Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Профориентационные занятия с элементами тренинга
Автор(ы): Доценко Надежда Николаевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Мир профессий»/ Форма: профориентационное занятие с элементами тренинга. Цель занятия: расширить кругозор учащихся в мире профессий. Задачи занятия: - создать позитивную эмоциональную установку на доверительное общение;
- сформировать представление о некоторых профессиях;
- поверить знания учащихся при решении ситуации;
- познакомить с информацией о востребованных новых профессиях в нашем регионе;
- повысить уровень ориентации в мире профессионального труда;
- снять эмоциональное напряжение.
Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийная презентация, карточки с названиями профессий Этапы занятия: - Приветствие «Моя профессия».
- Викторина «Отгадай профессию».
- Разрешение проблемных ситуаций «Специалист».
- Выступление психолога «Новые профессии в нашем регионе».
- Пантомима «Угадай профессию».
- Подведение итогов занятия.
- Прощание «Пожелание».
ХОД ЗАНЯТИЯ – Сегодня, ребята, мы с вами окунемся в разнообразный мир профессий, который очень изменчив. Сейчас количество профессий превышает 40 тысяч, но ежегодно появляются десятки новых профессий, изменяется их престижность и востребованность. На нашем занятии мы познакомимся с типами профессий, с требованиями к образованию и профессионально важными качествами специалистов, с содержанием труда той или иной специальности. Начнем наше занятие с традиционного приветствия. В руках у меня клубок ниток, который я передам напротив сидящему, приветствуя и знакомя его с интересующей меня профессией по схеме, которую вы видите на доске (Приложение 1, схема). – Я рада вас видеть, вы выглядите великолепно, я хочу вам сказать, что мне очень нравится профессия психолога. Тип данной профессии человек – человек; квалификационные требования – высшее психологическое образование. Специалист этой профессии должен быть эмоционально устойчивым, внимательным, тактичным, ответственным, с хорошо развитыми коммуникативными способностями, словесно-логической и образной памятью. Основными видами деятельности являются оказание помощи по адаптации человека в окружающих его условиях, разрешению личностных проблем, улучшению психологического климата в коллективе. Незнание мира профессий – одно из самых частых препятствий на пути профессионального выбора. И мы, незнающие особенностей интересующих нас профессий, как насекомые попадаем в паутину жизни, мечемся, пытаясь вырваться, и если находим выход, то ощущаем радость в труде и в счастье человеческого общения, а если запутываемся еще больше, смиряемся с убийственным однообразием и выматывающей неразберихой. Одна из главных ролей человека в современном мире – это роль труженика, занятого трудовой деятельностью, требующих специальных знаний и опыта. Французский философ Клод Гельвеций утверждал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Ваше становление идет. Вы себя создаете, делаете выбор в профсамоопределении. Предлагаю вам вырваться из паутины незнания. Я сейчас буду зачитывать информацию о профессии, по знакомой вам схеме. Ваша задача отгадать профессию, которую я вам предлагаю. Если вы правильно определите название данной профессии, то выпутываетесь из нашей паутины, если же нет, то продолжаете оставаться в ней. Логистик - человек – знаковая система, человек – человек;
- высшее экономическое и юридическое образование;
- в общении – обаятельность, требовательность и смелость. В деятельности – дальновидность и настойчивость; в поведении – находчивость, жизнерадостность и последовательность;
- специалист высокой квалификации способен одинаково хорошо сформировать общую стратегию поставок товара, обеспечить наиболее выгодную доставку его до склада, удачно выбрать транспорт, быстро систематизировать и разместить товары.
Кризис-менеджер - человек – знаковая система, человек – человек;
- высшее экономическое или юридическое и психологическое образование;
- это – человек с железными нервами, хладнокровный, выдержанный, объективно мыслящий
в самых тяжелых ситуациях и умеющий быстро найти компромисс; - специалист высокой квалификации должен свободно владеть антикризисными методами, иметь опыт работы с договорами, умело проводить оценку имущества, фондов. Первейшая обязанность – помочь фирме восстановиться, найти компромисс между кредитором и должником.
Имиджмейкер - человек – человек;
- образование высшее или среднеспециальное; специалист, должен обладать знаниями дизайнера, визажиста, стилиста, психолога;
- в общении – тактичность, искренность, чуткость; в поведении – твердость, интеллигентность.
В деятельности – увлеченность, внимательность и находчивость; в переживаниях и чувствах – бодрость, оптимистичность и душевность; - его обязанность – разрабатывать и рекомендовать каждому сотруднику, особенно руководящему составу, индивидуальный образ, который органично воспринимается как сослуживцами, так и партнерами по бизнесу. Отрабатывать с клиентом умение держаться в различных ситуациях, умение правильно говорить и слушать, не отвлекаться на посторонние темы, умение владеть необходимой информацией, точно и вовремя использовать ее.
