Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Этнокультурное положение Астраханской области - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Этнокультурное положение Астраханской области


Автор(ы): Занозина Наталья Викторовна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • познакомить учащихся с разнообразием народов, проживающих на территории Астраханской области;
  • сформировать представление о культуре народов (религии, жилище, одежде, пище, этических нормах).
Задачи:
  1. Развивать творческие способности, умение анализировать и систематизировать материал;
  2. Воспитать гуманистическое отношение к другим народам через знакомство с их бытом, музыкой, костюмами и через обращение к художественной литературе об этих народах;
  3. Развивать умения работать с дополнительной литературой, выступать с сообщением и слушать выступления своих товарищей.
В конце урока обучающиеся должны знать:
  • какие народы населяют территорию Астраханской области;
  • места проживания этих народов;
  • культуру народов.
В конце урока обучающиеся должны уметь:
  • работать с источниками дополнительной литературы и отвечать на вопросы задания;
  • составить карту данной национальности на основе дополнительного материала;
  • самостоятельно работать в малых группах.
Оборудование для учителя:
  • физическая карта Астраханской области, политико-административная карта Астраханской области;
  • статистический материал о численности населения Астраханской области по районам;
  • мультимедийный проектор;
  • конспект урока;
  • магнитофон с записями музыки татар, казахов, калмыков;
  • выставка книг.
Оборудование для учащихся:
  • атлас Астраханской области;
  • физическая карта Астраханской области, политико-административная карта Астраханской области;
  • учебник “География России” 8 класс.
  • листы ватмана - 3шт.;
  • иллюстрации по теме “Население Астраханской области”;
  • ножницы 3шт.;
  • клей 3 шт., фломастеры, маркеры;
  • конверты с заданиями;
  • элементы костюмов.
Парты расставлены на 3 группы.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, представление. Организация рабочего места.
Учащиеся распределяются на 3 группы.
2. Создание проблемной ситуации.
Учитель
Ребята, сегодня наш урок пройдет необычно. Почему необычно? Потому, что сегодня на уроке мы с вами обобщим материал и сделаем свою исследовательскую работу. Мы прошли тему “Россия на карте мира”, где очень подробно познакомились с географическим положением. Какие виды географического положения вы знаете?
Ответ уч-ся: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, эколого-географическое, историко-географическое, этнокультурное положение.
Учитель Обратите внимание на доску. Тема нашего урока “Этнокультурное положение Астраханской области”. Запишите число и тему урока в своих рабочих тетрадях. Мы выяснили, что этнокультурное положение является одним из видов географического положения. А что значит этнокультурное положение?
Ответ уч-ся: Это важнейший аспект географического положения России. Оно оценивает взаимосвязи и взаимопроникновение культуры, искусства, науки России и народов других стран, а также ее связь с мировыми центрами культуры.
Учитель Правильно, молодцы. Мы познакомимся сегодня с народами, которые проживают на территории области, и сделаем первый час шаг к созданию нашего большого, практически значимого проекта – это создание предметного уголка “Астраханская область: географические аспекты устойчивого развития”. Ребята посмотрите, в название темы урока и в название проекта мы взяли Астраханскую область. А как вы думаете, почему?
Ответ уч-ся: Потому, что здесь мы живем. Это наша малая Родина.
Учитель: во-первых, после распада СССР и установления статуса России как суверенного государства Астраханская область стала поистине южным форпостом Российской Федерации, а, во-вторых, как вы уже сказали, Астраханская область – это наша с вами малая Родина, которую мы должны знать и любить. Изучая Россию, тему за темой мы всегда будем изучать и Астраханскую область. И к концу года мы получим предметный уголок, который будет посвящен нашему краю.
А как вы думаете, почему из всех видов географического положения мы взяли именно этнокультурное положение Астраханской области?
