Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников Технология профессионального успеха - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников Технология профессионального успеха


Автор(ы): Коротеева Лидия Ивановна, учитель физики, методист


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых), попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.
Целью профильной ориентации, как компонента предпрофильной подготовки, является подготовка к совершению ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности (“Концепция профильного обучения”), то есть преодоление затруднений учащимися при выборе профиля обучения в школе 3 ступени, определении пути дальнейшего образования.
Цель элективного курса “Технология профессионального успеха” состоит в оказании информационной, научно-методической, психолого-педагогической поддержки учащимся 8-9 классов общеобразовательного учреждения МОУ СОШ п. Малиновский в выборе профиля обучения, определении пути дальнейшего образования и профессионального роста, личностного самопознания и саморазвития.
Преподавание данного курса проводится по выбору учащихся 8-9 классов с начала учебного года, предваряя заполнение учащимися и их родителями рейтинговых карт профессионального самоопределения, являющихся основой в дальнейшей работе по формированию профильных классов (групп), выбору их направленности, разработке учебного плана.
При изучении элективного курса учащимися используются материалы учебников для 10-11 классов “Технология профессионального успеха” под редакцией доктора педагогических наук, профессора С. Н. Чистяковой, Москва “Просвещение” 2003 (далее №1), для 11 класса. “Технология” под редакцией В. Д. Симоненко, Москва Издательский центр “Вентана-Граф” 2003 (далее №2), учителем методические рекомендации к учебнику “Технология профессионального успеха” А. В. Гапоненко, О. В. Кузиной, Москва “Просвещение”, 2004 г.
Учебники “Технология профессионального успеха” и “Технология” написаны в полном соответствии с разделом “Профессиональное самоопределение и карьера” Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии.
Изучение технологии, как базового предмета, не предусмотрено БУПом 2004 года при профильном обучении. Раздел “Профессиональное самоопределение и карьера” является актуальным и представляет интерес для учащихся не только в старшей школе, но и в 8-9 классах (по результатам опроса) основной школы, поэтому и разработан элективный курс “Технология профессионального успеха” для 8-9 классов.
Тематическое планирование элективного курса “Технология профессионального успеха”.
Наименование темы Количество учебных часов по классам
8 9
-
Тема №1
Рынок труда и океан профессий. Какие профессии Вас привлекают. 7 8
1. Профессия – человек – время. 1 1
2. Какие бывают профессии. Виды профессионального труда. 1 1
3. Отечественная классификация профессий. 1 1
4. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования 1 1
5. Региональный рынок образовательных услуг. Где и как можно приобрести профессию. 1 1
6. Профессиональные планы и состояние здоровья. 1 1
7. Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг. 1 2
Тема №2
Познай себя 9 -
1. Ваши интересы и склонности. 1 -
2. Внимательны ли Вы. 1 -
3. Проверьте Вашу память. 1 -
4. Что помогает нам познать мир. 1 -
5. Каковы Ваш характер и темперамент. 1 -
6. Зачем нужно уметь контролировать свое поведение. 1 -
7. Ваши ценности в жизни. 1 -
8. Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь. 1 -
9. Общительны ли Вы. 1 -
Тема №3
Технология решения творческих задач. 12 12
1. Понятие творчества. Развитие творческих способностей. 1 1
2. Метод мозговой атаки. Мозговой штурм. 1 1
3. Метод обратной мозговой атаки. 1 1
4. Синектика-новый метод поиска творческих решений. 1 1
5. Морфологический анализ. Морфологическая матрица. 1 1
6. Ассоциации и творческое мышление. 1 1
7. Метод фокальных объектов. 1 1
8. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. 1 1
9. Функционально-стоимостный анализ. 1 1
10. Алгоритм решения изобретательских задач. 1 1
11. Изобретения. Рационализаторские предложения. 1 1
12. Создание творческого проекта. 1 1
Тема №4
Творческое решение практических задач 6 14
Профессиональная проба “ человек-природа”. 1 2
Профессиональная проба “ человек-техника” 1 2
Профессиональная проба “человек-знаковая система”. 1 2
Профессиональная проба “человек-художественный образ”. 1 2
Профессиональная проба “человек-человек”. 1 2
Эвристический контроль. - 2
Выполнение проекта “Мои профессиональные намерения” 1 2
Итого 34 34
Соответствие элективного курса “Технология профессионального успеха” обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.
