Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Цикл занятий Я и мой город
Автор(ы): Голубева Таисия Валентиновна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, родному краю, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Актуальность: В настоящее время человечество переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Цель: Усвоение опыта общественной жизни, активное познание дошкольником социальной действительности. Разработанный цикл занятий направлен на формирование нравственных качеств, а оно начинается с ознакомления с историей родного города, его достопримечательностями, знаменитыми земляками, а также с изучения родословного древа — история родного города неразрывно связана с людьми. Задачи. Введение цикла занятий с использованием регионального компонента способствует: • Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине. • Формированию бережного отношения к природе и всему живому. • Формированию чувства ответственности и гордости за достижения своей страны. Созданию условий для восприятия целостной картины мира. Дифференцированный подход. Занятия рассчитаны на детей с разным уровнем развития, дети работают как индивидуально, так и коллективно. Занятиям предшествует предварительная работа: экскурсии, целевые прогулки, тематические беседы, традиции “Встреча с интересными людьми”, дидактические игры и упражнения. Активное участие в этой работе принимают родители. Темы занятий: “С чего начинается Родина” “Я шагаю по городу Муравленко” “Путешествие во времени” Новизна: В цикле занятий объединены такие темы, как город и Родина (Отечество) – место, где родился человек. Область применения: Цикл занятий по познавательному развитию с использованием регионального компонента “Я и мой город” поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений в формировании у дошкольников гражданственности, патриотизма, любви к Родине, городу, семье. Данный материал может быть использован на занятиях, познавательных мероприятиях: КВН, “Поле Чудес”, “Что? Где? Когда?” Занятие № 1. Тема: “С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?” Цель: формирование чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Воспитание чувства долга и любви к ближнему. Пробуждение интереса к истории своего рода, желания делится знаниями с товарищами. Формирование грамматического строя речи и расширение словарного запаса. Материалы и оборудование: большие листы бумаги с изображением “схемы” дерева (на каждого ребенка и воспитателя по одному). Фланелеграф. Семейные фотографии. Пирамиды. Ход занятия: Воспитатель: у всех дома есть семейные альбомы, в которых находятся фотографии близких людей – наших родных. Я попросила вас принести фотографии ваших родственников. Положите их на край стола, они понадобятся позже. А сейчас подумайте и ответьте: кого называют родственниками? Дети: бабушек, дедушек, мам, пап, тети, дяди. Воспитатель: Правильно! Родственниками называют близких по родству людей. А что значит слово “род” (ответы детей). - Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род – это одна большая семья. У каждого род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старший по возрасту, член семьи. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему? Дети: Бабушка, дедушка. Потому, что они дольше всех прожили и все знают, мы всегда обращаемся к ним с разными вопросами. Они советуют, как поступить в трудных случаях, помогают во всем. Воспитатель: Верно. А еще мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители – вам. Пока не было вас, ваши родители назывались детьми. А как они стали называться с вашим рождением? Дети: – Родителями. Воспитатель: Кто знает стихи о семье? Кто хочет их прочитать? Дети: Семья – это родное! Сколько в нем света, добра, тепла! Как мы гордимся своими родными За все их заслуги, за все их дела! Глаза материнские нас согревают, Как солнца сиянье, они горячи. А руки отца от беды заслоняют. Забота родных – как солнца лучи! Воспитатель: Молодцы! А сейчас обратите внимание на кольца, которые на моем столе. Любой род можно представить в виде этих колец. Юля, надевает на палочку первое кольцо – это прабабушка и прадедушка. Юля: дедушка и бабушка (надевают следующие по размеру кольцо). Воспитатель: Правильно. А какое кольцо следующее и как мы его назовем? Юля: – Мы назовем, его мама и папа, (надевают следующее, по размеру меньше). Воспитатель: а вот кольцо – ты