Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование проектного метода в целях развития творческих способностей и формирования познавательного интереса у учащихся на уроках технологии - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Использование проектного метода в целях развития творческих способностей и формирования познавательного интереса у учащихся на уроках технологии


Автор(ы): Бурмистрова Наталья Юрьевна, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Позвольте напомнить вам, что есть творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны.
Творческая новизна бывает 5 видов:
  • региональная (относительно местности)
  • условная (новое, устаревшее старое, хорошо забытое)
  • психологическая новизна (открытие в себе)
  • видимостная новизна (переставить мебель)
  • истинная новизна (то, чего нет ни у кого)
Свойства творческого человека
  1. Непослушание
  2. Гибкость, подвижность, скорость ума
  3. Умение обобщать
  4. Чувство юмора, мажорный настрой, дальние перспективы.
Отсюда следует, что воспитывая творческого человека, мы должны проверять, сверять результаты своего труда по этим критериям.
У известного педагога В. М. Неменского я нашла следующее высказывание: Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. Но можем ли мы их : научить счастью?
Невероятно? Но, если вдуматься глубоко - возможно.
Ведь у подлинного счастья всегда две стороны:
  • Первая - счастье человеческого общения, взаимопонимания
  • Вторая - счастье творческого труда, в котором проявляется твоя личность. Результатом его может стать шаг вперёд в том деле, за которое ты взялся.
Испытать, дать возможность ребёнку испытать радость от творческого труда - задача современного учителя технологии.
Но творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию. Задание, его содержание, планирование предстоящей работы выступают, как стимул творческой активности.
В каждом из разделов школьной программы по технологии есть место для развития творческих способностей.
Сегодня это:
  1. Развитие природных способностей ребёнка. Нам с вами вполне понятно утверждение дидактов: Что ни объём знаний, приобретённых в готовом виде, ни умения, усвоенные по образцу, не могут обеспечить творческих возможностей человека. Если ребёнка постоянно приучать усваивать знания, умения в готовом виде, можно даже притупить его природные способности к творчеству. Человек, не приученный мыслить самостоятельно и усваивающий всё в разжёванном виде, оказывается через некоторое время неспособным проявлять задатки данные ему от природы.
  2. Стимул для закрепления и формирования умений и навыков. Творческая работа сама заставляет, наталкивает ребёнка на применение знаний и умений уже приобретённых в новых ситуациях.
  3. Воспитание творца - человека, который не равнодушен к окружающему миру, который сопереживает, созерцает, который способен поставить себя на место другого. Умение превращать свои желания, мечты в реальность, ведь неумение делать это приводит к отсутствию любимого дела, к отсутствию друзей.
    Творчество - это формирование социальной активности, а оно не мыслимо без воспитания у каждого члена общества не только понимания окружающих, но обязательно чувства общности с ними. Это чувство не возникает без развитого и искреннего интереса к другим людям, без способности сопереживания, без сочувствия им - без ощущения сопричастной ответственности человека за человека.
Без этого чувства ребёнок не придёт на помощь другому, будет не просто равнодушен к нему, - будет жесток!
Сегодня, увы, культивируется жизнь без этой частички Со, культивируется разобщённость людей. И поэтому мне особое значение хочется уделить этому третьему пункту. Ещё раз отметить, что творческий, совместный, коллективный труд - это воспитание. Самое важное воспитание - человека! Сочувствие и сопереживание есть важнейший труд. Труд души. Скудость интересов, не развитость творческого чутья, нравственная не чистота жаждут самовыражения, пожалуй, не меньше чем яркость и ширина увлечений и богатство души.
И последний четвёртый пункт:
Творчество, как попытка выживания в наше время. Сделать всё из ничего (или сделать то, что можно продать).
Что собой представляет само понятие Технология и понятие творческий проект.
Технологическое образование на современном этапе.
Технология - на западе технолоджи включает в себя несколько важнейших понятий.
Первое - это объект, т. е. продукт (товар, изделие и т.д.) с определёнными свойствами (удобно, качественно, для человека, помнить рекламу: Тефаль, ты всегда думаешь о нас).
По продукту судят о технологии, о машинах, на которых изготовлено изделие, о материалах, инструментах, приспособлениях.
Для получения такого продукта необходима чья-то энергия и некая необходимая информация. Итак, следующее понятие - знания. В знаниях первенство отдаётся тем, которые исходят из опыта. Опыт в свою очередь в основе имеет науку. Итак, знания, т. е. опыт + наука.
Важным опорным понятием является процесс. В котором определяется как использовать знания, материалы, инструменты. Определяется количество и последовательность операций, правильность хватки инструмента или умение работать на машине, темы и т.д.
И последним является понятие воля. Она включает в себя человеческий фактор и приведение его в действие. Важное значение имеет - какая установка, ценности, мотивы, правила и нормы, требования, которых придерживается человек. Именно они определяют и его отношение к работе.
И так нам понятно, что Технология есть процесс взаимодействия четырёх компонентов опыта, знаний, процесса и воли, результатом которого становится весь материальный мир, созданный руками человека (от бутерброда до компьютера).
