Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Цветные впечатления детства
Автор(ы): Кикот Елена Борисовна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Живу и работаю я на Крайнем Севере, где природа не балует изобилием красок. Большее время года преобладают бело-серые тона. И за короткое полярное лето ни дети, ни взрослые не успевают насладиться яркостью и разнообразием красок. Все мы хотим, чтобы ребенок, подрастая и развиваясь, учился видеть окружающую жизнь во всем ее многообразии. Без цвета жизнь кажется монотонной, а мир скучным. “Если мир без чудес черно-бел, то мир с чудесами – цветной”. Может, потому дети и любят цвета, что с ними веселее. Зная цвета, малыш начинает усваивать новую информацию. Вот и решила я как можно ближе познакомить 2 – 3-х летних малышей своей группы с удивительным миром красок и цветов, со всем его многообразием и великолепием. Известно, что в раннем возрасте дети неусидчивы, быстро переключаются с одной деятельности на другую, спешат, как можно больше освоить и испытать. Как увлечь в таком возрасте ребенка? Только опираясь на преимущества этого возраста: - малыши очень наблюдательные;
- малыши очень чуткие и восприимчивые.
Внимание малышей привлекает все новое, необычное, а главное – настоящее. Рисование приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок не только отражает то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Для того чтобы работа по формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру была плодотворной и увлекательной – я изучила литературу многих авторов: - Т.Н. Доронова “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”;
- Т.Г. Казакова “Развивайте у дошкольников творчество”;
- В.Н. Егорова “Школа раннего развития”;
- О.А. Никологорская “Игры с красками и бумагой”;
- Н. Алексеевская “Озорной карандаш”;
- В.А. Силивон “Аппликация для самых маленьких”;
- Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон “Обучение детей 2 – 4-х лет рисованию, лепке, аппликации в игре”;
- Аверьянова “Изобразительная деятельность в детском саду”;
- Р. Гибсон “Мы рисуем”;
- В.С. Горичева, Т.В. Филиппова “Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок”;
- “Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий” под редакцией Р.Г.Казаковой.
Но наиболее вдохновила на творческую работу книга Е.П. Топаловой “Художники с пеленок”. Придерживаясь задач развития базисной программы “Истоки” разработала перспективный план занятий на год по рисованию и аппликации для детей 2 – 3-х лет (Приложение 1). На занятиях по изобразительной деятельности дети получают специальные знания, умения и навыки. Задания и упражнения позволяют не только сформировать у малышей все необходимые навыки и умения, но и воспитывать интерес и любовь к рисованию, развивать творческие способности, воображение, речь. Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыши знакомятся с их свойствами и качествами. Для малышей сверхзадачей является познать предметы, их свойства, качества. Научиться владеть ими, чувствовать их и применять. Поэтому не надо торопить детей. Надо дать им время набраться опыта – это очень важно для психического равновесия и конечного результата. Основным художественным занятием в этом возрасте являются “игры с художественными материалами”. Кроха познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых. В своей работе я использую разные техники рисования, доступные детям: рисование карандашами (для малышей предпочтительно подбирать карандаши с маркировкой М и 2М), фломастерами “Карапуз” (т.к. они более удобны для маленькой ручки ребенка), мелками, тушью, красками – гуашь, акварель; рисуем тычками, печатками, пальчиками, ладошками. Выбор тем может быть неограничен. В рисовании малышу в два-три года доступно изображение отдельных предметов и явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен (“листочки”), штрихов карандашом, фломастером (“дождь”), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (“дорожки”, “ленточки” и т.п.) это доступные ему изобразительно-выразительные средства. Тематика рисунков может быть существенно расширена при совместном рисовании. Для того чтобы наиболее разнообразить работы, я предлагаю малышам дорисовать детали не только нарисованным и аппликативным изображениям, но и к поделкам – оригами. С каким интересом и восхищением малыши воспринимают живые картинки! С большим удовольствием дорисовывают хвост объемному петушку или украшают рыбку чешуйками, которая вот-вот уплывет с листочка. Работы получаются очень необычными и оригинальными (Рисунок 1, 2). Рисунок 1 Рисунок 2 Изображение формы в рисовании малыши осваивают не сразу, быстрее ими овладевают в лепке. Поэтому темы занятий по лепке и рисованию перекликаются (Приложение 2). Для того чтобы заинтересовать малышей к занятиям лепкой, вначале предлагаю им, как и в рисовании дополнить изображение, например, леплю силуэт дерева на картоне (типа барельефа), а ребенок изображает пластилином листочки, или предлагаю силуэт черепашки, а малыш украшает ей панцирь. Для малышей эта работа увлекательна и интересна. Затем последовательно знакомлю детей с формообразующими движениями. С...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.09 | Просмотров: 1205
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|