Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Игровые технологии в процессе воспитания младших школьников - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Игровые технологии в процессе воспитания младших школьников


Автор(ы): Татькова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современном обществе необходимо пересмотреть воспитательную работу школы, в частности в воспитании младших школьников. В нашей школе была создана творческая группа педагогов для коллективного обслуживание и решения вопросов о моделировании воспитательной системы школы, детской организации младших школьников, класса. Коллектив школы стал работать над единой методической темой: “Гуманизация образования, воспитание и развитие личности ребенка, ставя целью воспитания и развитие личности образованной, гуманной, физически здоровой, духовной, социально-мобильной к условиям современной жизни”.
Исходя из цели и темы, педагогический коллектив определил следующие задачи.
  1. Формировать сознательное отношение и ответственное к учебе;
  2. Формировать навыки самостоятельной и исследовательской деятельности обучающихся в процессе обучения;
  3. Достижение оптимального уровня воспитанности, усилить работу по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения;
  4. Создать условия для укрепления физического и психического здоровья ребенка.
Задачи, которые поставил перед собой коллектив школы, объемны, направлены на перспективу развития обучающихся в течение нескольких лет.
Таким образом, эксперимент по обучению и воспитанию моих питомцев ведется уже не один год. За период своей педагогической деятельности (17 лет) я изучила, смыслила не мало методических статей, пособий, книг педагогов-новаторов. Отобрала, на мой взгляд, самые оптимальные методы и формы работы с учетом возможностей и психологических особенностей младших школьников. В своей работе я руководствуюсь изречением Сократа “Не насиловать душу ученика, а вести его за собой, давать ему делать свои робкие шаги”
Главные цели нашего эксперимента:
  • всестороннее развитие личности каждого ученика;
  • формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.
Чтобы реализовать данные цели, необходимо решать следующие задачи:
  • дать учащимся прочные и глубокие знания по предметам;
  • содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
  • развивать субъектность личности каждого учащегося;
  • воспитывать у детей любознательность, самостоятельность, честность, личную инициативу;
  • добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял с учителем ответственность за качество знаний, умений, уровень овладения нравственно-этическими нормами;
  • создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются “Индивидуальность”, “Самостоятельность”, “Доброта”, “Творчество”, “Активность”, “Коллектив”, которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности “пронизывали” все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его “духа”, а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.
Для решения этих задач, мы выбрали игру как метод воспитания. Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного “педагогического поля”. Как важно это осознавать! Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Вот почему и Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую “зону ближайшего развития”, в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью…
Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему то учится.
Место и роль игровой технологии в учебном и воспитательном процессах, сочетание элементов игры и воспитания во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:
  • социокультурное назначение игры;
  • функция межнациональной коммуникации;
  • функция самореализации человека в игре;
  • коммуникативная игра;
  • диагностическая функция игры;
  • игротерапевтическая функция игры;
  • функция коррекции в игре;
  • развлекательная функция игры.
У каждого человека есть талант. Его только надо “откопать”. А для этого у каждого школьника надо выявить не только интересы, наклонности, способности, но и, наконец, таланты. Но чтобы развивать и углублять их, необходимо включать всех учащихся в воспитательную деятельность: эстетическую, нравственно-этическую, оздоровительную (как на уроке, так и вне его).
Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Человеческая личность – это обязательно гармония мыслей и поступков. Поэтому основной работы по воспитанию и развитию школьника мы считаем индивидуальную работу с каждым учеником. Это одна из основных форм нашей педагогической деятельности. Формы индивидуальной работы с учащимися различны. Это:
  • наблюдения в классе, на переменах, в играх, во внеклассной деятельности;
  • воспитание качеств культурного человека с помощью умения сосредоточиться (выясняем, что такое мимика, осанка, эмоции, как они влияют на поведение человека);
  • анкетирование на разные темы с целью познания учащихся “Кто твой друг, подруга? Твое любимое занятие после школы? Какие книги ты любишь читать? Как отдыхаешь во время каникул? Какое добро ты сделал в своей жизни? Как воспитываешь себя?”;
  • индивидуальные беседы с учащимися;
  • коллективные беседы: “Какие черты характера в человеке нравятся, какие не нравятся?”, “Какую роль играет в жизни человека его одежда, внешний вид?”, “Культура мира. Человек среди людей”, “Я отвечаю за свои поступки”, “Настоящий мальчишка, какой он?” и др.
