Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: повышать чувствительность и восприятие, обогащать внутренний мир, расширять знания о самом себе и об окружающих его людях. Ход занятия. 1. Ритуал приветствия. Ребята стоят в кругу, взявшись за руки. Хором произносят: “Здравствуйте!”. На последнем слоге “те” хлопают в ладоши. 2. Разминка. Перебрасывание друг другу мяча по кругу. Тот, у кого в руках мяч, называет имя того, кому бросает и называет цвет, начинающийся с первой буквы имени (например, Гриша – голубой, Катя – красный и т.д.) 3. Слово психолога. Цвета действуют на душу. Они, по словам Гёте, могут вызвать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют. Как хорошо, что мы живём в цветном мире. Цвет окружает нас и сопровождает повсюду. Природа очень богата разнообразными красками, и это делает нашу жизнь радостной. Давайте представим на миг мир чёрно-белым … - Какова бы была наша жизнь? (Скучной, однообразной, монотонной, безрадостной…) Цвет – “витамин души”, “ласка красоты”. Значение цвета для нас важно, но мы не всегда осознаём это. Цвет может быть причиной изменения нашего настроения, самочувствия, работоспособности, от него зависит и то, как будут нас воспринимать окружающие, и многое другое. О психологическом воздействии цвета на человека известно давно. Кора головного мозга связана с органом зрения человека: в ней происходит переработка сигналов, поступающих от наружных рецепторов (глаз). При восприятии сигнал от сетчатки глаза идёт в головной мозг, и мы различаем и называем цвета. Но любой цвет не только воспринимается, он также определённым образом оказывает влияние на нервную систему. Мозг не только порождает цвет, но и находится под его влиянием. Человеку дан прекрасный дар – цветовое зрение. Психологическое воздействие цвета очень многообразно. Воспринимаемый цвет может вызвать различные ощущения и чувства: температурные (тёплые и холодные), пространственные (выступающие, отдаляющие, глубокие и т. п.), (лёгкие, тяжёлые, воздушные и т.д.), акустические (тихие, громкие, кричащие, спокойные, безразличные), эстетические (красивые, безобразные). Цвета оказывают влияние на человеческие чувства: блеклый, серый, тёмный цвет напоминает о монотонности, скуке, печали, а яркий, светлый, розовый – о радости, бодрости. Вывод: светлые тона – более весёлые, лёгкие, тёмные – более печальные и тяжёлые, тёплые цвета возбуждают, а холодные – успокаивают, очень яркие цвета – кричащие, приглушённые – спокойные. Игры и упражнения 1. Игра-конкурс “Кто лучше знает гамму цветов” Напишите у себя на листочках все оттенки цветов, какие вы знаете. Время для работы 4 минуты. Теперь подведём итог и определим победителя. 2. Телепатия. Телепатия – это передача и приём мысли, образа, действия от одного человека к другому на расстоянии. Один ученик выходит к доске и отворачивается. Ведущий показывает классу какой – нибудь цвет. Затем все мысленно стараются представить себе этот цвет, связывают с яркой образной картинкой, например: зелёный можно представить цветовым пятном, вообразить сочную зелень газона или поле и т.д. (описание характеристики цвета), голубой – небо или поле с незабудками. Тот, кто у доски, старается отгадать цвет. 3. Психотехническая игра. Среди участников назначается водящий. Ему сообщается, что пока он будет за дверью, класс выберет один из цветов: белый, чёрный, жёлтый, зелёный, голубой, красный, коричневый. Цель участников телодвижениями выразить задуманный цвет. Водящий отгадывает. 4. Видиотренажёр. Видиотренажёр можно изготовить самим из цветных ниток, бумаги самых разных оттенков. Чем их больше, тем лучше. Регулярно перебирая эти цвета, и составляя из них мозаику, мы улучшаем цветовую чувствительность, снижаем общее и мозговое утомление. 5. Эксперимент. Какого цвета звуки? Испытуемым раздаётся по 6 квадратиков следующих цветов: красный, белый, голубой, жёлтый, зелёный, чёрный и предлагается на каждом написать одну из букв: а, о, ы, у, и, э. Результаты эксперимента сопоставить. Дети, для которых родным является русский язык, “а” – пишут на красном квадратике, “и” – на голубом, “у” – на зелёном, “о” – на жёлтом или белом, “ы” – на чёрном, “э” – на жёлтом или зелёном. Возможно, что звуки для многих окрашены одинаково. У кого много совпадений? Необходимо сесть вместе и поискать, что может быть общего (работа в группе). Составить звуковое сопровождение. 6. Медитация голубого цвета. Медитация – это сосредоточенное размышление. Голубой – один из самых духовных цветов, ибо этот цвет тишины и покоя. Это цвет отдыха и расслабления. Ребята смотрят на что-нибудь голубое – небо, картину, стену, цветы, лист бумаги и т.д. Задание: представьте внутри себя голубое сочетание и вы расслабитесь. Это принесёт вам успокоение, снимет раздражительность и вы почувствуете, а что – расскажите после. 7. Какого цвета ваши чувства? Тоска – (зелёная) Скука – (серая) Любовь – (красная) Счастье – (яркое) Покой – (голубой) Ревность – (жёлтая) и т.д. А какого цвета Гнев – Доброта – Горе – Печаль – Восторг – Радость – Удивление – Сострадание- 8. Цветовая таблица. Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться у человека под влиянием различных факторов, хотя у каждого имеются собственные устойчивые предпочтения, составляющие “личную цветовую шкалу”. В.С. Лобзин и М.М. Решетников (1986) предложили оригинальную таблицу, позволяющую учитывать воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека. Знание воздействия чувственного тона на человека имеет большое практическое значение. Цвет | Расположение цветового объекта | вверху | на уровне глаз | внизу | Красный | Возбуждает, мобилизирует | Возбуждает | Воспринимается неестественно, может “обжигать” | Розовый |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.18 | Просмотров: 1494
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|