Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
О повести Чингиза Айтматова Пегий пес, бегущий краем моря - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

О повести Чингиза Айтматова Пегий пес, бегущий краем моря


Автор(ы): Дуюнова Марина Владимировна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Прошлые мои публикации были посвящены проблемным урокам, урокам-исследованиям в старших классах, где ребята уже «подготовленные, искушенные» читатели, успевающие выполнить огромный объем работы за время одного урока, (Литература в школе №7 2007, Уроки литературы №6 2005). После каждой из публикаций мне приходилось не раз слышать упрёки коллег: за время одного урока (не подготовленного хотя бы частично заранее) такое количество «материала» можно осилить только при условии, что это будет лекция с элементами беседы, но никак не проблемное занятие – мало времени.
В 13-14 лет ученики ещё подростки. А если учатся в обычном классе, без всякого гуманитарного уклона? Какой самоотдачи от учителя требуют уроки у семи- и восьмиклассников! Вспоминаю, как на одном мастер-классе попросила финалиста конкурса «Учитель года» поделиться опытом работы в этих классах. Он засмеялся: «Боже упаси! Работаю только в 10-11 классах, больше ничего не умею». Но именно в среднем звене школы и нужно очень много работать учителю, чтобы в старших классах в рамки урока можно было «сжать» колоссальный объём работы. Чтобы не приходилось «натаскивать на ЕГЭ», чтобы не было, как в песенке «Жили у бабуси два весёлых гуся: один серый, другой белый…»: будничные рабочие уроки, скучно-серые, и открытые, показательные, пару раз в год, белые-белые. Эта статья продиктована желанием поделиться опытом работы именно в самых «трудных классах» – в 7 и 8.
Последний урок в учебном году. Традиционный список литературы для чтения во время каникул. Максимум - 10 произведений, из них 4-5 жирным шрифтом: эти для обязательного чтения, хотя каждый ученик в праве заменить этот список другими произведениями, вот только обсудить их в классе будет сложнее.
Первый урок в учебном году всегда посвящен прочитанным за лето произведениям. Формы таких занятий разнообразны: это и беседы, и викторины… Особенно запоминаются пресс-конференции, когда несколько ребят, прочитавших максимальное количество книг, отвечают на вопросы «корреспондентов». И если в 5 классе вопросы звучат так: «Кто из героев понравился? Как ты относишься к..?», то в старших классах вопросы развернутые: «Мне кажется, что.., а как считаешь ты? Критики пишут, что..., можешь ли ты согласиться с этой точкой зрения»…
В списке литературы для летнего чтения обязательно несколько произведений современных авторов. И так уж повелось, что, начиная с 8 класса, в этом списке всегда есть одно произведение Чингиза Айтматова. В 8 классе – «Пегий пёс, бегущий краем моря», в 9 – «Белое облако Чингисхана», в 10 – «Буранный полустанок», а в 11 – «Плаха».
В этом году первый урок в 8 классе был посвящён только одному произведению из летнего списка, и начинался разговор грустными словами «ушёл из жизни», «был».
Повесть «Пегий пес, бегущий краем моря» очень интересна для работы с восьмиклассниками: сюжет им понятен, вопросов спорных много, философские размышления автора глубоки и важны, культурную значимость произведения нельзя переоценить. Кроме того, в школьной практике ребята мало имеют возможности
познакомиться с писателями, которые, не будучи русскими по национальности, так мастерски владеют русским словом. Эта работа и на читательский опыт ребят, и на перспективу. Они многого не поймут. Не надо им пока всё понимать. Но ощутить глубину произведения и увидеть мастерство талантливейшего писателя современности они смогут, да и нравственные проблемы послужат поводом для размышлений.
