Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Роман о благородном разбойнике (Устный журнал к 175-летию романа А.С. Пушкина Дубровский) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Роман о благородном разбойнике (Устный журнал к 175-летию романа А.С. Пушкина Дубровский)


Автор(ы): Иванова Евгения Владимировна, педагог дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Страница 1.
“История создания романа А.С. Пушкина “Дубровский”
У доски – стол, за которым сидят учитель, ученики и оживленно разговаривают. На столе – книги, журналы.
Ученик: Роман “Дубровский” был написан Пушкиным поразительно быстро. 21 октября 1832 года начата первая глава. Главы рождаются одна за другой .
Учитель: Да, это так. Энергия письма напоминает ритм “болдинской осени”, хотя роман пишется в Петербурге.
Ученица: 19-ю главу Пушкин заканчивает 6 февраля 1833 года.
Получается, что всего за три с половиной месяца создано это гениальное произведение – роман “Дубровский”.
Учитель : А вы знаете, что роман, написанный в 1933 году, будет напечатан только в 1842, после смерти Пушкина?
Ученик: Да, я читал об этом. Видимо, Пушкин боялся цензуры.
Учитель: Но ведь цензура николаевского царствования не помешала ему попытаться напечатать “Медного всадника”, выпустить в свет “Историю Пугачева”, “Капитанскую дочку”. А “Дубровского” Пушкин и не пробует печатать. Может быть, причина кроется в другом?
Ученик: А действительно, по общему мнению, этот роман – незавершенное произведение. Я читал о том, что сохранился черновой план писателя. Роман должен был иметь третий том, то есть продолжение.
Учитель: (обращая внимание учащихся на 1 страницу журнала):
Посмотрите, вот здесь как раз и представлен план третьего тома романа:
Жизнь Марьи Кирилловны
Смерть князя Верейского.
Вдова
Англичанин
Свиданье
Игроки
Полицмейстер
Развязка.
И все-таки незавершенность романа весьма условна. “Дубровский” в том виде, в каком он существует, представляет собою художественное целое. Возможно, Пушкин просто не любил ставить точки. Вспомните его произведения “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”. В представлении поэта жизнь неисчерпаема, и завершенность сюжетной схемы казалась Пушкину искусственной.
Ученица спрашивает учителя : А как возник такой интересный сюжет? Здесь и пожар, и разбойники, и таинственный переодетый француз. Прямо приключенческий роман.
Учитель: Действительно, сюжет очень занимательный. Много литературных фантазий создало гениальное воображение Пушкина. Но не все. Были у героев романа и реальные прототипы. Об этом расскажет мой помощник.
Страница 2.
Прототипы романа.
Ученик: Первый биограф Пушкина П.И.Бартенев писал: “Роман “Дубровский” внушен был Нащекиным. (Нащокин – ближайший друг Пушкина). Он рассказывал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский ( как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.
Были и другие прототипы главного героя романа. Пушкину стало известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 году не-законно было отнято имение его родственника. Уездный суд утвердил это решение, оставив поместье за женой губернского прокурора. Дубровский, однако, послал своих крестьян в отнятое имение, чтобы они привезли оттуда лес.
Многое из этих реальных событий Пушкин воспроизведет в своем романе.
Страница 3.
Говорящие имена героев романа.
К доске выходят учащиеся, одетые в костюмы героев романа. Каждый из них представляется (рассказывает о себе, обыгрывая свое представление).
Учитель: А.С. Пушкин очень вдумчиво подходил к выбору имен для своих героев. Значимость имен, литературных персонажей берет свое начало из фольклора. Чаще всего через имя высвечивается суть основного конфликта. В шести произведениях Пушкина имя главной героини – Мария (“Капитанская дочка”, “Метель”, “Полтава”, “Дубровский”, “Бахчисарайский фонтан”, “Выстрел”). Мария – с древнеегипетского – Богом любимая, с древнееврейского – горькая.
Выходит Мария Кириловна, делает книксен и рассказывает о себе.
Мария – дочь Кирила Петровича Троекурова, любимая отцом, Дубровским, но судьба у неё горькая – жить со старым и нелюбимым мужем.
Выходит Кирила Петрович. Он очень важный, в домашнем халате, в руках – курительная трубка.
Кирила Петрович Троекуров. Кирилл (у Пушкина – одна буква “л”) с персидского – солнце, с греческого – маленький господин. Троекуров могущ, как солнце: “Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии”. В то же время, он господин: “Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени”. Да и фамилия у него говорящая: трижды порочный. Он “два раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал на веселее”. Но самый тяжкий его порок бездушие (поэтому и отчество его – Петрович, Петр – с древнегреческого – скала, камень)
Появляется Владимир Дубровский. Он во фраке, снимая шляпу рассказывает:
Фамилия Дубровский, скорее всего, говорит о сыне, Владимире, который мстит за поруганную честь отца, став разбойником. Не случайно его караульщик поет старую песню:
Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка,
Не мешай мне, молодцу, думу думати.
Появляется Спицын:
Антон Пафнутьевич Спицын. Толстый мужчина лет пятидесяти. Пафнутий с древнегреческого – толстый.
(Представляется князь Верейский. Он толст, стар, в руках – трость)
Князь Верейский. Имени не имею.
Учитель: Да, князь Верейский представлен автором без имени. Зато у крепостных есть имена: Степан, Архип, Арина Егоровна.
Таковы говорящие имена в романе “Дубровский”.
(Учитель представляет следующую страницу).
Страница 4.
Театральная пауза.
Гостиная у Троекурова. Справа в гостиную входит, только что приехавший, Спицын. Он поспешно расстегивает рубашку, достает привязанный на груди мешок с деньгами, наскоро проверяет и, спрятав, поправляет рубашку. Входят Троекуров, Верейский, Маша, Владимир с Сашей, Анна Савишна, исправник.
Троекуров: А! Антон Пафнутьич ! (Кричит в столовую) Ещё прибор поставить!
(Гости рассаживаются. Маша – с девушками, Владимир с Сашей – рядом с исправником).
Милости просим, Антон Пафнутьич, садись да скажи нам, что это значит , не был у моей обедни и к обеду опоздал? Это на тебя не похоже: ты богомолен и покушать любишь.
Спицын: Виноват, виноват, батюшка Кирила Петрович. Ехать ближним путем через Кистеневский лес я не осмелился, а пустился в объезд.
Троекуров: (прерывая) Эге! Да ты, знать, не из храброго десятка. Чего ты боишься?
Спицын: Как чего боюсь, батюшка Кирила Петрович? А Дубровского? Он никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет.
Троекуров: За что же, братец, такое отличие?
Спицын: Как за что, батюшка Кирила Петрович? Не я ли в удовольствие ваше, то есть по совести и по справедливости, показал на суде, что Дубровские владеют Кистеневкою без всякого на то права.
Троекуров: А, чай, красная шкатулочка полным полна.
Спицын: Куда, батюшка Кирилла Петрович! Была полна, а нынче совсем опустела.
Троекуров: Куда тебе деньги тратить? Дома живешь свинья свиньей, своих мужиков обдираешь- знай копишь, да и только.
(Гости смеются)
Троекуров: А что, господин исправник, скоро ль поймаете вы Дубровского?
Исправник: Постараемся, ваше превосходительство.
Троекуров: Ге! “Постараемся!” Разбой Дубровского – благодать для исправников: раз...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.10 | Просмотров: 3393

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340