Обязательный минимум содержания образования Тематический план элективного курса Используемый материал учебников№ 1 и № 2
Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования Рынок труда и океан профессий. Какие профессии Вас привлекают. Профессия – человек – время . Виды профессионального труда. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования Глава 1 (№1). Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают. 1. Профессия и человек.
2. Профессия и время.
3. Какие бывают профессии.
4. Наиболее распространенная отечественная классификация профессий.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации. О рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональной мобильности Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг 5. Где и как можно приобрести профессию.
Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями Профессиональные планы и состояние здоровья 7. Профессиональный успех и здоровье
Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг 6. Профессиональный успех на студенческой скамье. 22. Где и как искать работу
Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений Технология решения творческих задач. Творческое решение практических задач. Профессиональные пробы человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-человек, художественный образ. Эвристическая контрольная. Выполнение проекта “Мои профессиональные намерения” Глава 1 (№2). Технология решения творческих задач (параграфы 1-14). Глава 3 (№1). Погружение в практику – лучший способ принятия верного решения (параграфы 17-23)
Содержание программы и методические рекомендации к ней.
Рынок труда и океан профессий. Какие профессии Вас привлекают.
Содержание первого раздела элективного курса “Технология профессионального успеха” направлено на подготовку учащихся к ситуации социального, жизненного и профессионального выбора.
Профессия – человек – время. Основная цель данной темы - актуализация перед школьником проблемы выбора профильного образования на этапе обучения в старшей школе, на после школьных этапах образовательной деятельности, в ходе дальнейшего выбора профессий, должностей, трудовых постов, мест работы и т. д. В изучение данной темы включены две основных содержательных линии: первая (см. параграф “1. Профессия и человек” учебника №1) - познакомить учащегося с понятием "профессия" и некоторыми основными терминами, которые также могут встречаться в деловых текстах, информационно-справочных материалах и при неформальном обсуждении данной проблемы; вторая (см. параграф “2. Профессия и время” учебника №1) – показать, что мир профессионального труда постоянно меняется и выбрать профессию в начале нового века приходится по правилам не похожим те, которыми пользовались родители и учителя.
Любая социально востребованная деятельность может стать основой для обретения человеком чувства собственной необходимости для общества. Это служит основой для профессионального успеха, ощущения себя делателем чего-либо полезного для общества, состоявшимся носителем набора уникальных знаний, умений, компетенций, за которые работодатель готов платить заработную плату, а окружающие люди – обеспечивать определенное социальное признание.
Шесть основных характеристик (см. параграф “2. Профессия и время” учебника №1), позволяющие отделить профессиональную деятельность от любой другой, можно брать за основу при создании в ходе практической работы эвристических ситуаций, направленных на выработку у учащихся ценностного отношения к пониманию роли профессионального труда в его жизненной перспективе.
При изучении данной темы целесообразна постановка вопросов, создающих ситуацию неопределенности; вопросов, на которые не существует единственно правильного ответа, требующих для ответа на них построения нескольких различных версий, что может потребовать приложения определенных творческих усилий, нестандартности и гибкости мышления.
Например, вопрос 4 (о профессиях писаря и оператора ЭВМ), приведенный в конце раздела, можно интерпретировать различным образом:
  • являются ли эти трудовые занятия профессиями;
  • какие другие профессии могут быть использованы в качестве примера “отмирающих” или “изменяющихся до неузнаваемости”;
  • какие требования возникают к компетенции работника на разных этапах развития цивилизации;
  • как в новых культурно-исторических условиях изменяется содержание труда;
  • в чем родственные трудовые занятия имеют или не имеют черты профессионального труда.
