Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема неравного брака в искусстве - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Тема неравного брака в искусстве


Автор(ы): Корчева Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • дать понятие о разных видах неравного брака возрастного, социального, по вероисповеданию);
  • систематизировать полученные сведения по теме;
  • закрепить навыки защиты проектной работы;
  • выразить свое отношение к данной проблеме.
Области искусства, рассматриваемые на уроке:
  • Живопись (картины В.В.Пукирева «Неравный брак», П.Федотова «Сватовство майора», Ф.С.Журавлева «Перед венцом»);
  • Музыка (русская народная песня «Во поле береза стояла», видеоклип на DVD «У церкви стояла карета» по песне неизвестного автора в исполнении Н.Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо»);
  • Литературные произведения (А.С.Пушкин «Дубровский», «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад», Ф.М.Достоевский «Ёлка и свадьба», Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», И.С.Тургенев «Первая любовь», Л.Н.Толстой «Анна Каренина» и т.д.
  • Национальный компонент (К.В.Иванов «Нарспи»)
  • Кинофильмы (современные сериалы «Женщина без прошлого», «Татьянин день», «Обреченная стать звездой»);
  • Интернет-сайт «Неравный брак, или Брак по расчету»
Ход урока
1. Вступление.
История человечества развивается по спирали, поэтому многие события с небольшими изменениями через определенный промежуток времени повторяются. Почему важна сегодня тема, которую мы рассматриваем на уроке. 19 век вошел в историю как век наиболее сильного порабощения женщины, ее бесправного положения, когда без согласия выдавали замуж и простую крестьянку, и знатную барыню. Сегодня мы живем в цивилизованном обществе, когда семья и семейные отношения в основном строятся на любви, взаимопонимании, т.е сегодня насильно выдать замуж или женить очень трудно, так как есть законы, которые регулируют семейные отношения. Вы пока еще так молоды, что о вопросах брака не думаете. И это правильно. Но у вас уже возникают какие-то симпатии друг к другу, кого-то из противоположного пола вы выделяете, и притом этот человек не обязательно ваш сверстник. Вам в будущем строить отношения и семьи, поэтому очень надеюсь, что этот урок поможет вам по-взрослому оценить те произведения искусства, которые освещают нам эту тему, и сделать соответствующие выводы, а может, даже предотвратить вас от неверного шага.
Впервые с этой темой мы столкнулись при изучении повести А.С.Пушкина «Дубровский», когда 17-летнюю богатую девушку без ее согласия выдают замуж за 50-летнего мужчину. Данная тема будет вам встречаться и в дальнейшем при изучении литературных произведений не только в основной, но и в средней школе.. О произведениях других видов искусства вы можете и не узнать. Поэтому данный урок я решила провести и как урок внеклассного чтения, и как защиту проекта. Он будет у нас интегрированный, так как мы еще рассмотрим другие области искусства, как музыка, живопись, немного затронем и национальный компонент (т.е. произведение чувашского поэта), а также современные кинофильмы и обсуждение в Интернете этого вопроса.
2. Анкетирование.
Для начала я провела анкетирование родителей, что думают они по поводу неравного брака, как они понимают это выражение. Они отвечали на такие вопросы, как:
1. Что такое неравный брак? Как вы это понимаете?
2. Есть ли у вас разница в возрасте?
3. Сказывается ли это на ваших отношениях?
4. Как вы относитесь к неравному браку, когда один из супругов намного старше?
5. Хотите ли вы, чтобы у ваших детей был неравный брак
3. Рефлексия.
Опрошенные выделили при ответе на первый вопрос, что такое неравный брак, такие супружеские пары, которые отличаются не только возрастом, но и социальным положением,
- Почему нужно обратить внимание именно на разновидности неравного брака? (социальный, возрастной, по вероисповеданию)
Социальный - так как обычно люди, занимающие разные социальные ступени (это может быть и образование, и материальное благополучие, и работа) могут часто не понимать друг друга, и это может вызвать осложнения в их отношениях.
По вероисповеданию. Если сравнить, например, христианство и ислам, то христианская религия (которой многие из нас придерживаются) позволяет женщине очень многое: женщина наравне с мужчинами и в церковь ходит, и за столом сидит. А в исламе этого нет. Представьте, что девушка-христианка окажется в семье, где придерживаются исламской религии. Что она испытает? Для нее это будет потрясение, что нельзя вместе с мужчинами сидеть за столом, что молятся они отдельно, что дом делится на мужскую и женскую половины… и многое другое. Поэтому первоначальные знания у вас о том, что такое неравный брак, уже должны быть.
