Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Развивающая программа Радость познания
Автор(ы): Чуверова Светлана Семеновна, учитель начальных классов; Медведчикова Елена Николаевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно – психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелируется с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет от 20 до 30 % обучающихся, а около 70 – 80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Была выявлена, среди неуспевающих школьников, особая категория – детей с временной задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – является нарушением нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие “задержка” подчеркивает временное несоответствие уровня развития возрасту и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. Отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его работу по преодолению трудностей в обучении детей малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель пользуется традиционным способом работы со слабоуспевающими учащимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Совершенно очевидно, что эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей. В соответствии с этим целью данной программы является: Создание адекватных условий обучения и развития детей младшего школьного возраста через адаптацию учебного материала для развития познавательных процессов у обучающихся с задержкой психического развития. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: - организовать коррекционно-диагностические мероприятия, направленные на повышение уровня общего развития обучающихся, коррекцию отклонений в развитии познавательной и речевой деятельности;
- направить обучение детей с задержкой психического развития на преодоление трудностей, возникающих у младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике;
- организовать проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение охраны здоровья обучающихся на основе организации охранительного режима и использовании дозированных учебных нагрузок, а также изучение динамики состояния здоровья на основе учета работоспособности и заболеваемости обучающихся.
Специфика данной программы заключается в определении трех основных блоков работы с детьми, имеющими трудности в обучении. I блок – диагностические и коррекционно-развивающие воздействия на обучающихся с ЗПР; II блок – работа по определению и коррекции трудностей, возникающих у младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике; III блок – лечебно – профилактический. Программа адресована учителям начальных классов, психологам, работающим: - в классах специально – коррекционного обучения;
- со слабоуспевающими школьниками, обучающимися в начальном звене.
Данная программа предусматривает индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия общеразвивающей и предметной направленности, организуемые психологом, логопедом во внеурочное время, и уроки, составной частью которых является работа по развитию познавательных процессов. Организация деятельности I блока: Диагностическое и коррекционно-развивающее воздействие на обучающихся с задержкой психического развития. Диагностическая деятельность организуется с целью изучения интеллектуального, психоэмоционального развития младших школьников, имеющих трудности в обучении. Диагностические мероприятия проводятся в два этапа на начало и конец учебного года и составлены из комплекса диагностических батарей с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей младшего школьного возраста. Коррекционно-развивающая деятельность организуется с целью повышения уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития обучающихся, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи. С этой целью проводятся коррекционно-развивающие мероприятия, разделенные на два направления: Первое направление работы: Коррекция поведения и эмоциональной сферы детей средствами искусства. Для данного направления работы характерны два типа занятий. Первый тип занятий – использование средств искусства для коррекции поведения детей с задержкой психического развития. Задачи этапа: - снять эмоциональную напряженность;
- создать ситуацию успеха;
- прививать младшим школьникам с задержкой психического развития новые формы поведения (умение довести начатое дело до конца, дисциплинированность);
- дать возможность детям данной категории почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе;
- воспитывать чувство прекрасного.
Второй тип занятий – использование игр и этюдов для коррекции поведения и эмоционально – личностной сферы младших школьников с ЗПР. Задачи этапа: - коррекция эффективного поведения и эмоционально – личностной сферы детей с ЗПР;
- регулировка поведения учащихся рассматриваемой категории в коллективе;
- формирование у младших школьников с ЗПР моральных представлений.
Второе направление работы: Коррекция отклонений психологического развития. Задачи данного этапа: - коррекция отдельных сторон психической деятельности младших школьников, имеющих трудности в обучении;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие различных видов мышления;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Организация деятельности II блока: Работа по определению и коррекции основных групп трудностей при обучении младших школьников с задержкой психического развития русскому языку, чтению и математике и их психологические причины. Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, и их психологические причины могут быть разделены на три группы. Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневым по организации двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика. Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются: - несформированность зрительной координации; - недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки; - недостатки в развитии микромоторики. У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр: - нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр); - отсутствие связных движений при письме, “печатание” букв; - плохой, небрежный почерк; - очень медленный темп письма; - сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях; - слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим. При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмические характеристики громкого чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ученик характеризуется: а) низкой скоростью чтения; б) слоговым типом чтения; в) низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов. Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного. Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят в следующем: - замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении, недописывание слов и предложений, замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв; - трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов; - неправильное чтение похожих по начертанию букв; - затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова; - отсутствие устойчивых навыков счета; - незнание отношений между смежными числами; - трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план; - неумение решать задачи. Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие: - несформированность пространственных представлений;
- недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия;
- недостатки в развитии познавательных процессов:
- недостатки развития мыслительной деятельности, которые проявляются в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существительное и др; - умение сравнивать у слабоуспевающих школьников часто не характеризуется обобщенностью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выражения, не умеет при сравнивании устанавливать взаимнооднозначные соответствия; - конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий; математического содержания задачи в связи с сосредоточенностью на ее сюжетной стороне); - синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач); - недостаточная обобщенность мышления (обуславливает затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале); - однолинейность мышления (т.е. прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании одновременно разные стороны, различные признаки одного и того же предмета, неумение оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными, обусловливает решение задачи только одним способом; - инертность мыслительной деятельности (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий; может затруднять переход от прямого способа действий к обратному; проявляться в трудностях при переводе из одной формы в другую, например, из буквенной формы в цифровую); - недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухо – зрительно – двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, законов, последовательности выполнения заданий и др.); - недостаточное развитие у ученика процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: недописывания слов и предложений, лишних вставок букв, пропусков букв при списывании, перестановок слогов в словах, при чтении “потеря” строки, повторное считывание той же строчки и др. Третья группа трудностей: Недостатки в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычисли тельных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции. Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегул...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.19 | Просмотров: 2669
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|