Виды профессионального труда. Основой для теоретических сведений о видах профессионального труда служат наиболее распространенные “зарубежная” и “отечественная” классификации профессий (см. параграфы “3. Какие бывают профессии” и “4. Наиболее распространенная отечественная классификация профессий” учебника №1). Учащимся предлагается найти собственные основания для разделения мира профессий на группы, исходя из личных представлений. Это сделано, во-первых, для того, чтобы избежать однозначного толкования какого-либо способа типологизации мира профессий как “единственно правильного” и, во-вторых, для того, чтобы способствовать созданию “личного образовательного продукта” – выделению собственных приоритетов для более обоснованного выбора места продолжения образования и трудовой деятельности.
Главной целью работы учащихся является не столько изучение научных основ классификации видов труда, сколько преодоление такого стереотипа, что оплата труда – это решающий фактор выбора трудового занятия и места работы. Именно поэтому предлагается начинать работу со знакомства с широко используемой в зарубежной профориентации классификацией профессий Дж. Холланда по типу образовательной среды. Приведенная в учебнике краткая характеристика и графическое изображение соответствующей этой классификации может позволить школьнику построить версию о своей принадлежности к тому или иному типу.
Продолжить работу с данной темой можно изучением отечественной классификации, созданной Е. А. Климовым, которая более широко использовалась в последние десятилетия в школьной практике и, как правило, хорошо знакома педагогам и психологам.
Вторая глава учебника начинается с методики дифференциально-диагностического опросника (ДДО), которая может иллюстрировать данный теоретический материал.
Важно не упустить при изучении данной темы многообразие классификационных оснований, предложенных Е. А. Климовым (предмет, цель, орудие, условия труда, характеристики общения и т. д. ), чтобы избежать излишне упрощенного взгляда на проблему при применении только классификации по предмету труда при использовании методики ДДО.
Заканчивать изучение данной темы следует созданием эвристической ситуации, которая позволит старшекласснику сопоставить объективные ориентиры в мире профессий (востребованность профессии, ее доходность, ее требования к индивидуальным особенностям) со своими собственными предпочтениями.
Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Перед старшеклассником часто остаются без ответа ключевые вопросы, необходимые для ориентации на современном рынке образовательных услуг. Выпускник средней школы планируя поступление на выбранный факультет какого-либо вуза, не всегда предполагает, что таким образом выбирает не только место обучения, но и ту или иную специальность. Несмотря на продолжительное существование “старой” и “новой” системы построения уровней высшего образования, часто и родители, и школьники, не видят между ними существенной разницы. Ряд ловушек подстерегают школьника и его родителей в связи с увеличением числа вузов, не обеспечивающих заявленный ими в рекламе уровень качества образования. Поэтому изучение темы “Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования” служит своего рода профилактикой таких проблем (см. параграф “ 5. Где и как можно приобрести профессию” учебника №1).
В ходе практических занятий можно использовать справочники для абитуриентов вузов и учреждений среднего специального образования и рекламных материалов, ряда информационных ресурсов Интернета.
Ввиду быстрой изменчивости точных адресов, которыми может воспользоваться педагог при подготовке данного занятия, они не приводятся в учебнике. При этом необходимо отметить, что насыщенность информационного поля сети ресурсами, ориентированными на будущего абитуриента, очень высока и обычное использование соответствующего раздела любой поисковой системы предоставит огромное количество материала с разной степенью структурированности и достоверности, внешней привлекательности, возможностей неформального включения в виртуальный диалог с представителями студенческой и преподавательской общественности. Если же пользователь стремится к сопоставлению этих ресурсов с “официальной” информацией, но он может воспользоваться телекоммуникационными источниками, созданными при участии Министерства образования РФ и официальными сайтами наиболее известных вузов страны.
