Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева Гуси-лебеди - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева Гуси-лебеди


Автор(ы): Реутова Наталья Алексеевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: помочь обучающимся воспринять большие, чистые, верные чувства между героями и акцентировать авторскую мысль о том, что во имя любви человек способен противостоять любым жестокостям войны и жизни.
Задачи:
  • совершенствование умений и навыков анализа эпического произведения обучающихся;
  • воспитание трепетного отношения к чувствам других людей, к чувству любви;
  • развитие мышления, творческих способностей, способности к анализу.
Методические приёмы: анализ эпического произведения, дискуссия, лекция учителя, выразительное чтение отрывков из произведения, беседа по плану, межпредметные связи с историей.
Методы развития творческих способностей обучающихся: творческое задание (стихотворение о любви), дисскусия.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: работа с произведением.
Оборудование:
доска, выставка книг о войне.
Ход урока
Слово учителя.

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы с вами будем анализировать произведение Константина Дмитриевича Воробьёва “Гуси - лебеди”.
Каким был человеком писатель? Как сложилась его судьба? Почему мы, прочитав его произведения, не можем остаться равнодушными к написанному?
Родился К. Д. Воробьёв 24сентября 1919года в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Кто был его отец он не знал, а мать хранила тайну. Будучи взрослым, спросил, кто был его отец. Мать назвала фамилию – Письменов. Отчим относился к пасынку хорошо, но всё же не хватало отцовской ласки. А вскоре отец их покинул.
Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. В 1933 году голод выкосил многие семьи.
Константин решил пойти работать в сельмаге. Там получал плату хлебом. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. В справке исправил год рождения на 1917. Вернулся в село, закончил курсы киномеханика и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой. В 1935 году стал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни и работать в Медвенской районной газете. Украл петуха, продал и уехал в 1937 году в Москву.
Жил у сестры Татьяны. В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году получил направление в Кремлёвское Краснознаменное пехотное училище. В октябре 1941 году в составе Кремлёвских курсантов был отправлен на фронт, в декабре попал в плен. Прошёл через ряд лагерей на территории Литвы. В сентябре 1943 года бежал из плена, организовал партизанскую группу. После разгрома его подпольной группы пришёл в город Шауляй и 30 дней, не отрываясь от стола, писал повесть о плене. С документальной точностью автор рассказывает о пережитых адских мучениях(допросы, пытки, расстрелы, каторжный труд, побеги). Эта повесть под названием “Это мы, Господи!” опубликована лишь в 1986году. После войны работал в снабженческих и торговых организациях. Первый сборник рассказов “Подснежник” вышел в 1956г. (“Гуси - лебеди”, “Штырь”, “Синель” и др. ) С середины 50-х годов стал заниматься профессиональным литературным трудом. Важная веха в творчестве К. Воробьёва – рубеж 50- 60 – х годов, когда одна за другой написаны повести “Сказание о моём ровеснике”(1960), “Убиты под Москвой”(1961), “Крик”(1962). В основу этих повестей легли личные впечатления и переживания автора во время боёв под Москвой. Позже появляются “деревенские” повести: “Почем в Ракитном радости”(1964), “Мой друг Момич”(1965; в сокращенном виде под названием “Тётка Егориха” в 1967г. ). В последних повестях писателя “Вот пришёл великан”(1971), “И всему роду твоему” (к началу 1974 г. была близка к завершению) – нет ни войны, ни коллективизации, но есть хаотичный поток повседневности, изнурительной серой обыденщины, мышиной войны самолюбий.
Умер К. Д. Воробьёв 2 марта 1975 г. в Вильнюсе; перезахоронен в г. Курске.
- Ребята, почему, прочитав произведение К. Д. Воробьева, мы не можем оставаться равнодушными?
(Ребята говорят о том, что произведения К. Воробьёва заставляют задуматься над смыслом жизни, потому что сам автор пережил всё, о чём писал ).
Анализ рассказа.

Литературовед И. П. Золотусский писал: “Проза Константина Воробьёва особая. Те же законы прозы, те же сюжет, композиция, характеры, но интонация какая – то не та, интонация другая – с первых строк резко взыскующая, истово реющая в полёте повести”.
Поговорим об особенностях рассказа.
1. Сюжет. Фабула.
- Что такое сюжет? Фабула? Совпадает ли сюжет и фабула рассказа?(Нет. Автор в рассказе возвращается к прошедшим событиям. Этот приём
называется ретроспектива).
- Скажите, где в произведении кратко изложен сюжет рассказа? (В стихотворении Сергея Марьянова). Прочтите, пожалуйста, стихотворение.
Отшумит тревога грозной были.
Будет день – и я его дождусь:
Не смахнув с ресниц дорожной пыли,
У твоих дверей я постучусь.
Я возьму твои худые руки
Так же, как теперь я их беру,
Расскажу,что в эти дни разлуки…
2. Композиция.
- Как построена повесть? (Главы. Повтор – интерпритация истории любви. Повесть в рассказе. Лирические отступления. Ребята приводят примеры из текста).
-Назовите смысловые части рассказа?
3. Конфликт.
В каждом эпическом произведении есть свой конфликт. Дайте определение конфликта.
( Конфликт – противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. )
- Ребята, как вы считаете, какой конфликт в рассказе и причины его? (Одна группа ребят доказывает примерами из текста, что в произведении противоречия между характером и обстоятельствами. Причина – война. Другая - придерживается мнения, что здесь конфликт – противоречия между различными сторонами характера, и приводит свои доказательства. )
Конфликт тесно связан с проблемами, которые поднимает автор в рассказе.
- Какие проблемы поднимает автор в этом произведении? (Проблемы памяти, выбора человека, смысла жизни, ответственности за другого человека, бережного отношения к природе. )
Все проблемы связаны одной темой – война и любовь. Именно любовь помогает преодолеть все преграды героям рассказа.
4. Герои рассказа.
“Память – поддержка и опора героев Воробьёва. Человек возвращается домой. Человек в памяти возвращается к пережитому. Память наводит мосты, соединяет разорванное”,- пишет И. Золотусский. Именно память о любимом человеке не даёт покоя героям.
- Как автор изображает своих героев? Как показывает их переживания, эмоциональное состояние?(Портреты героев: Марьянова Сергея, Лебедевой Татьяны. Примеры описания психологического состояния героев. )
-Каждый из героев рассказа не верит в гибель любимого человека. Докажите.
(Татьяна уходит самовольно из партизанского отряда на поиски Сергея, не вернувшегося с разведки. Сергей приезжает после войны к Лебедевым домой в надежде увидеть Таню. Татьяна уезжает на родину Сергея. Сергей пишет повесть о Тане и в своём произведении всегда “спасает её от врагов”)
Жизнь сильнее войны. Мысль о друг друге не даёт им покоя. Их верность – свята.
-Какой эпизод рассказа заставляет нас задуматься над глубиной чувства любви и верности?
(Трагическая история лебедей. Пересказ. Обраща...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.15 | Просмотров: 3677

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340