Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Сценарий лингвистического вечера, посвященного Дню славянской письменности и культуры
Автор(ы): Николаенко Ольга Эльконовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: знакомство широкого круга учащихся со славянской культурой в свете изучения родного (русского) языка. Задачи: - развитие познавательности во внеурочное;
- умение работать с различной научной литературой;
- формирование навыка исследовательской деятельности.
На сцене двое ведущих, рядом с ними стенд, на котором расположены буквы славянского алфавита. 1-й ведущий. Начинаем вечер, посвященный Празднику славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия. 2-й ведущий. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов. 1-й ведущий. Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит. 2-й ведущий. Создатели славянской письменности не ограничились лишь алфавитом. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии. 1-й ведущий. Жизнь великих братьев была служением славянской культуре. 2-й ведущий. Братья Константин (после принятия монашества – Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам. 1-й ведущий. В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными. 2-й ведущий. После долгих поисков Кириллу наконец посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику. На сцену выходят Кирилл и Приезжий человек. Кирилл. Я слышал, что вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни. Приезжий человек. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам. Кирилл. И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах. Приезжий человек. Попробуй, только я тебе в этом не помощник. Кирилл и Приезжий человек уходят, затем вновь возвращаются. 1-й ведущий. Через год приезжий снова повстречал на улице Кирилла. Приезжий человек. Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании? Кирилл. Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам. Приезжий человек. Как можно самому научиться незнакомому языку? Кирилл. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фраза с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и другие латинские книги мне понятны. Приезжий человек и Кирилл уходят за кулисы. 2-й ведущий. Вскоре Кирилл освоил греческий и арабский языки и прославился своей ученостью. 1-й ведущий. После Солуни Кирилл продолжал учение в Константинополе. Знания, полученные в то время, пригодились в будущем. 2-й ведущий. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию: знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом. 1-й ведущий. По поручению византийского императора Михаила III Константин-Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создание письменности – непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию. Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефоди посветил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирить восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом. 2-й ведущий. После создания азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно провещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви. 1-й ведущий. В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. 2-й ведущий. После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течении многих лет, потерпело неудачу у западных сл...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.13 | Просмотров: 1452
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|