Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Н.С. Лесков В путь с левшой (разработка урока) (6-й класс) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Н.С. Лесков В путь с левшой (разработка урока) (6-й класс)


Автор(ы): Камшилова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: совершенствовать навыки анализа текста; развивать творческие способности учащихся; прививать любовь к чтению произведений Н.С.Лескова.
Ход урока
1. Слово учителя.
Заканчивая изучение сказа Н.С. Лескова, мы отправляемся с вами в путешествие с Левшой. Возьмем с собой в путь знания, полученные на предыдущих уроках.
- Под каким названием в 1881 г. опубликовал Лесков рассказ о Левше?
«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»
- Почему писателю пришлось изменить название в следующих изданиях произведения?
Долгое время среди литераторов и широкой публики бытовало мнение, будто Лесков всего лишь обработал народное сказание. Писателю пришлось открыть правду, что рассказ сочинил он сам, и Левша есть лицо вымышленное.
- Определите жанр этого произведения.
Сказ.
- Что такое сказ?
Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
2. Словарная работа.
Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность. Обратим внимание на новые, необычные слова сказа.
Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;
Кизлярка – виноградное кислое вино;
Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;
Дансе – танец;
Мелкоскоп – микроскоп;
Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;
Тугамент – документ;
Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;
Грандеву – встреча, свидание;
Долбица – таблица.
- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?
Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.
- Какие элементы фольклорных произведений вы заметили?
Зачин: царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть; повторы: император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушен к ним; мотив дороги: «сели в карету и поехали»; концовка сказа содержит назидание: «А доведи они Левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
За завесой иронии и нереальности описываемых событий писатель скрывает множество проблем русской жизни. Одной из центральных является проблема творческой одаренности человека.
Цель нашего урока – обратить внимание на жанровые особенности сказа, на связь сказа с народным творчеством; осмыслить своеобразие изображения Лесковым особенностей русского национального характера.
3. Теория литературы.
Сюжет произведения прост. Юрий Нагибин определяет его так: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».
Скажите, что ....
- Что такое сюжет художественного произведения?
- Назовите элементы сюжета.
- Что такое экспозиция?
- Что такое завязка?
- Что такое кульминация?
- Что такое развязка?

4. Игра «Рассыпанные открытки». (Приложение 1)
Перед вами иллюстрации, на которых изображены основные эпизоды из произведения. Восстановите сюжетную последовательность их.
  1. «Англичане дарят русскому императору блоху»
  2. «Николай Павлович посылает Платова в Тулу»
  3. «Работа тульских мастеров»
  4. «Левша на царском приеме»
  5. «Левша в Англии»
  6. «Возвращение Левши в Петербург и его бесславная смерть»
Так мы наметили маршрут нашего путешествия.
5. Характеристика героев. «Два русских императора».
Экспозицией сказа является знакомство с двумя русскими царями Александром Павловичем и Николаем Павловичем. Найдите цитаты, характеризующие их.
«захотел по Европе проездиться и
в разных государствах чудес посмотреть»
значит»
- любит путешествовать,
любознательный;
«везде через свою ласковость имел
самые междоусобные разговоры со
всякими людьми»
- ласковый, общительный;
«мы, русские, со своим знанием
никуда не годимся»
- предпочтение всему иностранному;
«не порть мне политики»
- тактичный, дипломатичный.
«стал просматривать доставшуюся
от брата шкатулку: «Это что-нибудь
- любопытный;
«в своих русских людях был очень
уверенный и никакому иностранцу
уступать не любил»
- патриот, но самолюбивый;
«я на своих надеюсь, что они никого
не хуже. Они моего слова не проронят
и что-нибудь сделают»
- вера в русских людей, но
деспотичный.
6. Инсценировка эпизода «Подарок англичан русскому царю».
Завязкой действия в произведении является эпизод, когда англичане дарят русскому императору блоху.
- Как отблагодарил Александр Павлович английских мастеров?
Государь велел дать английским мастерам миллион рублей серебром.
- Почему недоволен Платов?
Считал, что русские мастера не хуже: «наши на что взглянут – все могут сделать».
- При каком мнении остался Александр Павлович?
«Англичанам нет равных в искусстве».
После смерти Александра Павловича блоха досталась его брату Николаю Павловичу. Придворные хотели выбросить, но государь ответил: «Нет, это что-нибудь значит».
От Платова он узнал историю блохи, а так как был «в своих русских людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил, приказал донскому казаку Платову ехать в Тулу к мастерам-умельцам.
7. Компьютерная презентация «Тульские мастера». (Приложение 2)
- Почему избраны именно туляки?
- Чем знаменита Тула?
- Мог ли быть избран другой город?
Город славился мастерами, которые были щедры на выдумки. Среди трех самых искусных тульских оружейников выделяется один, Левша ...
8. Рассказ о герое по иллюстрации.
9. Грамзапись отрывка (гл.7, с.246)
- Как ведется работа по созданию диковинки?
В страшном секрете.
- Как жители Тулы пытались узнать, в чем заключается «страшный секрет»?
«Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить ... Пробовали пугать, будто по соседству дом горит, ...но ничего не брало этих хитрых мастеров». Туляки сами хитрецы, но до мастеров им далеко.
- Какие художественные средства использует Н.С. Лесков, чтобы создать фантастическую картину «страшной секретности»?
Гиперболу, иронию.
- Зачем Платов взял с собой в Петербург Левшу?
Платов не поверил мастерам, решил, что они ничего не сделали и обманули его. Мастерам хотелось похвастаться своей тонкой работой, они не открывали Платову секрет блохи, а тот рассердился, потому что своими пальцами «никак не мог ухватить ни блохи, ни ключика». Мастера обиделись и решили открыть секрет своей работы только самому государю. Тогда Платов схватил Левшу, кинул в коляску в ног...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.17 | Просмотров: 3712

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340