Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Профориентационные занятия с элементами тренинга - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Профориентационные занятия с элементами тренинга


Автор(ы): Доценко Надежда Николаевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Мир профессий»/
Форма: профориентационное занятие с элементами тренинга.
Цель занятия: расширить кругозор учащихся в мире профессий.
Задачи занятия:
  • создать позитивную эмоциональную установку на доверительное общение;
  • сформировать представление о некоторых профессиях;
  • поверить знания учащихся при решении ситуации;
  • познакомить с информацией о востребованных новых профессиях в нашем регионе;
  • повысить уровень ориентации в мире профессионального труда;
  • снять эмоциональное напряжение.
Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийная презентация, карточки с названиями профессий
Этапы занятия:
  1. Приветствие «Моя профессия».
  2. Викторина «Отгадай профессию».
  3. Разрешение проблемных ситуаций «Специалист».
  4. Выступление психолога «Новые профессии в нашем регионе».
  5. Пантомима «Угадай профессию».
  6. Подведение итогов занятия.
  7. Прощание «Пожелание».
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Сегодня, ребята, мы с вами окунемся в разнообразный мир профессий, который очень изменчив. Сейчас количество профессий превышает 40 тысяч, но ежегодно появляются десятки новых профессий, изменяется их престижность и востребованность. На нашем занятии мы познакомимся с типами профессий, с требованиями к образованию и профессионально важными качествами специалистов, с содержанием труда той или иной специальности.
Начнем наше занятие с традиционного приветствия. В руках у меня клубок ниток, который я передам напротив сидящему, приветствуя и знакомя его с интересующей меня профессией по схеме, которую вы видите на доске (Приложение 1, схема).
– Я рада вас видеть, вы выглядите великолепно, я хочу вам сказать, что мне очень нравится профессия психолога. Тип данной профессии человек – человек; квалификационные требования – высшее психологическое образование. Специалист этой профессии должен быть эмоционально устойчивым, внимательным, тактичным, ответственным, с хорошо развитыми коммуникативными способностями, словесно-логической и образной памятью. Основными видами деятельности являются оказание помощи по адаптации человека в окружающих его условиях, разрешению личностных проблем, улучшению психологического климата в коллективе.
Незнание мира профессий – одно из самых частых препятствий на пути профессионального выбора. И мы, незнающие особенностей интересующих нас профессий, как насекомые попадаем в паутину жизни, мечемся, пытаясь вырваться, и если находим выход, то ощущаем радость в труде и в счастье человеческого общения, а если запутываемся еще больше, смиряемся с убийственным однообразием и выматывающей неразберихой.
Одна из главных ролей человека в современном мире – это роль труженика, занятого трудовой деятельностью, требующих специальных знаний и опыта. Французский философ Клод Гельвеций утверждал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Ваше становление идет. Вы себя создаете, делаете выбор в профсамоопределении.
Предлагаю вам вырваться из паутины незнания. Я сейчас буду зачитывать информацию
о профессии, по знакомой вам схеме. Ваша задача отгадать профессию, которую я вам предлагаю. Если вы правильно определите название данной профессии, то выпутываетесь из нашей паутины, если же нет, то продолжаете оставаться в ней.
Логистик
  • человек – знаковая система, человек – человек;
  • высшее экономическое и юридическое образование;
  • в общении – обаятельность, требовательность и смелость. В деятельности – дальновидность и настойчивость; в поведении – находчивость, жизнерадостность и последовательность;
  • специалист высокой квалификации способен одинаково хорошо сформировать общую стратегию поставок товара, обеспечить наиболее выгодную доставку его до склада, удачно выбрать транспорт, быстро систематизировать и разместить товары.
Кризис-менеджер
  • человек – знаковая система, человек – человек;
  • высшее экономическое или юридическое и психологическое образование;
  • это – человек с железными нервами, хладнокровный, выдержанный, объективно мыслящий
    в самых тяжелых ситуациях и умеющий быстро найти компромисс;
  • специалист высокой квалификации должен свободно владеть антикризисными методами, иметь опыт работы с договорами, умело проводить оценку имущества, фондов. Первейшая обязанность – помочь фирме восстановиться, найти компромисс между кредитором и должником.
Имиджмейкер
  • человек – человек;
  • образование высшее или среднеспециальное; специалист, должен обладать знаниями дизайнера, визажиста, стилиста, психолога;
  • в общении – тактичность, искренность, чуткость; в поведении – твердость, интеллигентность.
    В деятельности – увлеченность, внимательность и находчивость; в переживаниях и чувствах – бодрость, оптимистичность и душевность;
  • его обязанность – разрабатывать и рекомендовать каждому сотруднику, особенно руководящему составу, индивидуальный образ, который органично воспринимается как сослуживцами, так и партнерами по бизнесу. Отрабатывать с клиентом умение держаться в различных ситуациях, умение правильно говорить и слушать, не отвлекаться на посторонние темы, умение владеть необходимой информацией, точно и вовремя использовать ее.
