Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Осенние явления в природе - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Осенние явления в природе


Автор(ы): Шарапова Любовь Александровна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  • Познакомить с осенними явлениями и приспособленностью организмов к сезонному ритму;
  • Прививать школьникам навыки поведения в природе;
  • Показать зависимость организмов от сезонных явлений.
Оборудование: папки, блокноты, карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.
План экскурсии:
1. Перед началом экскурсии ставлю задачи перед учащимися и делю класс на группы, в каждой группе выбираем старшего или звеньевого. Звеньевым выдается задание уже на экскурсии (Приложение 1).
2. Экскурсия проводится на пришкольно-опытном участке, поэтому дети работают на разных территориях заранее отмеченных учителем.
3. В классе 6 групп. На выполнение задания дается 20-25 минут. Учитель напоминает учащимся, что передвигаться можно только по дорожкам.
4. Провожу беседу-лекцию и обращаю внимание детей на технику безопасности во время экскурсии.
5. В ходе беседы вспоминаем стихи об осени, загадки. В беседе выясняются знания учащихся о деревьях, кустарниках и травах, о характерных признаках осени – окраске листьев, начале листопада, созревании плодов.
6. Перед выполнением индивидуальных заданий для каждой группы напоминаю о правилах поведения учащихся в природе, о культуре общения человека с окружающей природой.
7. В выполнении коллективного задания должен принимать участие каждый ученик из группы.
8. В ходе выполнения самостоятельной работы учащиеся, как правило, обращаются к учителю. Выполнив работу, докладывают старшему.
9. Подводятся итоги экскурсии. Учитель напоминает о том, что отчеты о проделанной работе нужно сдавать на следующий урок. Оценивается работа каждой группы и отдельно учащихся.
10. Задание на дом: составить план рассказа по результатам экскурсии.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин
Осень – одно из самых красочных времён года; картины русской осени запечатлены в произведениях наших писателей, поэтов, художников. Кто раз видел, тот с неизменной нежностью вспоминает «Золотую осень» и «Осенний день в Сокольниках» Левитана. Какое большое содержание вложено в немногие строки Пушкина, какие яркие осенние картины дают стихотворения Некрасова, Майкова, Тютчева! На осенних экскурсиях эстетическое воспитание детей занимает не последнее место. Осень, как и весна, поражает и привлекает нас своим непрерывным изменением – ни один день осени не похож на остальные. Переход от тёплых дней конца лета к первому снегу зимы совершается постепенно в течение осени. В кажущемся «умирании» осенней природы таятся ростки будущей весны. Осенний период имеет огромное значение для жизни растений и животных. В течение осени растения и животные подготавливаются к неблагоприятным условиям зимы.
На экскурсии учащиеся должны научиться замечать приспособления растений к зиме, наблюдать за наиболее яркими явлениями осенней природы.
Осень является переходным периодом от лета к зиме. Какие же приметы характеризуют конец лета, начало осени?
Во второй половине лета, после цветения липы, зацветают немногие растения: пижма, сивец луговой, белозор болотный, вереск, очанка, зубянка и некоторые другие. Вторая половина" лета характеризуется главным образом доцветанием и созреванием плодов. Осенью также можно видеть цветущие растения, но на них почти нет бутонов, зато имеется большое количество плодов. По иногда нам кажется, что настала весна: на сыром лугу ярко блещет золотистыми крупными цветками калужница, которую мы привыкли видеть цветущей ранней весной; в тени широколиственного леса мелькают лиловые цветки душистой фиалки. У. этих растений бутоны цветков будущего года закладываются летом, период органического покоя проходит до наступления осени, и при благоприятных условиях растения зацветают вторично.
Можно считать, что в течение зимы эти растения находятся в состоянии вынужденного покоя, вызванного неблагоприятными внешними условиями.
В августе появляется осенняя раскраска листьев у таких деревьев, как липа мелколистная, вяз обыкновенный, берёза бородавчатая; желтеют листья на отдельных ветках старых лип и берёз, листья вязов приобретают бронзовый оттенок.
Начало осенней раскраски деревьев можно считать первой приметой осени.
Позднее, в сентябре, несколько дней простоят «в багрец и золото одетые леса», а затем начнётся листопад: жёлтые, красные, оранжевые, розовые листья закружатся в холодном воздухе, пёстрым ковром покроют лесные травы, будут шуметь под ногами, наполняя воздух горьковатым осенним ароматом.
В школе ведутся метеорологические наблюдения, поэтому очень легко отметить те изменения, которые характеризуют наступление осени.
Осень характеризуется более низкими температурами, чем лето; в сентябре, а иногда и в конце августа, наблюдаются заморозки на почве, на рассвете температура воздуха падает ниже нуля, роса замерзает и трава покрывается инеем, а днём в солнечную погоду температура воздуха поднимается довольно высоко. Колебания температуры почти отсутствуют в облачную погоду, тик как тогда в ночное время теряется меньше тепла.
