Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психокоррекционный комплекс индивидуальной помощи подросткам группы риска Преодоление
Автор(ы): Родина Ирина Мидхатовна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Настоящая комплексная программа предназначена для индивидуальной коррекционной работы психолога с подростком, имеющим проблемы в поведении. Индивидуальная программа может применяться тогда, когда работа с подростком в группе невозможна, когда проблемы носят индивидуальную особенность, а не межличностного характера, когда необходимо постоянное наблюдение психолога за процессом развития личности подростка. Программа “Преодоление” составлена с целью: оказать содействие полноценному психическому и личностному развитию подростка. Она решает следующие задачи: - исправление отклонений в психическом развитии подростка (эмоциональном, мотивационном, поведенческом) на основе создания оптимальных психологических условий для развития творческого потенциала личности подростка;
- формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;
- обретение подростком положительных ценностных ориентиров и личностных смыслов жизни.
Программа состоит из трех блоков: подготовительного, основного коррекционно-развивающего и заключительного. По истечении двух–трех недель по окончании работы необходимо проведение повторной диагностики подростка с целью отслеживания динамики развития его личности. Программа состоит из 17 занятий по темам, актуальным в подростковом возрасте. Каждое занятие определяет свои цели и ставит конкретные задачи. Комплекс составлен так, чтобы было возможно использование в работе отдельно взятых занятий в зависимости от глубины проблемы подростка, приемлема замена отдельных упражнений, данных в программе на сходные по цели. В данном случае представлена часть программы: тематический план, подготовительный блок и два занятия коррекционно-развивающего блока по темам “Конфликт” и “Стресс”. Индивидуальная психокоррекция обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая, что является наиболее эффективным методом воздействия на сознание подростка, которому необходима помощь взрослого, которому он доверяет. Тематический план I блок. Подготовительный (2 занятия). - Занятия 1, 2. Знакомство.
- 1 этап. Установочный.
- 2 этап. Диагностический.
Тесты: - Учебная мотивация (автор Г.А. Карпова).
- Тест WEIS (автор Векслер).
- СМОЛ (для учащихся 14-16 лет).
- Акцентуация личности (автор Шмишек – для учащихся 12–13 лет).
- Анализ семейной тревоги (автор Э.Г. Эйдемиллер).
- Семейная социограмма (автор Э.Г. Эйдемиллер).
- К чему люди стремятся в жизни (автор Рокич).
- Самооценка (автор В.А. Ковалев).
- Агрессивность (Басса – Дарки в адаптации Г.А.Цукерман).
- Социометрия (автор Д.Морено).
II блок. Коррекционно-развивающий (14 занятий). - Занятие 3. Кто я?
- Занятие 4. Я и мой мир.
- Занятие 5. Мои чувства, мои эмоции.
- Занятие 6. Мотивы.
- Занятие 7. Я и мои родители.
- Занятие 8. Неуверенность и ее маски.
- Занятие 9. Смысл жизни – в ценностях?
- Занятие 10. Дружба.
- Занятие 11. Конфликт.
- Занятие 12. Стресс.
- Занятие 13. Страхи и фобии.
- Занятие 14.Метод СДР (смотри, думай, решай).
- Занятие 15. Психоактивные вещества – со мной или без меня?
- Занятие 16. Мое будущее.
III блок. Заключительный. - Занятие 17. Обратная связь.
- Повторная диагностика (по истечении 2-3 недель).
Содержание программы I блок. Подготовительный (2 занятия) - Занятия 1,2. Тема: Знакомство.
1. Установочный этап. Цели: - установление контакта с подростком, побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение у подростка уверенности в себе;
- формирование желания сотрудничать с психологом и что-то изменить в своей жизни, формирование психологом коррекционной программы, поиск способов решения проблемы.
Беседа-интервью с подростком, выявление глубины проблемы. Сбор информации об учащемся: а) интервью с классным руководителем, педагогами, родителями, одноклассниками; б) просмотр классного журнала, тетрадей учащегося; в) наблюдение за учащимся на уроках и во внеурочное время. 2. Диагностический этап. Цели: - диагностика особенностей развития личности;
- выявление факторов риска;
- формирование общей программы психокоррекционной работы.
