Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Профориентация в старших классах - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Профориентация в старших классах


Автор(ы): Авдеева Анна Валерьевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации вступила в действие программа по модернизации российского образования на период до 2010 года. Большое внимание в концепции этой программы уделяется внедрению системы профильного образования в старшей школе, направленной на создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе и с учетом потребностей рынка труда.
МОУ Гимназия города Фрязино, в которой я работаю педагогом-психологом четвертый год, также участвует в этом эксперименте.
Реализация идеи обязательной профильности обучения на старшей ступени школьного образования ставит выпускника основной школы (9-й класс) перед необходимостью совершения ответственного выбора. Этот выбор подросток должен совершить и в отношении «… индивидуальной образовательной (или профессиональной) траектории…» [1].
Многолетняя практика убедительно показала, что, начиная с позднего подросткового возраста в системе образования должны быть созданы условия для реализации старшеклассниками своих интересов, способностей и создания дальнейших послешкольных жизненных планов. По результатам социологических исследований более 70 % учащихся старших классов отдают предпочтение тому: «чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре учебно-профессиональных и жизненных установок большинства старшеклассников. Проблема заключается как раз в выборе самого направления этого углубления и наличия соответствующих возможностей в конкретных учреждениях.
В школе, в которой я работаю, набирается 3-4 десятых класса, с разными направлениями. Есть гуманитарный, экономический, физико-математический и общеобразовательный. Каждый год эти направления меняются. Для детей и для родителей встает вопрос: куда же пойти, в какое направление? В данной ситуации и понадобилась помощь психолога. Меня приглашали на собрания родителей старшеклассников, где я рассказывала о важности курсов по профориентации. Что благодаря более глубокому и внимательному изучению себя, своих особенностей и способностей можно сформировать целую систему учебно-профессиональных планов и намерений учащихся.
В данной работе я помещаю небольшую часть своей работы с девятыми классами по профориентации.
Курс мой, как и многие книги, начинается с вступительного слова – теоретической части. Для данной части я выделила интересные и ёмкие определения разных авторов.
Профессиональное самоопределение.

Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.
Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания. Например, Прыгин Г.С. считает, что профессиональное самосознание – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе [2]. Алексеев В.А. делает основной акцент в профессиональном самосознании на познании и самооценки профессиональных качеств и отношении к ним [3]. Головей Л.А. трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности[4].
Подобные интерпретации термина «профессиональное самосознание» не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия.
По мнению Марковой А.К. профессиональное самосознание включает:
-осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств;
-осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;
-учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
-самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;
-положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной “Я-концепции”.
У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации. [5]
В большинстве исследований в качестве ведущих компонентов структуры самосознания рассматривается зависимость:
1. самосознания от ведущей деятельности предыдущего периода;
2. самосознания от возникновения рефлексии, осознания своей индивидуальности, открытия “Я”;
3. самосознания от профессионального самоопределения.
В плане исследования целостного процесса профессионального определения выделяют три направления.
Сущность первого подхода заключается в том, что профессиональное самоопределение рассматривается в узких, четко обозначенных – как существенный и неотъемлемый компонент индивидуального профессионального становления личности. Другими словами выбор профессии личностью является показателем того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. Как считает Кудрявцев Т.В. профессиональное становление личности проходит в своем развитии четыре стадии:
1) формирование профессиональных намерений;
2) профессиональное обучение;
3) профессиональная адаптация;
4) частичная или полная реализация личности в профессиональном труде [6].
Второй подход к изучению профессионального взросления личности разрабатывался Коном И.С., выделяющим в качестве одного из главных показателей морально-психологической зрелости способность трудиться ради будущего. Согласно этому подходу, важнейшим аспектом становления «Я» является формирование жизненных планов личности. С одной стороны, жизненный план возникает в результате укрупнения и обобщения целей, которые ставит перед собой человек. Это своеобразная иерархия и интеграция мотивов личности, становление устойчивого ядра ее ценностных ориентаций. В процессе становления жизненных планов происходит дифференциация и конкретизация мотивов и целей, постепенно вырисовывается более или менее реальный, ориентированный на действительность план.
По утверждению автора способности, склонности и интересы присутствуют на начальной стадии профессионального выбора. Более обобщенная ценностная ориентация, как общественная – осознание социальной ценности той или иной профессии, так и личное формирование системы личных ценностей, того, что человек хочет для самого себя, складывается позднее.
Таким образом, в работах Кона И.С. придается особое значение связи между общим социальным развитием личности и ее профессиональным самоопределением [7].
Климов Е.А. в изучении профессионального самоопределения рассматривает этапы этого процесса, связанные с изменениями профессионально-ориентированных отношений и индивидуально-психологических особенностей личности. Это и является основной для развития третьего подхода к проблеме выбора профессии.
По мнению Климова Е.А., «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межлюдских отношений)» [8].
В работах С.Н. Чистяковой профессиональное самоопределение связывается со всесторонним развитием личности и ее общественной активностью.
Сам по себе выбор профессии является не только следствием, но и активизирует процесс развития личности.
В ходе освоения профессией возрастает информированность, разнообразие, полнота самохарактеристики субъекта деятельности в положительном плане и уменьшается информированность самохарактеристики в отрицательном плане. Профессиональное самоопределение рассматривается в его возрастной и индивидуальной динамике. Чистякова выделяет, что самое ценное при выборе профессии – определить, какие из качественных сторон профессии для вас наиболее желаемые, возможные [9].
Пряжниковой Е.Ю. были выделены основные задачи профессионального самоопределения:
- формирование общей готовности к самоопределению;
- а для старшеклассников и выпускников школ – это помощь в конкретном выборе.
Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [10].
Благодаря многим авторам, таким как Климов Е.К., Чистякова С.Н., Узнадзе Д.Н. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю., (перед которыми хочется преклонить колени), можно предположить влияние учебно-профессиональных установок на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Понятие «установка» занимает в психологии очень важное место, наверное, потому, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека.
В советской психологии существовало целое направление (грузинская школа психологов), которое разрабатывало проблемы установки в очень широком масштабе. Грузинские психологи являются непосредственными учениками и последователями выдающегося советского психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886-1950), который создал теорию установки [11].
По определению, установка – это готовность, предрасположенность организма или субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека [12].
Установки могут проявляться в различных сферах психической жизни. Можно говорить об установках моторных, установках перцептивных, установках умственных.
В работе психологических центров, призванных содействовать профессиональному развитию индивида, изучению соответствующих установок старшеклассников (на специфическую ситуацию выбора профильности обучения в школе и профессионального выбора) уделяется недостаточно внимания в силу неразвитости инструментального обеспечения данной области.
Профессиональные установки заключаются в готовности индивида принимать профессионально важные качества. Эти установки связаны, с одной стороны, с объективными требованиями самих ситуаций профессионального выбора, т.е. с задачами профессионального развития, а с другой – с уже изменяющимся у личности опытом решения жизненных задач.
В 9-м классе перед каждым школьником очень остро встает вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, общество требует от подростка уровня зрелого профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.
Если в 15 лет жизнь радикально не изменилась, и подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, само решение о выборе направления дальнейшего жизненного пути. До окончания школы в этот относительно короткий срок необходимо эту задачу решить - создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, то это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Ведь для принятия решения в области направления и содержания своего дальнейшего обучения девятиклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, но и осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
В выпускном 11-м классе задача профессионального самоопределения выходит на первый план. Окончательный выбор предполагает определенный уровень способности к самоограничению, отказ от подростковых фантазий, в которой ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии.
Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте, хотя часто она еще далека от адекватности. Может быть, именно вера в себя, повышенный уровень притязаний является тем двигателем, который помогает в юности строить фантастические планы и тратить много сил на их реализацию. Главное, чтобы юноши и девушки не опускали руки, если планы не сбываются, а проанализировав свои ресурсы (внутренние и внешние), действовали более обдуманно.
В возрасте завершается формирование образа Я, молодые люди имеют уже более ясное представление о себе, хотя этот образ еще неустойчив, и, во многом, зависит от круга общения (значимых людей, чаще всего сверстников) и даже массовой культуры. Из-за этого часто чужие ценности принимаются за свои и молодой человек или девушка серьезно огорчается, что не имеет шикарной машины, или дачи, или сверхмодной одежды.
Вопрос самоопределения

Еще один момент, связанный с самоопределением, - изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков [13].
В конце подросткового возраста линии онтогенеза жизненного мира в основных своих чертах сформировались как сложившиеся, развитые типы. В ранней юности происходит их окончательное становление. Оно определяется прежде всего совершающимся в старшем школьном возрасте мировоззренческим выбором (либо отсутствием такового, что тоже можно считать своеобразным «выбором», характерным для одного из вариантов развития). С мировоззренческими установками непосредственно связано моральное и профессиональное самоопределение [14].
Как и на предыдущих возрастных этапах, внутренняя картина мира личности подростка получает наибольшее развитие как основополагающий фактор, определяющих содержание жизни, ведущей деятельности. Решая вопросы профессионального самоопределения, выбора жизненного пути, старшеклассник исходит из складывающихся у него основных убеждений, идеалов, ценностных ориентаций и жизненных установок. Одновременно он «применяет» эти позиции и убеждения, ценности и идеалы к своей будущей жизни и тем самым глубже осознает их. Становление мировоззрения, морального и профессионального установок осуществляется, таким образом, в тесном переплетении друг с другом и определяет общу...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.16 | Просмотров: 2291

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340