Вначале ребята отвечали на вопросы, обязательно подтверждая свои ответы фрагментами текста. В случае необходимости обращались к словарям. Казалось бы, ребята всего лишь отвечают на довольно простые вопросы учителя. Но именно так происходит проверка внимательности чтения, осмысленности прочитанного, корректировка восприятия, углубление, оттачивание читательского опыта.
Почему именно сейчас, а не раньше и не позже берут мальчика в море?
«Пришёл такой черед и Кириску, пора было натаскивать мальчишку, приучать его к морю…», « всё поселение клана Рыбы-женщины у сопки Пегого пса знало, что сегодняшний выход в плавание предпринимался ради него, Кириска, будущего добытчика и кормильца».
Докажите, что Кириск такой же мальчик, как и другие мальчики клана Рыбы-женщины: его обучают, готовят в охотники.
Старик Орган испытывает Кириска: « Давай-ка лучше займемся делом. Перелезай ко мне… А теперь скажи мне, в какой стороне остался Пегий пёс?.. Ты уверен? Что-то рука у тебя дрожит. Вот теперь точно!.. А если каяк повернется носом в эту сторону, тогда где будет Пегий пёс?.. А если ветер развернет нас в ту сторону?.. А если налево поплывём?..» И обучение это идёт спокойно, «к месту», между делом, словно играючи. Атмосфера, в которой старик испытывает внука - море, настоящее дело для настоящих мужчин, «все засмеялись», «польщённый похвалой, Кириск принялся сам задавать себе задачи и находить ответы». «Спустя некоторое время старик снова принялся испытывать Кириска и, убедившись в его способности запоминать стороны моря, остался доволен». Но ведь мальчик способен хорошо ориентироваться не только благодаря «глазам в животе». В свое время так же ненавязчиво, между делом и к месту учил его отец: «Ты созвездие утки Лувр знаешь?»… «Знаю, кажется», - неуверенно произнес Кириск, глянув на отца. Эмрайин понял затруднение сына: «Знает чуть-чуть, я ему как-то показывал. Но этого мало. Надо ещё поучиться». Молча уходили они в море, но «зато возвращение, если выпадет удача, если с добычей вернутся они домой, будет иным»: Кириска ждет обряд, «праздник встречи юного охотника».
Что испытывает мальчик, отправляясь в море?
Состояние Кириска неодинаково, в течение времени оно несколько меняется : «Мальчик был взволнован», «И потому Кириск крутил головой по сторонам, как кулик…», «трудно было ему скрыть своё счастье», «глаза, сияющие, чистые, одухотворенные глаза мальчишечьи не могли утаить радости и гордости, переполнявших его ликующую душу». «Мальчик поражался, что море оказалось совсем иным, не таким, каким представлялось оно ему в играх на кручах Пегого пса…». «Открытое море ошеломило Кириска. Такого зрелища он не ожидал. Только вода – зыбучая, тяжелая вода, только волны – скоротечно возникающие и немедленно умирающие, только глубина – темная, тревожная…», «после того, как Пегий пёс скрылся с глаз.., он стал улавливать некую смутную опасность, исходящую от моря, и почувствовал всю свою зависимость от моря – свою бесконечную малость…». «Это открытие настораживало мальчика. В том, что море заставляло постоянно думать о себе, таилось нечто неведомое, настойчивое, властное…», «Кириск хотя и попривык к морю и даже заскучал немного, но всё ещё не покидало его чувство удивления огромностью, неоглядностью морского простора».
Как передает его состояние Айтматов?
С этого вопроса начинается следующий этап работы над текстом художественного
произведения. Это незаметная, но важная для перспективы работа над стилем автора. Незаметная, потому что привычная. Ведь ещё в 5 классе, читая «Муму» Тургенева, мы работали над эпитетами, метафорами, сравнениями. А потом был «Чудесный доктор» Куприна в шестом и т. д., и т. д. Но вот важна эта работа именно сейчас, потому что мы можем очень удачно приблизиться к сложнейшему понятию: стиль автора. Записи, которые появятся на этом уроке, пригодятся и много лет спустя!

