Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Урок – деловая игра Математика и бизнес


Автор(ы): Орехова Галина Вячеславовна, учитель математики

Урок-деловая игра.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно - деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:
  • моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
  • поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
  • наличие конфликтных ситуаций;
  • обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
  • использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
  • контроль игрового времени;
  • элементы состязательности;
  • правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр включает следующие этапы:
  • обоснование требований к проведению игры;
  • составление плана ее разработки;
  • написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
  • подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;
  • уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
  • разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.
Цели игры:
  1. Пробудить у учащихся интерес к изучению математики, расширить их кругозор.
  2. Объединить элементы двух наук – математики и экономики.
  3. Добиться усвоения учащимися понятий капитал, стоимость, банк.
  4. Научить их мыслить логически, распределять “капитал” в соответствии со своими знаниями по курсу экономики, а также научить элементарным практическим умениям.
Ход игры
Перед началом игры составляются две команды учащихся.
Вступление.
В финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют денежные расчеты и наращивают “капитал”. Вы – Банки. (Дадим им названия.) Ваша задача: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У вас есть акционеры, которые, отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам прибыль.
Правила игры.
1.Выбрать управляющих банков, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу.
2.Стартовый капитал каждого банка – 100 тыс. рублей.
3.Каждому банку предлагается по очереди выбирать себе задание стоимостью от 5 до 20 тыс. рублей.
4. Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
5. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:
а) 50% стоимости задания, если другой банк также не сможет ответить верно;
б) на 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания.
6. Команда может продать свое задание банку по взаимному согласию, при решении задания ее капитал увеличивается на стоимость задания.
7. Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности
Стоимость задания, тыс. руб. 5 10 15 20
Время 1 мин. 1,5 мин. 2 мин. 2,5 мин.
8. Каждый акционер может помочь своему банку; за дополнительный, правильный ответ капитал банка увеличивается на 5 тыс. руб.
9. Победителем считается банк, у которого больше “денег”.
Вопросы стоимостью 5 тыс. рублей
1. Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5 млн. руб., а его расходы составили 3 млн.руб. другой наторговал на 1 млн.руб.меньше, но и затратил своих денег всего 2 млн.руб. Кто выиграл спор?
Ответ: никто.
2. Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 журналов по 30 руб. за журнал и стали продавать их по 50 руб. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?
Ответ: 2 тыс. руб.
3. Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот костюм, если курс франка по отношению к доллару составляет 5.5?
Ответ: 605 франков
4. Бабушка, связала свитер и продала его за 3 тыс. руб. Какую, прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 250 руб. за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 200 руб.
Ответ: 2050 руб.
5. Один отец дал своему сыну 15 тыс. руб., а другой своему – 10 тыс. руб. Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили капитал только на 15 тыс. руб. Чем это объяснить?
Ответ: всего их было трое: дед, сын, внук. Дед дал сыну 15 тыс. руб., сын дал своему сыну (внуку) 10 тыс. руб., у сына осталось 5 тыс. руб., а вместе 15 тыс. руб.
6. Медведь купил у пчел 100 кг меда за 20 тыс. руб., а на рынке стал продавать его по 250 руб. за килограмм. Какой доход получит медведь, когда продаст весь мед?
Ответ: 5000 руб.
Вопросы стоимостью 10 тыс.руб.
1. Школьная столовая печет пирожки и продает их детям. В первый день она продала 100 пирожков по цене 10 руб. за один пирожок. На следующий день она снизила цену на 10% и продала 110 пирожков. В какой день столовая заработала больше денег?
Ответ: в первый день.
2. По контракту работнику причитается по 48 франков за каждый отработанный день, а за каждый неотработанный день с него взыскивается 12 франков. Через 30 дней работник узнал, что ему ничего не причитается. Сколько дней работал работник в течение этих 30 дней?
Ответ: Работник отработал 6 дней из 30.
3. Цена на книги была повышена на 10%. В конце года вновь была установлена старая цена. На сколько процентов снизили цену в конце года?
4. Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 50 млн. руб. При этом было израсходовано:
на сырье – 20 млн. руб.; на топливо – 1,5 млн. руб.; заработная плата – 14,5 млн. руб.; кредиты, налоги – 4,5 млн. руб. Итого: 40,5 млн. руб. Какова прибыль предприятия и его рентабельность?
Ответ: прибыль предприятия – 9,5 млн. руб.; рентабельность 9,5:40,5 х 100% = 23,5%
5. Однажды Лиса предложила Волку заработать.
- Как только ты перейдешь через этот мост,- сказала она,- твои деньги удвоятся. Можешь переходить по нему сколько хочешь раз, но после каждого перехода отдавай мне за это по 24 рубля. Волк согласился и после третьего перехода остался без гроша. Сколько было у него денег сначала?
Ответ: 21 руб.
Вопросы стоимостью 15 тыс. руб.
1. Отец обещал сыну за каждую правильно решенную задачу опускать в копилку по 10 руб., а за каждую неправильно решенную задачу сын должен возвращать отцу по 5 руб. После того, как было решено 20 задач, у сына в копилке оказалось 80 руб. Сколько задач сын решил правильно, а сколько неправильно?
Ответ: 12 задач решил правильно, а 8 – неправильно.
2. Вы продаете лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакана лимонада составляют 3 руб. По цене 6 руб. можно реализовать 130 стаканов в день, а по цене 5 руб. – 200 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли?
Ответ: 5 руб. за стакан.
3. Али-Баба нашел пещеру, полную золота и алмазов. Полный мешок золота весит 200 кг, полный мешок алмазов – 40 кг. Али – Баба может унести за один раз не более 100 кг. Килограмм золота стоит 200 динаров, килограмм алмазов – 60 динаров. Какую наибольшую сумму денег он может получить за золото или алмазы, унесенные в одном мешке (за один раз)?
Ответ: 3000 динаров.
4. Бабуля продавала на рынке щенка. Мим...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.18 | Просмотров: 2695

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!