Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Мое педагогическое кредо — помочь пробудиться таланту. Открытый урок по музыке - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Мое педагогическое кредо — помочь пробудиться таланту. Открытый урок по музыке


Автор(ы): Наумова Людмила Юрьевна, преподаватель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Уже два с половиной десятилетия я открываю детям прекрасный мир звуков. В нашем учебном заведении эстетическому, культурному и нравственному воспитанию уделяется очень большое внимание. А формы работы с будущими учителями самые разные: постановка спектаклей (музыкальных, драматических, кукольных), постановка танцев (от старинных до современных) с изучением их истории, обучение вокалу в вокальных ансамблях и хоре, игра на различных музыкальных инструментах, в том числе сделанных своими руками..
В каждой группе обязательно есть свой хоровой коллектив, а также сводные хоры факультета. Своей главной задачей руководителя хора, музыканта и воспитателя я вижу в том, чтобы помочь молодым людям понять, что для их самоутверждения есть много путей и один из них – творчество. Я стараюсь, чтобы пение в хоре стало для них духовной потребностью. Ведь не секрет, что молодежь нашего времени в большинстве своём является поклонниками лёгких жанров, а не серьёзной музыки, поэтому моя задача – “влюбить” учащихся в прекрасную хоровую, симфоническую, оперную музыку, повысить их культуру, научить их красивому вокалу, чистой интонации и раскрепощённости на сцене. За годы своей деятельности я поняла, что нет людей бесталанных, нужно только помочь им раскрыть свои возможности. И тогда самые безнадёжные “гудошники” вдруг начинают не только чисто интонировать, но и получают огромное удовольствие от многоголосного пения. Важно, чтобы участники хора чувствовали себя на репетициях комфортно, не тряслись и не боялись за неправильно спетый звук. Я постоянно хвалю учеников, у которых ничего не получается в первое время. Результаты налицо: ученик перестаёт комплексовать, очень старается и начинает чисто интонировать.
Детальная работа, доведение каждого звука до совершенства, приучает участников хора к полной отдаче. Постепенно они понимают, что пение – это не открывание рта под музыку, не просто проведение времени для души, и совершенно по-новому начинают воспринимать значение и смысл вокально-хоровой работы. Никаких скидок на самодеятельность не делаю, ибо речь идёт об искусстве.
Общение с музыкой воспитывает человеческую душу, развивает нравственный потенциал и интеллектуальный мир человека, поэтому очень большое значение я уделяю репертуару. В нём особо почётное место занимают образцы классической хоровой музыки композиторов Баха, Генделя, Пёрселла, Гайдна, Моцарта, Грига, Мендельсона, Шопена, русских композиторов Бородина, Чайковского, советских композиторов, композиторов Татарстана Яруллина, Яхина, Шарифуллина. Сотрудничаю с молодыми композиторами РТ В. Харисовым, Е. Шатровой, Е. Салушко.
Так как в репертуарном плане ощущается дефицит и для всех руководимых мною хоров и вокальных ансамблей нужен интересный репертуар, который я каждый год обновляю, мне приходится самой делать аранжировки, обработки песен и романсов.
Интересно заметить, как со временем меняются вкусы воспитанников. Если в начале им больше нравится музыка шлягерного плана, и их кумиры– это ансамбль “Руки вверх”, то постепенно они влюбляются в классическую музыку, которую раньше не слушали, считали её скучной и сложной для понимания. Конечно, те сложности, с которыми они столкнулись в работе над классикой, не сравнимы ни с чем, и вот преодоление этих трудностей даёт им возможность понять, что сложные программы “голыми руками” не возьмёшь и требуют высокого профессионализма.
Трудности, с которыми я сталкиваюсь в работе, это недостаточное количество времени, отведённое для уроков музыки – 1 час в неделю. Понимая, что в учебном плане сложно что-то изменить из-за большой загруженности учащихся, договариваюсь с ними о факультативе хора. Благо, вижу с их стороны понимание, желание петь и совершенствовать своё исполнение.
Новым направлением в своей деятельности считаю работу над постановкой сказок в качестве режиссёра, музыкального руководителя и концертмейстера. Так как мне более близко вокальное исполнение, я ищу для постановки со студентами музыкальные сказки или сказки-оперы, такие как “Квартет” на музыку А. Бойко, “Огниво” на муз. Карамышева, “Бармалей” муз. Е. Салушко и др. Это очень раскрывает сценические способности, эмоциональность и артистичность будущих учителей.
Моим группам приходится очень много выступать. При той нагрузке, которая падает на моих студентов, я с отрадой замечаю, что это нисколько не влияет на качество их учёбы. Наоборот, они стараются максимально использовать своё время. Я считаю, что именно музыка высокого образца делает наших девушек выгодно отличающимися своей интеллигентностью, внешней и внутренней красотой, вкусом, умением выглядеть и держаться.
В своих анкетах на вопрос о художественной самодеятельности они отвечали: “Я приветствую то, что в училище мы занимаемся художественной самодеятельностью, это помогает нам не зачерстветь, приобщиться к культурным ценностям, проявить себя в том, в чём ты способен. Хор приветствую всей душой, и руками, и ногами “за”. Музыка помогает мне отвлечься от проблем, забыться. После репетиций я чувствую лёгкость, настроение поднимается. Мне нравится, что нас обучают правильному пению”.