Ответ уч-ся: потому что на территории нашей области проживает много национальностей.
Учитель: правильно. Область является одним из уникальных регионов России по своему национально-этническому составу. Со времени присоединения Астраханского ханства к Московскому государству Астраханский край в силу географического положения и исторических условий представляет собой ярко выраженный полиэтнический регион. Давайте вспомним, что означает слово “полиэтнический”?
Ответ уч-ся: слово полиэтнический состоит из двух слов “Поли” и “Этнос”, что означает много народов или национальностей.
Учитель: И первая наша часть в создании проекта будет ваша проектно-исследовательская работа “Этнический портрет Астраханской области”.
Ребята, а сейчас внимательно прослушайте небольшой историко-географический отрывок и потом скажите, какие народы проживают на территории нашей области:
(при прослушивании отрывка используется мультимедийный проектор)
“Представьте себе на минуту, что ученые изобрели машину времени, на которой мы с вами смогли оказаться в Астрахани 16 века. Что бы нас поразило больше всего? Деревянный кремль на высоком холме? Волга, плещущаяся у стен Кремля? А может быть, различные суда и многочисленные лодочки? Наверное, нет: прежде чем мы успели оглянуться, выйдя из машины, мы бы удивились, услышав многоголосие и разнообразие языков, слышных отовсюду. Приглядевшись, мы были бы поражены и разнообразием внешнего вида и одежд окружающих нас людей. “Что за разноязыкое, разноплеменное место! Новый Вавилон!” - воскликните вы и вряд ли ошибетесь. Русский язык, персидский, индийский языки, арабский, армянский, греческий, немецкий и многие другие. Картина не изменилась и по сей день. Астраханскую область населяют более одного миллиона человек, что составляет 0,8 процентов от численности населения Российской Федерации. Также в области проживают представители свыше ста народов и различных этнических групп. Но наиболее многочисленными являются русские, казахи, татары, калмыки”.
Учитель: Об этих народах мы и поведем речь, так как именно они дольше всего проживают на территории нашей области, и именно они сыграли важную роль в истории Астрахани. Что это за народы? Сколько их проживает на территории области? Чем они занимаются?
Ребята, вы прослушали отрывок, а теперь скажите, какие же народы, проживающие на территории области, наиболее многочисленные?
Ответ уч-ся: русские, татары, казахи, калмыки.
Учитель: Как вы думаете, почему мы не берем русских?
Ответ уч-ся: Потому что русские одна из самых больших национальностей, проживающих на территории области.
(Показ диаграммы на доске: “Национальный состав населения (по данным переписи населения)”.
Учитель: Правильно. Русские расселены по области относительно равномерно, а вот как расселены другие народности, мы выясним сегодня на уроке. Вы распределились по группам. У каждой группы свое задание. При ответе вас будут оценивать по следующим критериям:
  • правильность изложения материала;
  • полнота ответа;
  • логичность ответа;
  • наглядность проекта;
  • уважение к другой группе;
  • время.
Время работы в команде – 10-12 минут. Время ответа – 3-4 минуты.
3. Работа в группах.
Учитель подходит к командам, консультирует.

1 команда
.
На столе – ватман с контуром Астраханской области.
Задание в конверте: “Найти материал о татарах, подготовить проект на ватмане и рассказать о них”.
Ценные указания:
1. Прочитать текст – “Татары”.
2. Прочитать дополнительный материал и использовать его при ответе (интересные сведения, приготовленные учителем и учащимися).
3. Оформить проект (используя рисунки, иллюстрации, значки). Наклеить на место проживания татар их национальные жилища и фигурку татарина.
4. Заполнить на контуре схему:
  • народ татары
  • численность
  • место проживания
  • национальное жилище
  • занятия
  • религия
5. Подготовить рассказ по схеме о татарах.
6. При отчете использовать элементы национального костюма.
2 команда.
На столе – ватман с контуром Астраханской области.
Задание: “Найти материал о казахах Астраханской области, подготовить проект на ватмане и расска...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.11 | Просмотров: 2433

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340