4. Отчет групп.
Учащиеся работали у нас в группах по видам искусства. Задача каждой группы - доказать, что выбранные вами произведения искусства раскрывают тему неравного брака.При собеседовании я выяснила, что вами подобран материал из живописи, музыки, Интернета, кино.
Неравный брак в живописи.
Слово предоставляется группе, которая изучала произведения живописи.
-Наша группа искала картины в Интернете. Нами было найдено три картины, написанные художниками 19 века. Еще мы нашли одну фотографию, но она показывает современную жизнь. К тому же фотография шуточная. Здесь брак назвали неравным потому, что жених ростом намного ниже невесты. Мы решили защищать каждый свою картину.
1 ученик.
Василий Владимирович Пукирев — известный русский живописец, прославился картиной "Неравный брак", написанной в 1862 году.
Сюжет картины — неравный брак. Юную девушку выдают замуж за богатого старика. Внешность невесты очаровательна: у нее по-детски мягкие черты лица. Невеста бледна, она близка к обмороку. Пожилой жених производит неприятное впечатление: у него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы. Этот человек привык приказывать. Судьбу девушки легко предугадать: она станет игрушкой в доме богатого и властного старика.
Свадьба… Свадьбой традиционно заканчивается большинство добрых сказок, сказочные герои любят друг друга, живут долго и счастливо… А на картине Пукирева изображены жених и невеста, глядя на которых, невозможно представить, что они будут счастливы: слишком печальна невеста, слишком стар жених, слишком странно видеть столь почтенного господина рядом с юной очаровательной девушкой.
Все люди, явившиеся в церковь, считают подобный брак делом само собой разумеющимся. Невесте неоткуда ждать помощи: на стороне жениха закон не только земной, но и небесный — ведь обряд благословляется церковью.
Он, несомненно, богат, она, вероятно, из бедной семьи… Что заставило её прийти с ним в церковь: уговоры и мольбы родных, страх приближающейся нищеты, мучительное отчаяние? Как бы то ни было, всё уже решено, сейчас её пальца коснётся обручальное кольцо. Пожилой господин доволен собой, как ровно он держит свечу (и как печально, как жалобно склонилась такая же свечка в руках невесты). Впрочем, даже напыщенный жених осознаёт неестественность всего происходящего, он как будто боится, что девушка передумает. Но нет, она бессильна, она так похожа на грубо сорванный, поникший цветок.
2 ученик.
"Сватовство майора" - третья по счету картина П. Федотова. Тема сватовства и мезальянса (брака, неравного не по возрасту, а по социальному положению жениха и невесты) в то время была очень распространена. Федотов сам знал случаи, когда военные, не имевшие видов на доходную штатскую должность, искали простого и удобного выхода - жениться на богатой купеческой дочке.
Действие в картине разворачивается стремительно - это особенность всех работ художника. Распахнуты двери, на пороге застыл майор. Его любезно приглашает разодетая в пух и прах сваха, а в комнате, где, конечно, готовились к приему столь важного гостя, все в переполохе. Словно птица, метнулась в сторону невеста в белом кисейном платье. Ее за подол удерживает матушка - типичная ухватистая купчиха, в руках которой многочисленное семейство.
Сразу возникает вопрос: "А почему такой переполох?" Во-первых, чисто композиционная задача - передать живое движение, чтобы зрителю было интересно картину рассматривать, читать ее, как занимательный бытовой очерк. К примеру, невеста - в бальном платье с декольте: открытые плечи предполагали, что нательный крестик уже не наденешь, - для девушки, воспитанной в строгих правилах купеческого быта, верх неприличия.
Отец семейства - бородач купец - отодвинут художником в тень. Главные персонажи - две женщины, мать и дочь, на втором плане - прислуга, кухарка, сиделец. А на переднем плане кошка "замывает гостя" - важный смысловой элемент. Главный герой картины - майор - еще достаточно молод, покручивает ус. Художник в стихотворной рацее пишет о том, что майор уже в предвкушении будущего: мол, до денежек доберусь.
3 ученик.
