Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса по математике Задачи на проценты в нашей жизни - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Программа элективного курса по математике Задачи на проценты в нашей жизни


Автор(ы): Костылева Галина Александровна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.»
Во многом от правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников их возможность подготовиться к итоговой аттестации в школе и перспективы на продолжение образования.
Для того чтобы этот выбор был осознанным и правильным, возникла необходимость в предпрофильной подготовке учащихся.
Большую часть времени, отводимого на предпрофильную подготовку, занимают элективные курсы, задача которых не только расширить знания учеников по предмету а, прежде всего, способствовать самоопределению школьника относительно выбора профиля обучения в старшей школе.
Тема «Проценты» традиционно изучается в 5-6 классах, затем текстовые задачи на проценты встречаются в 7-9 классах. Однако практика показывает, что очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Задачи на проценты включены в материалы ито­говой аттестации за курс основной школы, а так же часто встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы. Учащиеся 5-7 классов в силу своих возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. Поэтому считаю целесообразным продолжить изучение темы «проценты» на элективном курсе.
Актуальность введения данного элективного курса состоит и в том, что содержание курса, форма его организации помогут школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Задачи элективного курса:
  1. Показать учащимся применение процентов в различных жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, голосование).
  2. Познакомить учащихся с некоторыми банковскими операциями, при выполнении которых требуется применить проценты.
  3. Показать учащимся методы решения задач на сплавы, смеси, растворы с помощью процентов.
Основными формами организации учебных занятий считаю лекции, семинары, практикумы.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Задачи на проценты» ориентирован на подготовку учащихся по экономическому, технологическому, естественно-научному профилю и позволяет осуществлять задачи предпрофильной подготовки.
Основной целью курса является систематизация, обобщение и углубление знаний, полученных школьниками при изучении темы «Проценты» в школьном курсе. Этим обусловлен отбор содержания данного элективного курса. Содержание курса иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями своего района. Решая задачи данного курса, учащиеся учатся применять свои знания к решению повседневных бытовых проблем, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства.
При решении задач очевидны межпредметные связи с химией, физикой, экономикой, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся.
Задачи финансовой математики представляют в настоящее время интерес не только для будущих финансистов и экономистов, но и для всех людей. В жизни каждый из нас ежедневно встречается с ценами на товары и услуги. С такими задачами приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товара в рассрочку, при выплате пени, налогов, страхования. И именно школьная математика в ответе за то, чтобы эти встречи не оборачивались для людей финансовыми потерями.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу, но не дублируют его. Кроме того, данный элективный курс способствует совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, помогает оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Цель курса:
  • расширить представления учащихся о процентных вычислениях, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
  • способствовать осознанному выбору профиля дальнейшего обучения;
  • повысить уровень компетентности.
Задачи курса:
  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
  • научить решать основные задачи на проценты;
  • привить учащимся основы экономической грамотности;
В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Для реализации целей и задач данного элективного курса предполагается использовать следующие формы учебных занятий: лекции, семинары, практикумы.
Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки.
Учебно-тематический план:
Темыкурса всегочасов в томчисле
лекции практика семинары
1 Проценты.Основные задачи на проценты 2 1 1
2 Историяродного края в задачах на проценты. 2 1 1
3 Процентыв жизненных ситуациях 2 2
4 Процентыи банковские операции 3 1 2
5 Задачи здоровьесберегающей направленности 2 2
6 Задачина концентрацию и процентное содержание 4 1 2 1
7 Итоговаяпрезентация проектов 2 2

Методические рекомендации.

Тема 1: «Проценты. Основные задачи на проценты». (2 часа)

Цель – систематизировать и закрепить умения и навыки решения основных задач на проценты:
а) нахождения процента от числа;
б) нахождения числа по его проценту;
в) нахождение процента одного числа от другого.
Первое занятие предполагает актуализацию известных фактов. Здесь, помимо знакомства с основными теоретическими положениями, ведётся разговор о возможностях применения знаний из данной темы.
I. Начать занятие можно с беседы – лекции.
2. Повторение и закрепление изученного ранее материала:
а) Задачи на нахождение процента от числа
б) Задачи на нахождение числа по его проценту
в) нахождение процента одного числа от другого.
Чтобы найти процентное отношение двух чисел а и в, надо отношение этих чисел умножить на 100%, то есть вычислить (а/в) . 100%.
г) Для того, чтобы в ряде случаев можно было считать устно, полезно знать некоторые факты, например:
чтобы найти 20% величины надо найти её пятую часть;
половина некоторой величины – это ее 50 %;
30 % величины втрое больше, чем ее 10 % и т.п.
Научить сравнивать доли величины, заданные разными способами:
1/3 больше, чем 25 %;
7/12 некоторой величины больше 50 % этой величины;
23 % меньше четверти; вся величина - это 100 %. и т. д.
3. Практикум решения задач. (Приложение 1)