Эколог - человек – человек, человек – природа;
- образование высшее химико-биологическое, технологическое;
- этот специалист должен обладать аналитическим складом ума, креативностью, гибкостью, дипломатичностью, стресоустойчивостью;
- анализирует работу природоохранных объектов и состояние окружающей среды, проводит исследовательские работы по очистке промышленных сточных вод, контролирует выполнение законов, инструкций, правил и норм по охране окружающей среды, предотвращает загрязнение окружающей среды и выбросов вредных веществ в атмосферу.
Мы видим, что не всем нам удалось вырваться из паутины незнания профессий. Как вы думаете, почему это произошло? (Нехватка информации, не востребованность на рынке труда) Призвание – как много в этом слове. Наверное, каждый человек, кто работал хотя бы где-нибудь, знает, что лучше заниматься любимым делом, тем, что хорошо получается, и приносит удовольствие. Как узнать, какое дело станет любимым, а что будет вызывать раздражение и утомлять, можно только на практике. Упражнение «Специалист» поможет нам в этом, а еще даст возможность выпутаться тому, кто остался в паутине. Разделитесь на группы по два человека. Каждая группа получает задание – проблемную ситуацию, которую должна решить (приложение 2, ситуации) и объяснить подходит ли данная профессия его личности. Работать будем таким образом: один из вас зачитывает информацию о профессии, второй читает задание и даёт ответ. Программист - тип профессии человек – знаковая система;
- образование высшее, обязательно хорошие знания по физике, математике, иностранным языкам;
- специалист должен обладать достаточным уровнем самообладания, высоким уровнем концентрации, переключаемости и распределения внимания, иметь оперативную память, точность и скорость движений, высокую работоспособность;
- разрабатывает программы на основе математических моделей и алгоритмов по реализации решения экономических задач, выбирает язык программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов, определяет возможность использования готовых программных средств.
Налоговый инспектор - тип профессии человек – человек, человек – знаковая система;
- образование высшее экономическое;
- специалист должен обладать здравым смыслом, неприятием коррупции, твердым характером, чувством справедливости;
- работа с документами, представителями предприятий, частными лицами.
Бухгалтер - тип профессии человек – человек, человек – знаковая система;
- образование высшее экономическое;
- специалист должен обладать аналитическими способностями, логическим мышлением, отличаться аккуратностью;
- работа с цифрами, числами; умение составлять балансовые отчеты,
Тренер по фитнесу - тип профессии человек – человек;
- образование высшее физкультурное, медицинское или педагогическое, необходимы знания физиологии, анатомии, биомеханики, физиологии;
- специалист должен уметь слушать и слышать слова клиента, обладать хорошей физической подготовкой, требовательностью;
- работа с людьми в спортивных залах, с тренажерами и спортивными инструментариями.
Вы хорошо справились с рабочими ситуациями. Как вы чувствовали себя в данной роли? Хотели бы вы заниматься этим занятием в будущем? Все в ваших руках. Теперь вы знаете, какие требования к образованию и личным качествам предъявляют данные профессии, в чем состоит их вид деятельности. Нам сегодня пришлось много выслушать информации о профессиях. Вы знаете, что информация бывает вербальной и невербальной. Первый вид информации мы отработали, остановимся на втором. Невербальная информация передается с помощью мимики и жестов, исключая звуки. Представьте, что я и наши гости представители другой цивилизации и ничего не знают о земных профессиях, и по-русски понимают очень мало. Попробуйте объяснить профессию невербальными способами общения. Работаем в группах, вы получаете название и информацию о профессии, продумываете варианты ее представления и демонстрируете нам. Мы должны определить название профессии. Логопед - человек – человек;
- образование высшее педагогическое или среднеспециальное;
- внимательность, терпеливость, коммуникабельность, эмоциональная уравновешенность;
- организует и осуществляет коррекционную работу с детьми, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению в развитии речи.
Фармацевт - человек – техника, человек – человек;
- образование высшее медицинское или фармацевтические техникумы;
- память, внимание, аккуратность, ответственность;
- готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, оказывает первую доврачебную помощь, проверяет подлинность хранения медикаментов.
Дизайнер - человек – художественный образ;
- образование высшее архитектурное, институты искусств или художественно-промышленные училища;
- художественное изображение, пространственно-образное мышление, коммуникабельность, глазомер;
- упорядочение предметного окружения человека, разработка проектно-компановочных схем, эскизов, сбор необходимых сведений об изделиях, их конструкции, технологии изготовления.
Инженер-геофизик - человек – природа;
- образование высшее – геолого-разведочная и горно-геологическая академии, природообустройственные университеты или техникумы геодезии и картографии;
- физическая выносливость, внимание, кр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.16 | Просмотров: 1772
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|