Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассные биологические мероприятия и урок биологии в 8-м классе по теме: Типы плоские, круглые и кольчатые черви (смотр знаний) - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Внеклассные биологические мероприятия и урок биологии в 8-м классе по теме: Типы плоские, круглые и кольчатые черви (смотр знаний)


Автор(ы): Евграфова Ольга Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе и учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи утренника:
1. Способствовать развитию интереса к произведениям В. Бианки.
2. Показать биологическую целесообразность всех живых организмов биосферы.
3. Воспитывать экологическую грамотность.
Оформление: плакаты с названием: " Весна ", "Лето", "Зима" "Осень". Декорации и костюмы к рассказам: "Чей нос лучше", "Сова", "Хвосты", "Лис и мышонок". Костюмы для девочек-сорок. Запись на магнитофоне музыкальных произведений П.И. Чайковского "Времена года". Вальс из кф "Мой ласковый и нежный зверь".
Сценарий утренника.
Звучит вальс из к/ф "Мой ласковый и нежный зверь", на фоне музыки вступительное слово ведущего:
- Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. Я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире", - так писал Виталий Бианки.
Виталий Валентинович не любил слово "природа", - писал Сладков. Затаскали это слово, говорил он, только и слышишь: лоно природы, природные явления, поехали на природу, ах, природа, ох, природа-уши вянут". И главное, говорят одно, а видят другое.
Говорят "лоно", а видят затоптанный пляж, говорят "красота", а непременно "осадки". Вот, что они оставели от природы.
"Они" - это дачники, дачницы и дачнята. Из той породы, которые выезжают на "лоно", чтобы "дышать". И восклицать:
- "А как любите природу вы?" - спросил Сладков.
Он помолчал и ответил:
- Как волк! И рассказал сказку.
(На магнитофоне звучит запись сказки)
Спросили однажды сороку: "Сорока, Сорока, ты любишь природу ?" -
- А как же, - затарахтела Сорока, - да я без леса не могу: солнце, простор, свобода!
Спросили Волка:
- А ты, Волк, природу любишь?
- "Откуда я знаю, - проворчал Волк, - я о том не гадал и не думал".
Поймали тогда охотники Сороку и Волка, посадили в клетку. Подержали в клетке и спрашивают".
- "Ну, как Сорока, жить?"
- "Да ничего, - отвечает Сорока, - жить можно - подкармливают"
Хотели охотники и Волка спросить, да глянь, а Волк-то издох! Не знал Волк, любит ли он природу, он просто не мог без нее жить…
Выступления библиотекаря о творчестве В.В. Бианки и демонстрация книг В.В. Бианки.
На фоне музыки Штрауса "сказки венского леса".