Эколог
  • человек – человек, человек – природа;
  • образование высшее химико-биологическое, технологическое;
  • этот специалист должен обладать аналитическим складом ума, креативностью, гибкостью, дипломатичностью, стресоустойчивостью;
  • анализирует работу природоохранных объектов и состояние окружающей среды, проводит исследовательские работы по очистке промышленных сточных вод, контролирует выполнение законов, инструкций, правил и норм по охране окружающей среды, предотвращает загрязнение окружающей среды и выбросов вредных веществ в атмосферу.
Мы видим, что не всем нам удалось вырваться из паутины незнания профессий. Как вы думаете, почему это произошло? (Нехватка информации, не востребованность на рынке труда)
Призвание – как много в этом слове. Наверное, каждый человек, кто работал хотя бы где-нибудь, знает, что лучше заниматься любимым делом, тем, что хорошо получается, и приносит удовольствие. Как узнать, какое дело станет любимым, а что будет вызывать раздражение и утомлять, можно только на практике. Упражнение «Специалист» поможет нам в этом, а еще даст возможность выпутаться тому, кто остался в паутине.
Разделитесь на группы по два человека. Каждая группа получает задание – проблемную ситуацию, которую должна решить (приложение 2, ситуации) и объяснить подходит ли данная профессия его личности.
Работать будем таким образом: один из вас зачитывает информацию о профессии, второй читает задание и даёт ответ.
Программист
  • тип профессии человек – знаковая система;
  • образование высшее, обязательно хорошие знания по физике, математике, иностранным языкам;
  • специалист должен обладать достаточным уровнем самообладания, высоким уровнем концентрации, переключаемости и распределения внимания, иметь оперативную память, точность и скорость движений, высокую работоспособность;
  • разрабатывает программы на основе математических моделей и алгоритмов по реализации решения экономических задач, выбирает язык программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов, определяет возможность использования готовых программных средств.
Налоговый инспектор
  • тип профессии человек – человек, человек – знаковая система;
  • образование высшее экономическое;
  • специалист должен обладать здравым смыслом, неприятием коррупции, твердым характером, чувством справедливости;
  • работа с документами, представителями предприятий, частными лицами.
Бухгалтер
  • тип профессии человек – человек, человек – знаковая система;
  • образование высшее экономическое;
  • специалист должен обладать аналитическими способностями, логическим мышлением, отличаться аккуратностью;
  • работа с цифрами, числами; умение составлять балансовые отчеты,
Тренер по фитнесу
  • тип профессии человек – человек;
  • образование высшее физкультурное, медицинское или педагогическое, необходимы знания физиологии, анатомии, биомеханики, физиологии;
  • специалист должен уметь слушать и слышать слова клиента, обладать хорошей физической подготовкой, требовательностью;
  • работа с людьми в спортивных залах, с тренажерами и спортивными инструментариями.
Вы хорошо справились с рабочими ситуациями. Как вы чувствовали себя в данной роли? Хотели бы вы заниматься этим занятием в будущем? Все в ваших руках. Теперь вы знаете, какие требования к образованию и личным качествам предъявляют данные профессии, в чем состоит их вид деятельности.
Нам сегодня пришлось много выслушать информации о профессиях. Вы знаете, что информация бывает вербальной и невербальной. Первый вид информации мы отработали, остановимся на втором. Невербальная информация передается с помощью мимики и жестов, исключая звуки. Представьте, что я и наши гости представители другой цивилизации и ничего не знают о земных профессиях, и по-русски понимают очень мало. Попробуйте объяснить профессию невербальными способами общения. Работаем в группах, вы получаете название и информацию о профессии, продумываете варианты ее представления и демонстрируете нам. Мы должны определить название профессии.
Логопед
  • человек – человек;
  • образование высшее педагогическое или среднеспециальное;
  • внимательность, терпеливость, коммуникабельность, эмоциональная уравновешенность;
  • организует и осуществляет коррекционную работу с детьми, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению в развитии речи.
Фармацевт
  • человек – техника, человек – человек;
  • образование высшее медицинское или фармацевтические техникумы;
  • память, внимание, аккуратность, ответственность;
  • готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, оказывает первую доврачебную помощь, проверяет подлинность хранения медикаментов.
Дизайнер
  • человек – художественный образ;
  • образование высшее архитектурное, институты искусств или художественно-промышленные училища;
  • художественное изображение, пространственно-образное мышление, коммуникабельность, глазомер;
  • упорядочение предметного окружения человека, разработка проектно-компановочных схем, эскизов, сбор необходимых сведений об изделиях, их конструкции, технологии изготовления.
Инженер-геофизик
  • человек – природа;
  • образование высшее – геолого-разведочная и горно-геологическая академии, природообустройственные университеты или техникумы геодезии и картографии;
  • физическая выносливость, внимание, кр...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.16 | Просмотров: 1772

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340