сама Юля (надевает кольцо). У меня осталось еще одно, самое маленькое. Как вы думаете, кого оно обозначает? Подумайте! Скоро Юля вырастет... Дети: Может быть, это кольцо, будущее Юдины дети? Воспитатель: Правильно! И что же у нас получилось? Дети: Пирамида. Воспитатель: А на чем держатся верхние кольца? Дети: На самом большом кольце. Воспитатель: Помните, как мы его назвали? Дети: Прадедушка и прабабушка. Воспитатель: Давайте вспомним стихи о наших бабушках. Дети читают стихи: “Очень бабушку мою, маму мамину люблю”, “Моя бабушка”, “Песенка о бабушкиных ладонях”. Воспитатель: По пирамиде можно рассказать о родстве Юли или любого другого человека. У многих из вас есть братья, сестра, много родственников. Большой род всегда изображают в виде дерева. И называется оно семейным деревом. Вы все принесли фотографии, я также принесла. А еще я принесла изображение дерева (ставит к фланелеграфу). У вас на столе лежат такие же картинки. Давайте составим семейное древо наших родов. Я буду работать с фланелеграфом, а вы – за своими столами. Вот эти – самые старые пожелтевшие от времени – фотографии прабабушки и прадедушки. Располагаю их там, где на схеме обозначены корни дерева. (Дети работают) Физкультминутка Воспитатель: Давайте отдохнем и разомнемся. (Релаксационное упражнение “Деревья”). Воспитатель: Посмотрите внимательно на свои деревья. Кто желает рассказать о своем роде? Вспомните, где живут ваши родственники, чем они занимаются. (Ответы детей). - Видите, как интересно! Если возникнет желание, после занятия расскажете о вашем роде кому-нибудь из друзей, вечером возьмете схему дерева и фотографии домой и попросите маму с папой, дедушек и бабушек продолжить составление вашего рода. Воспитатель: Как называется страна, где вы родились? Дети: Родина, Россия. Воспитатель: Правильно. Наша Родина – Россия. В России живет очень много людей. Все они очень разные, но объединяет их одна Родина. Вы любите своих родственников, родных вам людей, бережете их и заботитесь о них, также вы должны относиться к своей родине. А какие стихи вы знаете о родине? Дети читают по желанию стихи: “Москва – Россия”, Н.Асеев; “Песня о родине”, И.Садоорьев; “Дума о России”, Д. Кедрин. Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы рассказали очень много интересного о своих родных, замечательно прочли стихи. Спасибо! Занятие №3 Тема: Я ШАГАЮ ПО городу МУРАВЛЕНКО Цель: Активизировать знания о городе Муравленко, полученные на прогулках и экскурсиях. Развивать речь, и творчество. Побуждать детей к содержательному общению друг с другом. Прививать любовь к малой Родине. Материалы и оборудование: барабан, аналогичный тому, который раскручивается в телевизионном “Поле чудес”, конверты с заданиями (схематическими изображениями достопримечательных мест города Муравленко, известных детям улиц, кафе “Монтана”. “Наутилус” и т.д.). Песня “Муравленко — это город наш с тобою” (в грамзаписи). Приз (“черный ящик” с конфетами, фруктами). Ход занятия: Воспитатель: Добрый день, уважаемые зрители и дорогие гости! Сегодня у нас в гостях одна из самых популярных телевизионных игр... Дети: Поле чудес!!! Воспитатель: Разделитесь на шесть команд (по желанию) и выберите капитанов. Тема нашей сегодняшней игры – “Я шагаю по городу Муравленко” А теперь будьте внимательны! Капитаны будут раскручивать барабан, а вся команда выполнять задания: “расшифровать” спрятанные в конверте изображения и рассказать о них. Все внимательно слушают ответы капитанов и по желанию дополняют их. За каждый правильный ответ и дополнение команда получает по одной фишке. Все понятно? Дети:- Понятно! Воспитатель: Начинаем игру! Капитаны команд поочередно раскручивают барабан и выбирают конверты с заданиями, затем отходят в сторону, к членам своих команд для обсуждения, полученного задания. Воспитатель: Готовы?! Дети: – Да! Капитаны команд поочередно рассказывают о своих моделях. Капитан I команды Мы думаем, что это модель памятника В.И. Муравленко в честь 20 летия г. Муравленко Капитан II команды Мы думаем, что это схема обозначает церковь, мечеть. Капитан III команды Нам кажется, что на этой схеме-модели изображен Парк культуры и отдыха. Капитан IV команды Мы пришли к выводу, что на схеме изображен развлекательный центр “Монтана”. Капитан V команды Мы увер...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.09 | Просмотров: 2138
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|