Ведущий: Окунемся в этот удивительный мир Виталия Бианки. Когда говорят о его книгах, прежде всего, видят в них так называемую познавательную ценность, называют "учебниками леса", "лесной энциклопедий". Приглашаем всех в путешествие по страницам лесной книги В. Бианки. Наше путешествие начинается с Весны, когда все живое вокруг оживает, пробуждается. Для всего живого начинается новый год. И люди в нашей стране новый год встречали - весной, 21 марта. В Татарии каждый год отмечается праздник Навруз.
Картина 1. ВЕСНА.
Весна, весна! Как воздух чист.
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Е. А. Баратынский.
Звучит отрывок из произведения "Времена года" "Март" на фоне музыки читается стихотворение (см. выше).
Телеграмма из леса:
1. Прилетели стаи грачей. Весна началась. Тяжёлая, тёмная туча, закрывшие всё небо, ушла. По синему небу поплыли кучевые облака. Похожие на большие сугробы снега.
2. Родились первые зверята. Улосей и косуль отрастают новые рога. В лесу запели чижи, синицы и корольки. Скоро прилетят скворцы и жаворонки. Обнаружена берлога медведя под корнями вывороченой ели.
3. Струйки таюшего снега тайно собираются подо льдом. В лесу капель: тает снег на деревьях. По ночам морозы заново куют лёд.
Ведущий: Внимание, внимание лесные проишествия; (на сцене появляются 4 сороки)
Сырые квартиры.
Сорока 1: Снег тает и тает. Жителям лесных подвалов плохо приходится: кроты, землеройки, мыши, полёвки, лисы и другие зверьки и звери, живущие в норах под землёй, уже сейчас страдают от сырости. Что же будет с ними, когда весь снег превратиться в воду?
Сонные мухи.
Сорока 2: На улице появились большие зеленовато-синие с металлическим отливом мухи. Вид у них сонный, как осенью. Они ещё не летают, а только еле ползают по стенам домов, качаясь на тонких ножках.
Целый день мухи греются на солнце, а ночью опять заползают в щели и скважины стен и заборов.
Готовьте квартиры.
Сорока 3: Кто хочет, чтобы в саду у него поселился скворец, пусть скорее готовит ему квартиру.
Квартира должна быть чистая и с такой маленькой дверью, чтобы скворец мог в нее пролезть, а кошка не могла.
(Появляется сорока).
- Трещите, трещите, что толку посмотрите, кто летит? (Сороки начинают на перебой отвечать).
Сорока 4: Эх, вы не знаете! (Обращается в зал.) А кто из ребят узнал полет этих птиц? (Показывает зрителям силуэты летящих птиц.) Кто из зрителей узнает птиц, получает значок "Остроглаза".
Комментарий к рисункам:
1. Вот очень большая птица с длинной, длинной шеей, крылья позади, хвоста мало, ног не видно. Кто это?
2. Похожа на первую, но по меньше, серая, шея покороче. Кто это?
3. Крылья посередине, спереди шея, как палка, сзади ноги, как палка. Кто это?
4. Крылья горбов, ноги сзади, как палка, а шея с головой - как поваленный на спину вопросительный знак. Кто это?
Ответы: 1. Лебедь. На лету он вытягивает прямо свою длинную гибкую шею, отчего кажется, что крылья у него позади, а короткие ноги поджимает, и их не видно.
2. Гусь. В полёте он похож на лебедя, но шея у него значительно короче, он ведь меньше и серый.
3. Журавль. На лету он палкой держит и шею, и длинные свои ноги.
4. Цапля. Её легко отличить от журавля, потому что она сгибает в полёте шею и сильно горбит крылья.
Вручение медали остроглаза
Сорока 4: А теперь послушаем сказку "Кто, чем поёт". В конце сказки я задам вопрос будьте внимательны .
Сказка "Кто, чем поёт".
Звучит музыка, на фоне музыке диктор рассказывает.
- Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы, насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.
Вот послушай, чем и как поют безголосые.
(Звучит запись лягушек)
Услыхал их Аист из деревни, обрадовался.
"Целый хор! Будет мне, чем поживиться! И полетел на озеро завтракать".
Прилетел и сел на берегу. Сел и думает: Неужели я хуже лягушек? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую"
А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:
"Безголосая я цапля! Да ведь и Аист не певчая птичка, а вон, какую песню наигрывает".
И придумала: "дай-ка на воде сыграю!" (Звучит голос выпи.)
"Вот так песня! - подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу - Инструмент - то и у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой, чем не палочка?"
(Звучит голос дятла.)
Вылез из-под коры Жук. Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея, - тоненький - тоненький писк послышался.
А внизу под деревом из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок. Зажужжал своими крылышками.
Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу, в траве. Стала Саранча скрипочки налаживать. Трёт себя Саранча ножками по бокам, зазубринами за зацепочки задевает - стрекочет.
"Эх, - думает Долгонос Бекас под кочкой - надо и мне спеть! Только вот чем?… Эх! Была, не была - по лечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!"
…Взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, повернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие пёрышки ветер перебегает. И слышно с земли…
(Запись голоса бекаса.)
Сорока 4: А это Бекас. Отгадай те, чем он поёт?
(За правильный вопрос награждают отвечающего почётной медалью острый слух и призом.)
Картина 2. ЛЕТО.
Ох, лето красное
Любил бы я тебя
Когда б не зной, да пыль,
Да комары, да мухи
Ты, все душевные способности губя
Нас мучаешь…
А.С.Пушкин.
Звучит музыка П.И.Чайковского: "Времена года" Июль.
На фоне музыки зачитывается телеграммы.

