Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Игровые программы в дополнительном образовании и индивидуальное развитие личности ребенка (на примере студии художественного чтения и музыкально-театрализованных представлений Калейдоскоп) - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Игровые программы в дополнительном образовании и индивидуальное развитие личности ребенка (на примере студии художественного чтения и музыкально-театрализованных представлений Калейдоскоп)


Автор(ы): Бекиш Александра Ивановна, педагог дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Игра – важнейший вид детской деятельности, потому велика ее роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания его нравственных качеств.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им детской психологии, учета возрастных и индивидуальных особенностей ребят. Игра – отражение жизни. Здесь все “как-будто”, “понарошку”, но в этой условной обстановке, которая создается воображением, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.
В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие
и дурные черты характера. Наблюдения за ребятами в процессе этого вида дея
тельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников,
помогают найти правильный подход к каждому и позволяют реализовывать их
творческие возможности.
С древнейших времен человечество использовало формы театрального действия в целях образования, развития личности и общества. Основной язык театрального искусства – действия, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким для детей, потому что игра и общение для наших школьников и подростков – ведущая психологическая деятельность. Именно поэтому основой программы студии художественного чтения и музыкально-театрализованных представлений “Калейдоскоп” в Доме детского творчества г. Балтийска является игра и общение.
Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – главная цель объединения, в которое принимаются все желающие, с различным уровнем развития способностей.
Одной из основных особенностей объединения является его музыкальная направленность. Ребята не только учатся играть, выражая свои чувства и мысли словом, движением, но и должны научиться передавать это через пение.
Особый интерес у ребят младшего возраста вызывает игра в театр по сюжетам сказок. Идея сказки – борьба Добра со Злом – помогает им выработать определенное нравственное отношение к жизни. Театрализованные игры способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, обогащают ребят новыми впечатлениями, развивают интерес к театру, литературе, музыке, формируют диалогическую и вокальную речь, активизируют словарь. Кроме того, театрализованные игры носят психопрофилактический характер, так как помогают эмоционально и физически разряжаться.
Современный ребенок чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающим его миром. В детской среде он практически лишен межвозрастного общения, замкнут в одновозрастной среде, общение со взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой тоже часто затруднено. Контакты ребенка с миром – торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведет, естественно, к всевозможным нарушениям развития. Разбалансированными оказываются физический, эмоциональный и интеллектуальный аппараты ребенка, которого характеризуют эмоциональная агрессивность, отсутствие мотивации собственного поведения, полная или частичная дезориентация в культурной жизни. Занятия в объединении включают в работу и физический, и эмоциональный аппарат человека. Это помогает восстановить утраченный баланс, активизировать затрудненные процессы общения, сделать их радостными и плодотворными.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных ценностей до ступени их создателя. Художественное воспитание – процесс формирования отношения человека к искусству и внутренней потребности в общении с художественными ценностями. Искусство помогает растущему человеку в обретении внутренней гармонии. Это достигается тем, что художественное произведение способно давать целостный гармоничный образ мира. Это знание гуманистически специфично. Основной его смысл – в познании человеком самого себя. Поэтому целью всей работы объединения является создание условий для творческого развития личности ребенка и реализации его “Я”.
Главными задачами объединения являются:
  • приобщить ребят к общечеловеческим ценностям культуры, отраженных в художественных и музыкальных произведениях;
  • развивать эмоциональную среду и культуру чувств;
  • научить ребят сознавать собственную ценность (рефлексировать) и ценность другого человека;
  • развивать диалогическую и вокальную речь;
  • дать сведения о сценическом действии, актерском мастерстве и кукловождении;
  • формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру общения;
  • развивать музыкальные и артистические способности;
  • способствовать физическому и нравственному оздоровлению ребят.
Работа в объединении ведется в трех направлениях: развитие сценической речи и театральные игры, музыкальное воспитание и основы вокала, подготовка и показ театрализованных представлений.
Развитие сценической речи – очень важная часть работы студии “Калейдоскоп”. Ее цель – научить ребят свободно общаться друг с другом и другими людьми на вербально-речевом уровне. Актуальность данной проблемы очевидна: приобщение школьников к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательно-образовательное значение. Специалисты считают, что чем больше у ребенка создается возможностей для развития речи, тем больше шансов раскрыть для него окружающий мир, сделать более широким круг общения, развить интерес и внимание к родному слов. Для этого используются игровые тренинги, направленные на развитие артикуляционного и дыхательного аппарата, знакомство с общечеловеческими ценностями, развитие эмоциональной отзывчивости, пересказы, придумывание историй, упражнения, направленные на развитие продуктивного воображения.
Учитывая психологические особенности возраста, одной из основных форм занятий является литературно-игровая деятельность, где ребята проигрывают, “проживают” ситуацию сказки, выполняя различного рода развивающие задания: выразительное чтение, анализ, сравнение, сочинение и пр. Занятия часто строятся в виде игр, путешествий, конкурсов или просто праздников. Широко применяются интегрированные занятия (одновременное сочинение и рисование, сочинение и пластическое изображение персонажей, сочинение и пение).Кроме игр-драматизаций, ребятам часто предлагается игра в театр кукол, потому что он по своей природе близок и понятен им больше, чем какой-либо другой вид искусства. Процесс “оживления” – эффект с сильным нравственным зарядом. Одушевление, лежащее в основе кукольного театра, помогает проникнуться сочувствием ко всему живому.
Ребята овладевают простейшими приемами кукловождения, используя в работе в основном перчаточные куклы. Управление куклой требует от них выдержки, терпения, определенных мышечных усилий.
Велико значение музыкаль...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1407

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340