Считается, что совершенствовать технологию можно единственным средством - дизайном.
Дизайн - процесс проектирования, изготовления изделий, направленный на совершенствование технологии и включающий в себя 8 этапов. Это и есть проектная деятельность. Рассмотрим все 8 этапов работы над творческим проектом.
1 этап. Формулировка задачи, которая заключается в проектировании и выполнении. Ученик должен хорошо осознать, ЧТО он хочет выполнить и понять, ЧТО требуется от него. При этом формулировка задачи учителем может выглядеть так:
Выполните изделие из 4-х операций или изделие из ткани, кожи и т.д. Из формулировки учителя вытекает формулировка задачи ученика Я хочу сделать подарок маме такой - то и такой-то.
Задача имеет своё содержание, структуру и форму. Совершенно естественно из первого вытекает второй этап.
2 этап. Конкретизируется объект (подарок). Ученик доказывает, что он сможет сделать именно то, что задумал. Исследует потребителя (в частности маму) конкретного потребителя в данном случае. Исследует рынок (может проще и дешевле купить?)
  • Исследует условия (ресурсы для работы, оборудование, инструменты)
  • Исследует самого себя (смогу ли? Какой имею опыт, волевые качества)
3 этап. Дизайн - спецификация. Иными словами разработка документа, включающего перечень требований к подобному виду изделий. Как-то:
  • технические качества - скажем не промокает с карманом и т.д.
  • технологические требования - материалы, конструкция, существующие технологии, которые предполагается использовать (хотя бы частично).
  • экономические требования - дешевле, чем в магазине. Или пусть не дешевле, даже дороже, но это мой труд, удовольствие от своего труда, эксклюзивность.
Доказать, что цель определяет средства.
Эстетические требования - без пояснений.
Эргонометрические требования - на сколько приспособлено изделие по процессу и результату к потребителю. Удобство в эксплуатации.
Экологические требования - обосновать, что изделие не приносит вреда.
4 этап. Выработка идей и их анализ.
Здесь будет уместна мозговая атака. Штурм идей. Не оценивая! И только после того как проработаны идеи, ученикам предстоит взглянуть на них через призму дизайн - спецификация, т. е. проанализировать их.
5 этап. Выбор одной идеи, её проработка.
Что имею для выполнения задуманного? Что необходимо приобрести? Где возьму средства? Как буду делать?
6 этап. Планирование.
В этап планирования входит технологический рисунок (чертёж), технологическая карта, заказ (паспорт изделия), товарный знак (где указывается сорт, качество, размер изделия и т.д.).
План каждого этапа по времени. Общее время, в которое требуется уложиться. Скажем, 14 часов, проект рассчитан на 7 занятий.
7 этап. Контроль.
Необходимо дать понять, что каждая операция имеет методы контроля, будь то: сравнение с фигурой (примерка), точность размеров.
И законченное изделие тоже.
Сравнение того, что получилось с тем, что требовалось.
8 этап. Не смотря на то, что он последний в работе над проектом, является важнейшим. Это самооценка. Я сделала! Как? Сделала то, что задумала? Больше? Меньше? Иначе? Точно ли получилось?
Оценить свои человеческие качества. Удовлетворена? Нет? Виден ли резерв для дальнейшего роста, совершенствования работы?
Обязательно оценка друзей, людей справедливого суждения.
Оценка родителей, мамы, наконец (если подарок для неё).
При выполнении всех 8 этапов работы над проектом у ребёнка создаются навыки высокого уровня обобщения. Эмоциональная сфера включается очень активно. В самооценках мы слышим слова переживаю; чувствую.
Включается и социальная сфера - ученик может утвердиться в своих возможностях. И естественно, так называемая творческая сфера - я творю.
Итак, пришло время обсудить навыки, которые формирует у ученика проектный метод.
Их так и называют проектные навыки. Итак, проектирование - целостное видение того, что предстоит выполнить.
Навыки планирования (прогнозирование вперёд)
Организационные навыки (подобрать материалы, инструменты, рационально разместить)
Навыки исследования (наблюдения за материалами разного свойства)
К методам технологического образования мы относим целенаправленные и организованные способы формирования у школьников технологической культуры и их подготовки к будущей творческой и гармоничной преобразовательной деятельности на научной основе.
Сравнительный анализ истории становления теории и практики проектного обучения показал, что в отечественной педагогике этот метод рассматривался, прежде всего, как средство:
  • всестороннего упражнения ума и развития мышления
  • формирование творческих способностей
  • развитие самодеятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни и т.д.
Русские учёные связывали методы обучения (в том числе и проектный)с развитием личности, подготовкой её к жизни и труду. В зарубежной педагогике проекты рассматривались с позиции целей обучения, связанных с выполнением школьных заданий в реальной жизненной обстановке.
Итак, в нашем понимании метод проектов (в переводе с греческого путь исследования) - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности ученика путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) новых товаров, имеющих практическую значимость.
Наблюдения за процессом учебной проектной деятельности показывают, что учащиеся стремятся само добывать нужные сведения для выполнения проекта, производят необходимые работы (учит...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.11 | Просмотров: 1650

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340