А вот за картину «Перед венцом» Фирс Журавлев удостоился звания академика и получил большую золотую медаль. Эта картина является одной из лучших работ художника, которая была написана в двух вариантах, один из них находится в Петербурге. В ней он отобразил всю боль, всё отчаяние невесты, которую отдают замуж по расчёту. Неравный брак был в то время нормой и девушку не спрашивали о согласии. Художник в полной мере рассказал на картине о бесправном положении женщины в обществе. Не зря второе название этого шедевра - «Брак по приказу». В богатом купеческом доме накрыты свадебные столы. Уложено в сундуки приданое, собрались гости. Все готовы ехать в церковь на венчание, но невеста бьётся в истерике. И ясно, что это не обычное девичье кокетство перед свадьбой, а глубокое неподдельное горе
На шум сбегаются люди. Дрожит в руках внешне спокойного отца икона, которой он собрался благословлять молодых. Ведь завтра все узнают о скандале в его доме. Между прочим, существует другой вариант картины, где действующих лиц меньше. А здесь художник нарочно заостряет внимание на многолюдности сцены.
Что же заставило послушную купеческую дочку противиться воле родителей, не обращая внимание на многочисленных зрителей? Может быть, её жених стар и некрасив? А может, она любит другого, за кого отец никогда не разрешит выйти замуж? На картине нет ответа на эти вопросы, и остаётся только догадываться, почему так горько плачет девушка в подвенечном платье.
Вывод. Таким образом, художники того времени, как и писатели, высказывали решительный протест против неравного брака. Считаю, что нашим ученикам удалось доказать принадлежность подобранных картин к теме неравного брака.
Неравный брак в музыке.
Слово предоставляется другой группе, которая подбирала материал по музыкальным произведениям, а именно песни.
- Материал у нас небогатый, так как мы нашли всего три песни, а дать послушать можем только одну песню.
Песня Жанны Бичевской в Интернете предлагается, но ни текста, ни самой песни нет. И если вы когда-нибудь увидите в продаже эту песню, обязательно ее купите и послушайте.
Следующая песня, которую мы хотим привести в пример, называется «Во поле береза стояла». Вам эта хороводная песня знакома с детства. Оказывается, она не хороводная, какой мы ее привыкли считать. Она об отношении молодой женщины к своему старому мужу.
Пётр Ильич Чайковский использовал в четвёртой части своей симфонии №4 тему русской народной песни (хороводной, якобы) "Во поле берёза стояла".
Все мы знаем эту милую народную песню. Только не все знают слов последних строф песни. Наверняка, не знают даже, что они есть. А песня-то представлена широкому слушателю не целиком. Заметьте, её исполняют нередко в начальных классах общеобразовательной школы. Привожу последние слова песни (без припева "лю-ли" и повторений):
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Я ж пойду погуляю,
Белую березу заломаю.
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю три гудочка,
Четвертую балалайку.
Пойду на новые на сени,
Стану в балалаечку играти.
Стану я старого будити:
-Встань, ты мой старый, проснися,
Борода седая, пробудися,
Вот тебе помои – умойся,
Вот тебе рогожа – утрися,
Вот тебе лопата – помолися,
Вот тебе камень – удавися.
Общий смысл песни – тяжёлая доля девушки, выданной замуж за нелюбимого пожилого человека.
Релаксация .Сейчас прозвучит песня неизвестного автора. По этой песне снят видеоклип ансамблем «Золотое кольцо». Я предлагаю вам послушать песню, можно спеть вместе, так как слова мы распечатали и подготовили (просмотр на DVD) Песня неизвестного автора «У церкви стояла карета»
У церкви стояла карета;
Там пышная свадьба была.
Все гости нарядно одеты;
Невеста всех краше была.
На ней было белое платье,
Венок был приколот из роз.
Она на святое распятье
Смотрела сквозь радугу слёз.
Горели венчальные свечи.
Невеста стояла бледна;
Священнику клятвенной речи
Сказать не хотела она.
Когда ей священник на палец
Одел золотое кольцо,
Из глаз её горькие слёзы
Ручьём потекли на лицо.
Я слышал, в толпе говорили:
"Жених неприглядный такой!
Напрасно девицу сгубили..."
И вышел я вслед за толпой.
У церкви стояла карета;
Там пышная свадьба была.
Все гости нарядно одеты;
Невеста всех краше была.
-А как вы можете дока...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.14 | Просмотров: 2757

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340