  • планирование и проведение тематических классных часов личностно – ориентированной направленности.
Главным системообразующим фактором построения и функционирования воспитательной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: творческая мастерская в день Знаний, осенний поход “День туриста”, праздники “День учителя”, “День пожилого человека”, “Осенины”, “День матери”; предметные недели, открытие мастерской Деда Мороза, новогодний утренник, лыжные прогулки, праздники “Здоровья”, “День защитников Отечества”, “Встреча школьных друзей”, праздник мам и бабушек, “Книжкины именины”, “День смеха”, “День птиц”, встреча с участниками Великой Отечественной войны, “День именинников”, игра-путешествие “До свидания, 1-4-й) класс!” и др.
Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся играет работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, которая строится на основе следующих педагогических идей (И.А.Мухина).
  • равенство всех участников, включая мастера;
  • ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
  • чередование индивидуальной и коллективной работы;
  • ориентации не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс творчества;
  • выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов и т.д. (без выбора нет свободы);
  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности..
Самоуправления осуществляется посредством деятельности и смены (один раз в месяц) “главного мастера” класса, создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередованием групповых, творческих поручений и индивидуальных: мастер-библиотекарь, мастер-цветовод, мастер-трудовых дел, мастер-консультант, мастер-синоптик, мастер-корреспондент стенных газет и журналов. У каждого ученика есть свои обязанности. Почему “мастер”? Потому что детский коллектив, в котором живут, учатся и воспитываются ребята начального звена называется “Город Мастеров”.
Воспитательная система класса - максимально открытая система. Родители, шефы, педагоги школы – наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, встречи с семьями на уроках этики, классных часах, совместное проведение праздников, (обязательно с участием родителей), классные часы с участием шефов и т.п.
Работает и система кружков по интересам, спортивные секции “Азбука нравственности”, “Мастерская слова”, “Театральный”, “Мир компьютера”, “Танцевальный”, хор. Выпускаем стенные газеты: “Хочу все знать”, “Что сниться нам под новый год?”, “Дерево желания”, “Навстречу летним каникулам”, газеты к предметным неделям: “Смекалочка”, “Веселая грамматика”, “Почемучка”, и др.
В оформлении нашего кабинета – класса использована композиция, которая отражает все основные направления: обучение, развитие, воспитание, оздоровительная деятельность, работа с родителями. Есть также у нашего класса свои девиз, эмблема, песня.
Основанные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – родители – шефы – другие учителя – другие классы) базируются на следующих принципах:
  • много знать – престижно;
  • помогать друг другу – нормально;
  • готовить дело по чужому сценарию – невозможно;
  • жить в неуютной обстановке – нельзя.
Для развития эстетического вкуса и чувства, воспитания души, создания условий для раскрытия способностей детей и природных задатков личности используем выше упомянутые игры, которыми пронизаны все наши дела. Ведь в них ярко выражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Они являются важным средством воспитания личности. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Процесс игры – это пространство самореализации. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека: во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое “поле самовыражения”. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. А развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней её притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.
Вся наша деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы учащиеся в течении четырех лет смогли развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускников начальной школы. Образ выпускника складывается из пяти потенциалов личности:
  • нравственный (ценностный) потенциал: воспитание и понимание учащимися таких ценностей, как “семья”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “природа”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умения различать хорошие и плохое поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
  • познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
  • коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированности первичных навыков саморегуляции;
  • художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личного эмоционального отношения к произведениям искусства;
  • физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким, закаленным.
Итак, воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека.
Если отдельные качества разделяются на положительные и отрицательные, то воспитанность характеризуется совокупностью положительных личностно- и социально значимых качеств. Преобладание же отрицательных черт в поведение определенной личности свидетельствует о её невоспитанности.
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:
  • сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности младшего школьника;
  • развитость креативных способностей учащихся;
  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
  • сформированности классного коллектива.
Чтобы управлять процессом воспитания, надо отслеживать продвижение школьников в их нравственно-волевом развитии, что требует соответствующих диагностических программ, методик и технологий. Продвижение школьников в нравственно-волевом развитии, проявлении личных качеств, принято соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении тенденцией в формировании гражданственности.
В зависимости от внешней регуляции и внутренней саморегуляции можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.
В соответствии с данными критериями мы используем традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса:
  1. Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника.
  2. Модифицированный тест Н. Е. Щуровой “Раз...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3569

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340