Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование плавной речи у детей с заиканием посредством игр-драматизаций - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Формирование плавной речи у детей с заиканием посредством игр-драматизаций


Автор(ы): Круцко Татьяна Владимировна, логопед


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Речевая функция является одной из важнейших функций человека.
В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.
Нарушение речи в той или иной степени, а именно развитие заикания, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении. Заикание влияет на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности; мешает речевому общению.
Заикание, ограничивая речевое общение, отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально–волевой сферы, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности), затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. У них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Действия ребенка отмечаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, “ теряет” конечную задачу, легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций. Для детей с заиканием, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально–волевой сферы и поведения. У детей не сформирован динамический речевой стереотип. Поэтому, несмотря на то, что у детей со временем формируется определенный набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур) они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса. Причем эти трудности с возрастом могут возрастать, особенно при переходе к более сложным формам речевого общения – к связной речи.
В своей практической деятельности стараюсь использовать различные формы работы, также стараюсь найти наиболее действенные приемы и методы развития плавной, устойчивой, свободной от заикания речи в процессе творческих игр у старших дошкольников. Развитие плавной, устойчивой речи процесс длительный, трудоемкий, разноплановый. Работая над данной проблемой, кроме обучающих форм развития плавной речи, использую игры–драматизации.
Речь представляет собой одну из сложных функций человека.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практике, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи, для того, чтобы правильно построить всю коррекционно–воспитательную работу по преодолению речевой патологии.
Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так ребенок должен:
быть психически и соматически здоровым;
иметь нормальные умственные способности;
иметь нормальный слух и зрение;
обладать достаточной психической активностью;
обладать потребностью в речевом общении;
иметь полноценное речевое окружение.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
С древних времен ученые (Гиппократ, Аристотель, Гален, Авиценна) пытались объяснить причины возникновения заикания
К 30–м годам и в последующие 50–60–е годы двадцатого века механизм заикания стали рассматривать опираясь на учения и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.
Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологически условного рефлекса. Заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В.С.Кочергина,1962г.). Оно проявляется в нарушении темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Различают три степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тяжелую). Четких критериев отделения степеней заикания нет. В практике обычно считают слабой степенью такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. При средней степени заикания имеют место нарушения статической и динамической координации движений (общих, тонких, артикуляционных). У таких детей отмечается некоторое отставание в формировании лексико–грамматического строя речи. Нарушение звукопроизношения носит фонетико–фонематический характер, происходит смешение звуков. У детей с тяжелой степенью нарушений психомоторики и речи, наряду с динамическими и статическими расстройствами, отмечаются различные нарушения двигательной сферы в целом. Недоразвитие речи от фонетико–фонематического до общего недоразвития речи третьего уровня.
Психическое состояние детей с заиканием характеризуется повышенной возбудимостью, взрывчатостью, которое проявляется непостоянно, а волнообразно (неустойчивость центральной нервной системы). Внимание таких детей обычно неустойчиво, они не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается низкая познавательная активность.
Заикание характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке как наедине с самим собой, так и в обществе.
В тех случаях когда дети с заиканием получают своевременную, то есть приближающуюся к моменту начала заикания, и достаточно длительную (в течение одного года) регулярную медико–психолого–педагогическую помощь, то они, как правило, не нуждаются в повторных курсах речевого воздействия, в дальнейшем речь остается плавной.
А когда не оказывается своевременная и длительная помощь, то заикание протекает по прогредиентному виду течения. В таких случаях характерно утяжеление заболевания. Дети, не получающие своевременной помощи, с трудом обучаются в общеобразовательной школе. Именно эта категория детей входит в группу обучающихся в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Следует вывод, что каждый заикающийся ребенок нуждается в своевременной, разноплановой помощи различных специалистов – логопедов, медиков, психологов и педагогов.
Игра один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста.
Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, то есть социальных явлений.
Среди творческих игр особенной любовью пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально–игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно–этическому воспитанию каждого ребенка.
Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Это объясняется двумя основными моментами: во–первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
Как отмечает В.Г.Петрова, театрализованная форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.
Игры–драматизации дают повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.18 | Просмотров: 1649

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340