Региональный рынок образовательных услуг. При изучении данной темы используется образовательная карта региона: Советский район, город Югорск, ХМАО, Тюмень и Тюменская область, Екатеринбург и Свердловская область. Карта может быть рассмотрена и интерпретирована с позиций, предложенных в параграфе “5. Где и как можно приобрести профессию” учебника №1.
Вопрос 14, приведенный в конце данного раздела, ставит перед учащимся необходимость увязать стремление приобрести достойную профессию с необходимостью получения профессионального образования в конкретном учебном заведении.
Если учащийся стремится получить соответствующее своим сформировавшимся запросам высшее образование, с наибольшей эффективностью можно использовать те справочники о высшей школе на бумажных и электронных носителях, которые придерживаются следующего алгоритма: группа родственных специальностей - конкретная специальность – информация о специальности и требованиях к будущему специалисту – группы вузов, где ее можно получить - информация о конкретном вузе, об особенностях поступления в него и обучения в нем, о путях подготовки в вуз - запасные варианты.
Необходимо иметь информацию о том, что представляет собой то или иное учебное заведение, а также о том, по каким критериям их можно сравнивать между собой, можно свести к следующим сведениям: тип учебного заведения; государственное оно или негосударственное; уровень образования, которое дает вуз; по каким специальностям ведется подготовка; насколько востребованы на рынке труда носители этих специальностей; оказывает ли учреждение помощь в трудоустройстве по его окончании и как складывается профессиональный маршрут его выпускников; каковы отзывы выпускников этого учебного заведения о нем; каковы ограничения для абитуриентов по полу, возрасту, состоянию здоровья, специальным или творческим способностям; каков порядок приема, в какие сроки нужно подавать заявление; какие другие документы нужно предоставить; как сдаются вступительные экзамены и что именно необходимо сдавать; как учебное заведение “котирует” результаты ЕГЭ; есть ли у учреждения лицензия и государственная аккредитация; каково содержание ученой программы профессионального образования; какова продолжительность обучения; как осуществляется оплата за обучение и в каком размере (если обучение бесплатное, то каковы другие расходы, связанные с обучением); можно ли беспрепятственно прекратить обучение в нем; какие формы обучения представлены в учебном заведении (дневная, вечерняя, заочная, дистанционная и т. д. ); насколько качественный состав преподавателей в нем, какова материальная база; какова транспортная доступность этого учебного заведения; существует ли возможность проживания в общежитии и т. д.
Работа по данной теме может завершиться подготовкой материализованного образовательного продукта в виде мини или микропроектной работы, представленной как обзор литературных и справочных источников, веб-страниц и веб-сайтов, теле- и радиопередач, письменного взаиморецензирования, выступлений с компьютерными презентациями и т. д. При этом конкретизированная информация о путях получения профессионального образования в условиях региона может послужить обоснованным вариантом выбора как для самого учащегося, так и “запускающим механизмом” для личной заинтересованности его сверстников в получении обоснованной информации о версиях своего профессионального саморазвития.
Профессиональные планы и состояние здоровья. Изучение данной темы проводится с использованием материала учебников №1 и №2. Проблема негативного или позитивного влияния профессии на здоровье и, наоборот, влияния состояния здоровья человека на возможности выполнения им своих обязанностей, не является для подростка личностно значимой, изучение этой темы может не вызвать сразу существенного интереса подростков. Однако сниженный фон показателей здоровья у выпускников в то же время делает эту тему актуальной
Для создания эвристических ситуаций при изучении данной темы можно пользоваться примерами профессий из повседневной жизни, так и аналогичными примерами из ряда “экзотических” профессий, а также видов деятельности, так или иначе отраженных в художественной литературе, кинофильмах, материалах СМИ. Ряд характеристик профессиональной деятельности, негативно или позитивно влияющих на здоровье, можно найти как в типично привлекательных “офисных”, так и в ряде относительно знакомых учащимся “массовых” профессиях (учителя, продавцы, водители, охранники, сотрудники правоохранительных органов).
Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг
. Изучение данной темы целесообразно проводить с исп...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.13 | Просмотров: 3008

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340