Эпитеты, сравнения, инверсии.

Рассмотрим по одному примеру. Сравнение как кулик позволяет писателю передать, а читателю представить психологическое состояние героя: всё впервые, всё интересно, всё хочется увидеть, ничего не пропустить Это сравнение позволяет создать положительную характеристику героя: мы ему сопереживаем или просто понимаем его, он нам нравится, ведь мальчика трогательно сравнивают с небольшой птичкой, любопытно и внимательно крутящей головой по сторонам. . И вот отвлеченные понятия взволнованность, радость становятся «зримыми», конкретными, эмоциональными.
Эпитеты у Айтматова очень точны в образной характеристике. Мальчик пытается скрыть своё возбужденное состояние, ведь настоящему охотнику не пристало вертеться, надо быть сдержанным, серьезным. Вот только глаза – зеркало души - не могут скрыть бушующих в ней чувств, а они самые искренние, светлые, поэтому и эпитеты у писателя как нельзя более точные: глаза сияющие, чистые, одухотворенные. А вот море впервые странно пугает его. Если бы Айтматов использовал только один эпитет, рисуя воду, – зыбучая? Это слово имеет множество лексических значений. Зыбучий - то же, что зыбкий, т.е. неустойчивый, переходящий в состояние колебания, а в переносном значении - непрочный, ненадёжный. Возможно это прилагательное от зыбь? Тогда зыбучая вода – море, покрытое мелкими волнами без ветра. Но вот наличие идущего следом второго эпитета тяжелая вода исключает всякие ассоциации с легкой игривостью мелких волн на поверхности моря, зато усиливает ощущение волнения, незнакомой тревоги, что и подтверждается идущими следом эпитетами тревожный, смутный. Для завершения образной характеристики моря и его восприятия героем писатель находит единый завершающий ключевой эпитет властное: море было властным, и мальчик это впервые почувствовал.
И, конечно, инверсии. Например, эти «глаза мальчишечьи» усиливают эмоциональность психологического состояния и Кириска, и старика Органа: для мальчишки всё бесконечно впереди и «век нескончаем», а старик уже знает, что «это не так».
Одной из языковых особенностей прозы Айтматова является частое использование автором обособленных определений, но пока на этом останавливаться мы не будем. Во втором полугодии при изучении определений на уроках русского языка есть прекрасная возможность не один раз вернуться к этой повести: анализ текста, тренировочные и объяснительные диктанты…
От вопросов, позволяющих вести наблюдения над сюжетом и словом произведения, переходим к вопросам, которые помогают осмыслить его в идейно-художественной целостности. На этом этапе учителю нужно так построить работу, чтобы у читателей-учеников осталось ощущение целостного и завершенного восприятия произведения, несмотря на то что «наиболее захватывающие моменты сюжета» не обсуждались. Они должны почувствовать, например, как удивительно просто и чётко, как органично связано с идейным содержанием произведения всё то, о чем мы только что говорили.
Вернемся к началу.
Что для Кириска этот выход в море?
Приобщение к миру взрослых, к миру охотников: быть кормильцем рода. Для Кириска охотники, взрослые, старейшина, его отец – это самые надежные люди.
И вот в каяке он впервые смутно почувствовал властную силу моря, и он, и старик Орган, и отец, и дядя – все они, самые сильные и мудрые, лишь «бесконечная малость» перед лицом великой стихии.
Зададим самый главный вопрос:
Что могут они противопоставить великой стихии?
Когда речь идет о мальчике, плывущем к месту своей первой охоты, писатель психологически точно использует глаголы: почувствовал, понял, стал улавливать, воспринимал, а вот слово думать автор не использует, разве только тогда, когда Кириск «невольно начинал думать о доме». И наоборот, когда речь идет о старике Органе, писатель повторяет: думал, думая, много и часто думал, в море «ничто не отвлекало от его великих дум». Почему такая разница в использовании автором слова думать? Согласно толковому словарю, думать – иметь мысли, направленными на что-либо. Большая и долгая жизнь опытного охотника, старейшины рода Органа наполнена опытом, т.е. знаниями, образами, легендами, снами, событиями… Вот на этот опыт и направлены мысли старика. Душа Кириска жаждет новых впечатлений. Он только набирает опыт своей жизни. И набирает бережно, внимательно, пытливо: «в другое время его привлекла бы и нескончаемая игра лучей на воде..; и очень обрадовался бы он тем странным, любопытным рыбкам…». Он и в этот раз всё заметил, но «не удостоил особого внимания – пустяки какие». Ещё раз заглянем в словарь. Не устаешь поражаться точности писателя в создании психологической характеристики героя в этом произведении! Именно такое сочетание: не удостоил внимания, вместо не обратил внимания. Он всё заметил, на всё обратил внимание, но ничего не сделал в знак внимания, т.е. не удостоил. «Он жаждал лишь одного – скорей бы добраться до островов». Он не думал об охоте, он её жаждал. Он не думал о море, оно его ошеломило. Но он думал о доме и уже понял, как дорог ему Пегий пес, понял, какой могучий и добрый был Пегий пес, понял разницу между морем и сушей… Айтматов повторяет трижды слово понял в маленьком абзаце: жизненный опыт мальчика становится больше. Но это не просто опыт как набор знаний, умений, переживаний. Это осмысленный опыт, теперь он об этом будет думать в своей жизни. Так же, как будет думать обо всём, что произошло с ним в этом первом приобщении к морю: о власти стихии, о смерти родных ради его жизни, о том, что море, небо и ветер ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.19 | Просмотров: 2041

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340