Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Этнокультурное положение Астраханской области
Автор(ы): Занозина Наталья Викторовна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - познакомить учащихся с разнообразием народов, проживающих на территории Астраханской области;
- сформировать представление о культуре народов (религии, жилище, одежде, пище, этических нормах).
Задачи: - Развивать творческие способности, умение анализировать и систематизировать материал;
- Воспитать гуманистическое отношение к другим народам через знакомство с их бытом, музыкой, костюмами и через обращение к художественной литературе об этих народах;
- Развивать умения работать с дополнительной литературой, выступать с сообщением и слушать выступления своих товарищей.
В конце урока обучающиеся должны знать: - какие народы населяют территорию Астраханской области;
- места проживания этих народов;
- культуру народов.
В конце урока обучающиеся должны уметь: - работать с источниками дополнительной литературы и отвечать на вопросы задания;
- составить карту данной национальности на основе дополнительного материала;
- самостоятельно работать в малых группах.
Оборудование для учителя: - физическая карта Астраханской области, политико-административная карта Астраханской области;
- статистический материал о численности населения Астраханской области по районам;
- мультимедийный проектор;
- конспект урока;
- магнитофон с записями музыки татар, казахов, калмыков;
- выставка книг.
Оборудование для учащихся: - атлас Астраханской области;
- физическая карта Астраханской области, политико-административная карта Астраханской области;
- учебник “География России” 8 класс.
- листы ватмана - 3шт.;
- иллюстрации по теме “Население Астраханской области”;
- ножницы 3шт.;
- клей 3 шт., фломастеры, маркеры;
- конверты с заданиями;
- элементы костюмов.
Парты расставлены на 3 группы. Ход урока 1.Организационный момент. Приветствие учащихся, представление. Организация рабочего места. Учащиеся распределяются на 3 группы. 2. Создание проблемной ситуации. Учитель Ребята, сегодня наш урок пройдет необычно. Почему необычно? Потому, что сегодня на уроке мы с вами обобщим материал и сделаем свою исследовательскую работу. Мы прошли тему “Россия на карте мира”, где очень подробно познакомились с географическим положением. Какие виды географического положения вы знаете? Ответ уч-ся: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, эколого-географическое, историко-географическое, этнокультурное положение. Учитель Обратите внимание на доску. Тема нашего урока “Этнокультурное положение Астраханской области”. Запишите число и тему урока в своих рабочих тетрадях. Мы выяснили, что этнокультурное положение является одним из видов географического положения. А что значит этнокультурное положение? Ответ уч-ся: Это важнейший аспект географического положения России. Оно оценивает взаимосвязи и взаимопроникновение культуры, искусства, науки России и народов других стран, а также ее связь с мировыми центрами культуры. Учитель Правильно, молодцы. Мы познакомимся сегодня с народами, которые проживают на территории области, и сделаем первый час шаг к созданию нашего большого, практически значимого проекта – это создание предметного уголка “Астраханская область: географические аспекты устойчивого развития”. Ребята посмотрите, в название темы урока и в название проекта мы взяли Астраханскую область. А как вы думаете, почему? Ответ уч-ся: Потому, что здесь мы живем. Это наша малая Родина. Учитель: во-первых, после распада СССР и установления статуса России как суверенного государства Астраханская область стала поистине южным форпостом Российской Федерации, а, во-вторых, как вы уже сказали, Астраханская область – это наша с вами малая Родина, которую мы должны знать и любить. Изучая Россию, тему за темой мы всегда будем изучать и Астраханскую область. И к концу года мы получим предметный уголок, который будет посвящен нашему краю. А как вы думаете, почему из всех видов географического положения мы взяли именно этнокультурное положение Астраханской области? Ответ уч-ся: потому что на территории нашей области проживает много национальностей. Учитель: правильно. Область является одним из уникальных регионов России по своему национально-этническому составу. Со времени присоединения Астраханского ханства к Московскому государству Астраханский край в силу географического положения и исторических условий представляет собой ярко выраженный полиэтнический регион. Давайте вспомним, что означает слово “полиэтнический”? Ответ уч-ся: слово полиэтнический состоит из двух слов “Поли” и “Этнос”, что означает много народов или национальностей. Учитель: И первая наша часть в создании проекта будет ваша проектно-исследовательская работа “Этнический портрет Астраханской области”. Ребята, а сейчас внимательно прослушайте небольшой историко-географический отрывок и потом скажите, какие народы проживают на территории нашей области: (при прослушивании отрывка используется мультимедийный проектор) “Представьте себе на минуту, что ученые изобрели машину времени, на которой мы с вами смогли оказаться в Астрахани 16 века. Что бы нас поразило больше всего? Деревянный кремль на высоком холме? Волга, плещущаяся у стен Кремля? А может быть, различные суда и многочисленные лодочки? Наверное, нет: прежде чем мы успели оглянуться, выйдя из машины, мы бы удивились, услышав многоголосие и разнообразие языков, слышных отовсюду. Приглядевшись, мы были бы поражены и разнообразием внешнего вида и одежд окружающих нас людей. “Что за разноязыкое, разноплеменное место! Новый Вавилон!” - воскликните вы и вряд ли ошибетесь. Русский язык, персидский, индийский языки, арабский, армянский, греческий, немецкий и многие другие. Картина не изменилась и по сей день. Астраханскую область населяют более одного миллиона человек, что составляет 0,8 процентов от численности населения Российской Федерации. Также в области проживают представители свыше ста народов и различных этнических групп. Но наиболее многочисленными являются русские, казахи, татары, калмыки”. Учитель: Об этих народах мы и поведем речь, так как именно они дольше всего проживают на территории нашей области, и именно они сыграли важную роль в истории Астрахани. Что это за народы? Сколько их проживает на территории области? Чем они занимаются? Ребята, вы прослушали отрывок, а теперь скажите, какие же народы, проживающие на территории области, наиболее многочисленные? Ответ уч-ся: русские, татары, казахи, калмыки. Учитель: Как вы думаете, почему мы не берем русских? Ответ уч-ся: Потому что русские одна из самых больших национальностей, проживающих на территории области. (Показ диаграммы на доске: “Национальный состав населения (по данным переписи населения)”. Учитель: Правильно. Русские расселены по области относительно равномерно, а вот как расселены другие народности, мы выясним сегодня на уроке. Вы распределились по группам. У каждой группы свое задание. При ответе вас будут оценивать по следующим критериям: - правильность изложения материала;
- полнота ответа;
- логичность ответа;
- наглядность проекта;
- уважение к другой группе;
- время.
Время работы в команде – 10-12 минут. Время ответа – 3-4 минуты. 3. Работа в группах. Учитель подходит к командам, консультирует. 1 команда. На столе – ватман с контуром Астраханской области. Задание в конверте: “Найти материал о татарах, подготовить проект на ватмане и рассказать о них”. Ценные указания: 1. Прочитать текст – “Татары”. 2. Прочитать дополнительный материал и использовать его при ответе (интересные сведения, приготовленные учителем и учащимися). 3. Оформить проект (используя рисунки, иллюстрации, значки). Наклеить на место проживания татар их национальные жилища и фигурку татарина. 4. Заполнить на контуре схему: - народ татары
- численность
- место проживания
- национальное жилище
- занятия
- религия
5. Подготовить рассказ по схеме о татарах. 6. При отчете использовать элементы национального костюма. 2 команда. На столе – ватман с контуром Астраханской области. Задание: “Найти материал о казахах Астраханской области, подготовить проект на ватмане и расска...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.11 | Просмотров: 2433
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|