? Такой источник – жизненный (витагенный) опыт ребенка, как бы мал он ни был. Говоря языком науки – необходимо актуализировать (востребовать) витагенный опыт учащихся.
Речь идет не о простом соединении школьных знаний с окружающей природой, не о простой реализации принципа наглядности в обучении. Важно не только актуализировать жизненный опыт ребенка, но помогать его обогащению, своего рода “капитализировать” нарастающую массу информации подобно том...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.08 | Просмотров: 1378

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340