Телеграммы:
1) Наступило лето. Пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Весь лес сверху до низу сейчас занят под жильё. Свободного местечка нигде не осталось.
2) Живут на Земле, под землёй, на воде, под водой, на деревьях, в деревьях, в траве и в воздухе.
Сорока 1: Сколько у кого детей?
У молодой лосихи. В этом году родился один лосёнок.
У орла - белохвоста в гнезде 2 орлёнка
У чижа, зяблика, овсянки - до 5 птенцов
У вертиголовки - восемь
У серой куропатки - 20
У леща - сотни тысяч
У трески - не съесть.
Сорока 3: Фокус маленьких крутиголовок.
Кошка увидела на дереве дупло и подумала, что там птички. Она захотела съесть птенчиков, полезла на дерево и видит: на дне дупла галчата копошатся, извиваются. Да как зашипят! Кошка струсила, прыг с дерева!
А в дупле птенцы крутиголовки (вертишейки). Это у них фокус такой, чтоб от врагов защищаться: головами крутят, шеями вертят, - шейки у них, как змейки извиваются.
Звучит песня "Не дразните собак" (3 куплета).
Ведущий: Люди задумайтесь над своими действиями. Уничтожая одних животных, вы ведёте к гибели других. К нам приехали герои рассказа "Сова", в котором рассказывается о взаимоотношениях между животными.
Ведущий: В.Бианки очень много наблюдал за живо природой. Свои наблюдения он использовал в своих рассказах - сказках.
Встречаем героев рассказа "Чей нос лучше" (театральное выступление).
Картина 3. ОСЕНЬ.
Спит орешник у лесной сторожки.
Жёлтая листва лежит вокруг
А на голых веточках серёжки,
Зеленея, выглянули вдруг.
Завязались почки на сирени.
Озими так нежно зелены.
В тишине задумчивой, осенней
Бродят соки будущей весны.
В.Берестов.
Звучит музыка И.П.Чайковского "Времена года" - осенняя песенка, октябрь.
На фоне музыки зачитывается телеграммы.

Телеграммы:
1. Исчезли все певчие птицы в ярких и пёстрых нарядах. Как они отправлялись в путь, мы не видели, потому что они отлетают ночью.
3. Многие птицы предпочитают путешествовать по ночам: так, безопасней. В темноте их не трогают сокола, ястреба и другие хищники, которые выбрались из лесов и ждут их на пути. А дорогу на юг перелётные птицы найдут и в тёмную ночь.
4. Желтеет листва в лесу. Зайчиха принесла ещё шестерых зайчат. Это последние в нынешнем году зайчата - листопадники.
Прилетели Сороки.
Сорока 1: Готовятся к зиме.
В лесу каждый готовится к зиме по-своему. Особенно усердно таскают пищу короткохвостые мышки-полёвки. Они вырыли сели зимние норы и каждую ночь воруют зёрна. Зимой полёвки собираются спать только в сильные морозы. В некоторых норах уже по 4-5 кг. Отборного зерна. Белка сушит грибы. В одном из своих гнёзд устроила кладовую.
Сорока 2: Холодно становится, холодно. Стынет кровь, вялыми становятся движения: одолевает дремота. Хвостатый тритон всё лето жил в пруду. Теперь нашёл гнилой пень, скользнул под кору, свернулся в клубочек. Лягушки скачут в пруд, на дно. Змеи, ящерицы прячутся под корни, в трещины стен бабочки, мухи, комары, жуки. Холод не так страшен тем животным, у которых кровь горячая - зверям, птицам. Лишь была бы пища.
Сорока 4: Все трещите! Давайте лучше узнаем, у ребят как звери прячутся, готовятся не только к зиме, но и от врагов. Давайте посмотрим инсценировку рассказа "Лис и мышонок".
Сорока 4: Смотри, смотри, муха лежит из рассказа "Хвосты". Куда это она полетела? Давайте посмотрим?
Звучит музыка Моцарта "ля мажор". Инсценировка рассказа "Хвосты".
Картина 4. ЗИМА.
Здравствуй, гостья - зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
И.С.Никитин.
Звучит музыка П. И. Чайковского времена года "Январь".
На фоне музыки зачитываются телеграммы.

Телеграммы:
1) Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всякий распишется "Был здесь такой-то"
2) Днём идёт снег. Кончится - страницы чистые. Утром придёшь, - белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых.
Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.
Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть, таинственны буквы. Опять пойдёт снег, и тогда. Точно кто страницу перевернул, - снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами.
Сорока 3. Кто чем пишет?
Звери всё больше лапами пишут: кто - всей пятёрней, кто - четырьмя пальцами, а кто - копытом. Случается и хвостом расписаться, и носом и брюхом. Птицы, а ещё - крыльями.
Ведущий: Кто как читает?
В книге зимы каждый лесной житель расписывается своим почерком, своими знаками. Люди учатся разбирать эти знаки глазами...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2622

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340