Тема 2: История родного края в задачах на проценты. (2 часа)

Цель: Развивать логическое мышление, посредством составления задач, используя исторический материал своего района. Воспитывать чувства патриотического долга перед своей Отчизной. Решение задач и составление задач, используя исторический материал своего района.
Форма проведения занятий: урок – практикум (1ч.), урок – семинар (1ч.)
Составлять задачи, используя исторический материал своего района, мы начали после того, как решили принять участие в областной этнографической экспедиции «Путешествие в историю родного края. Загадки топонимики». Для участия в этой экспедиции группа учащихся 9 класса под моим руководством провели большую исследовательскую работу: ходили на экскурсии по экологически важным местам родного края (реки, озера, болота), делали фотографии, изучали местность, беседовали с местными жителями, прочитали очень много литературы по истории Краснобаковского района. В результате узнали такие интересные факты: - сколько гектаров занимает знаменитое Клюквенное болото (53 га в нулевых границах и 19 га промышленной залежи), - какая часть реки Ветлуги протекает по нашему району, - какую площадь занимает знаменитое Жаренское озеро, которое отнесено к памятникам природы Нижегородской области (13,6 га), -длину реки Усты, самого крупного притока реки Ветлуги (253 км.), какая её часть протекает по нашему району и многое другое.
Задача 1: Площадь Краснобаковского района составляет 176 тыс. га, сельхозугодия занимают 17,5%. Найти площадь сельхозугодий.
Ответ: 30800 га.
Задача 2. Районный центр – Красные Баки – расположен на высоком правом берегу реки Ветлуги, при впадении в нёё речки Баковки. От районного центра до ближайшей железнодорожной станции (ст. Ветлужская) – 7,3 км, что составляет 5% расстояния до областного центра – по автомобильной дороге. Найти расстояние от Красных Баков до Нижнего Новгорода.
Ответ: От районного центра до областного центра по автомобильной дороге 146 км.
Задача 3.В сельской местности Краснобаковского района проживает 11,7 тыс. человек, что составляет 45% всего населения района. Сколько человек в районе проживает в городской местности?
Ответ: 26 тыс. человек.
Задача 4 .Население Краснобаковского района примерно 26 тысяч человек, из них в сельской местности проживает 11,7 тыс. человек. Какой процент составляет городское население нашего района.
Ответ: 55%.
Задачи для самостоятельного решения.
1. По показателю лесистости наш район занимает 5-е место в области, уступая Семеновскому, Варнавинскому, Тоншаевскому и Воскресенскому районам. Леса в районе занимают 72,7% от общей площади. ( S =176000 га) Найти площадь лесов Краснобаковского района.
Ответ: 127600 га.
2. На долю хвойных пород в лесах Краснобаковского района приходится около 52% покрытой лесом площади, (127600 га.) на долю мягколиственных пород - 46%, остальные твердолиственные породы. Какую площадь занимают хвойные породы и какую твердолиственные?
Ответ: 66352 га занимают хвойные породы, 2552 га занимают твердолиственные. (Приложение5)

Тема 3. Проценты в жизненных ситуациях. (2 часа).

Цель: Показать широту применения в жизни процентных расчетов.
Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, штрафы, тарифы.
Практикум решения задач (Приложение2)

Тема 4: Проценты и банковские операции.(3 часа)

Цель: Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление процентных ставок в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов, определение суммы вклада, срока вклада.
Форма занятий: урок – лекция (1ч.), урок – практикум (2ч). (Приложение 3)

Тема 5. Задачи здоровье сберегающей направленности.(2ч.)

Цель: Отработка навыков решения основных задач на проценты, используя задачи здоровье сберегающей направленности.
Расширение знаний учащихся о путях укрепления своего здоровья (в том числе воспитание культуры правильного питания, воспитание нетерпимости ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.12 | Просмотров: 3160

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340