Интересные результаты дают наблюдения за перемещением солнца в течение дня. При помощи простых приборов можно установить, что с каждым днём точки восхода и захода смещаются. По календарю школьники устанавливают, что дни становятся короче, ночи – длиннее. Эти данные можно связать с наблюдениями детей за тем, что осенью и особенно зимой тени от деревьев и других высоких предметов даже в полдень очень длинны.
В течение осени изменяются такие важные условия жизни растений, как свет (продолжительность дневного освещения уменьшается), тепло (температура воздуха и почвы понижается), а также связанные с ними условия водоснабжения, минерального и органического питания растений.
Осень характеризуется довольно большим количеством осадком в виде холодных дождей, почва бывает насыщена водой, но вода из-за низкой температуры плохо усваивается корнями растений, а, следовательно, в растения поступает мало минеральных веществ.
Процесс фотосинтеза также тормозится, так как при низкой температуре затрудняется восстановление хлорофилла, постоянно разрушающегося под действием ярких солнечных лучей, которых ещё немало осенью.
Наблюдение за осенним небом показывает, что кучевые и лёгкие перистые облака исчезают, их заменяют низкие слоистые облака.
Понижение температуры до нуля и ниже приводит к тому, что вся вода, имеющаяся в воздухе в виде паров, замерзает; воздух становится сухим.
Таким образом, зима представляет собой не только холодное, но и сухое время года. Зимой растения сталкиваются с физической сухостью воздуха и физиологической сухостью почвы. Только те растения, у которых вырабатываются приспособления к борьбе с этими неблагоприятными условиями, могут жить в климате умеренных широт.
Различные растения имеют различные приспособления к уменьшению зимнего испарения. Одним из таких приспособлений является листопад, благодаря которому во много раз сокращается испаряющая поверхность растения.
Причины листопада могут быть разделены на две группы: непосредственные причины, которые показывают, какие изменения в строении растений наступают перед листопадом и приводят к опадению листвы; к ним можно отнести также изменения физиологические и более отдалённые причины, связанные с изменением внешних условий существования. Установление тех других причин имеет большое значение для формирования у учащихся правильного представления о взаимосвязи между организмами и окружающей их внешней средой.
Многие растения нашей флоры перезимовывают с зелёным листьями. Среди деревьев и кустарников всем известны ель, сосна, пихта, – вечнозелёные растения. Листья этих пород, игловидные, жёсткие, кожистые, имеют малую поверхность и слабо испаряют воду. Благодаря этому они успешно переносят зимнюю засуху.
Кроме этих хвойных растений, многие покрытосеменные не сбрасывают осенью всех своих листьев, а сохраняют их до будущей весны. У брусники, вереска, багульника, кассандры, андромеды и других растений торфяных болот зимующие листья развёртываются весной и сохраняются до появления следующих листьев, это вечнозелёные кустарники, их листья существуют более года. Хвоя сосны живёт 2 года, хвоя ели – от 5 до 12 лет, хвоя пихты – от 2 до 5 лет, листья брусники – от 1 до 4 лет и опадают не сразу. У них также имеется ряд приспособлений к уменьшению испарения, с которыми можно познакомиться на экскурсии. Среди травянистых растений лугов, хвойных и лиственных лесов также есть формы, которые уходят под снег с зелёными листьями и сохраняют их до весны. Детальные наблюдения за такими растениями показывают, что зимующие листья развиваются у них во второй половине лета, а листья, развившиеся весной, отмирают осенью. Растения с несколькими генерациями листьев, среди которых имеется зимующая генерация, называются зимнезелёными.
Подготовка зимнезелёных растений к зиме выражается главным образом в физиологической перестройке, однако есть и некоторые морфологические приспособления к перенесению зимних условий.
Многие зимнезелёные растения (вероника лекарственная, будра, живучка, манжетка) образуют стелющиеся побеги с почками, расположенными у самой поверхности земли. Эти побеги и почки только в редкие бесснежные зимы не бывают защищены покровом снега. Зимнезелёные и вечнозелёные формы достаточно холодостойки, они широко встречаются в холодном и умеренном поясах земного шара. Более теплолюбивые многолетние формы сохраняются в виде подземных органов: клубней, луковиц, корневищ, корней – образований, которые одновременно служат и для перезимовки и для вегетативного размножения. Растения как бы «прячутся» от неблагоприятных условий зимы: листья, стебли и другие надземные части отмирают, но подземные части с находящимися на них зимующими почками сохраняются.
Почки низкорослых растений и растений, зимующих под землёй, достаточно хорошо защищены слоем почвы, различными о...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.10 | Просмотров: 3502

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340