Тест “Учебная мотивация” (автор Г.А.Карпова). Цель: выявление интересов подростка. Тест WEIS (автор Г. Векслер). Цель: определение уровня интеллектуального развития учащегося. Тест “СМОЛ” (для учащихся 14–16 лет). Цель: выявление типа личности подростка, его характерологических особенностей. Тест Шмишека (для учащихся 12–14 лет). Цель: определение типа акцентуации характера. Тест “Анализ семейной тревоги” (Э.Г.Эйдемиллер). Цель: определение уровня эмоционального контакта подростка с членами семьи. Тест Семейная социограмма” (автор Э. Г. Эйдемиллер). Цель: выявление семейных межличностных отношений. Тест “К чему люди стремятся в жизни”. Цель: измерение ценностной ориентации подростка. Тест “Агрессивность”. Цель: определение эмоционального состояния. Самооценка. Цель: изучение степени адекватности оценки подростком самого себя и самопринятии. Социометрия (автор Д.Морено). Цель: определение социометрического статуса учащегося в учебном коллективе. На этом этапе проводится совместно с подростком анализ результатов диагностики. На основе полученных данных строится дальнейшая работа согласно цели и задач данных занятий. II блок. Коррекционно-развивающий (14 занятий) Цели: - гармонизация и оптимизация развития личности подростка;
- переход от отрицательной фазы развития личности к положительной;
- овладение способами взаимодействия с миром и самим собой.
Задачи: - Развитие у подростка “Я-концепции”.
- Формирование жизненно важных мотивов (коммуникативных, профессиональных, познавательных, достижения и т.д.).
- Развитие навыков самосознания, самоконтроля, саморегуляции.
- Формирование стратегии преодоления трудностей и метода принятия решений (СДР).
- Формирование объективных знаний о вредном воздействии психоактивных веществ на живой организм, развитие психологического иммунитета к психоактивным веществам.
- Развитие целеполагания.
Занятие по теме: Конфликт Цель: - введение в понятие “конфликт”, осознание собственной конфликтности, получение опыта активной борьбы.
Реквизит: - распечатка – памятка “Способы разрешения конфликта”;
- карточки с ситуациями конфликта;
- карточки с изображением солонки и стола, вилки и ложки, парты и пенала.
1. Шеренг о самочувствии, о настроении. 2. Эмоциональный разогрев: Упражнение “Молекула” Инструкция: Подростку предлагается двигаться с закрытыми глазами по комнате в такт музыке, прислушиваясь к своим внутренним переживаниям. 3. Основная часть. Беседа с подростком по понятию “Конфликт”: Как только человек начинает делать свои первые шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты. Вспомни свои конфликты в раннем детстве, в данное время дома или раньше в детском саду. Что называют конфликтом? С чего он начинается? Конфликт – это отношение между двумя или несколькими людьми, при котором один из них, оба или несколько чувствуют гнев и считают, что другая сторона виновата в этом. Конфликт возникает тогда, когда люди в некорректной форме передают друг другу чувства. Каждый отстаивает свое мнение, не слушая другого человека. Задача: найти взаимопонимание. Конфликт возникает в том случае, когда задеты чувства другого человека. – Как разворачивается конфликт? – К чему он может привести? – Какое наблюдается поведение у людей в конфликтной ситуации? – Можно ли избежать конфликта? Упражнение “Конфликт рук” Инструкция: Подростку предлагается закрыть глаза, сосредоточиться на своих руках и вложить в них свою энергию. Ничего не говоря, познакомившись с руками сидящего рядом человека, побороться с ним, сначала шутя, а затем побить их, вложив в них силу, помириться с помощью рук, попрощавшись, открыть глаза. Рефлексия: – Расскажи, что происходило с тобой в разные моменты “общения” с чужими руками. – Что ты переживал в момент ссоры и борьбы? Ты почувствовал его? – Что хотелось сделать? Нравится ли тебе конфликтовать с кем бы то ни было? Упражнение “ В стране вещей” Инструкция: Необходимо разобраться в конфликтных ситуациях, мысленно принимая на себя роль того или иного предмета (карточки: стол и солонка, вилка и ложка, парта и пенал) Рефлексия: – В какой роли тебе было комфортнее? Почему? Упражнение “Закончи предложение” – Конфликт – это плохо, потому что… – Конфликт – это хоро...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.09 | Просмотров: 3723
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|