Конспект открытого урока музыки на конкурсе “Преподаватель года ССУЗ – 2000 г.” со студентами теоретического отделения Казанского музыкального училища

Тема: Роль хорового искусства в формировании духовности
Цели урока:
  • Воспитание певческой культуры, любви к хоровому искусству;
  • Знакомство с певческими школами, историей возникновения хорового искусства с лучшими хоровыми коллективами РТ;
  • Развитие интереса студентов к хоровому пению, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя и ансамбля.

Основной этап урока

Введение в тему
Луначарский сказал: “Когда люди перестанут петь, они перестанут жить”. А много ли мы знаем о хоровом искусстве, об исполнительстве, о его значении в жизни, о том, что даёт хоровое пение вообще человеку и, в частности, вам, как будущим музыкантам.
Музыка началась с пения. Пение – это изначальный элемент, прародитель всякой музыки. Не все умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте, но всякий человек, худо ли, хорошо ли, поёт или напевает. Фома Аквинский сказал: “Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать”.
- Как вы считаете, в чём своеобразие человеческого голоса, его отличие от других музыкальных инструментов?
Действительно, он “живой” музыкальный инструмент. Если у других музыкальных инструментов при игре колеблется тело, как бы безразличное душе, то в пении душа раскрывается через собственное тело.
- Как вы считаете, зависит ли от самобытности народа, его культуры, корней манера звуководения, стиль исполнения, характер певческого звука?
Да, действительно, всё это находится в тесной связи. Поэтому существует несколько певческих школ.
Итальянская – первая европейская школа, которая выделялась совершенной техникой бельканто, блестящими голосами певцов. Яркими представителями той эпохи были Кафарелли, Фаринелли, Аппиани, Энрико Карузо.
Французская школа – отличается декламационностью исполнения.
Немецкая школа – опирается на национальные песенные традиции.
И, наконец, русская школа пения (конец XIX – начало ХХ веков) – характеризуется драматическим мастерством, простотой, задушевностью, психологичностью. Яркие представители русской певческой школы: Л.В.Собинов, А.В. Нежданова, О.А. Петров, И.С. Козловский и, конечно, Ф.И. Шаляпин.
Именно хоровое пение способствовало воспитанию таких великих деятелей русской оперной сцены. В хоре начинали свой творческий путь Нежданова, Собинов, Козловский, Зыкина. Об этом они говорят в своих воспоминаниях. Козловский: “Пение в хорошем хоре поможет певцу развить слух, ощущение ритма, ансамбля, приобщить его к культуре многоголосного исполнения”. Шаляпин: “Чт...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2410

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340