Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Нравственный выбор героев романа М.А. Булгакова Белая гвардия (урок литературы в 11-м классе) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Нравственный выбор героев романа М.А. Булгакова Белая гвардия (урок литературы в 11-м классе)


Автор(ы): Миронова Ольга Андреевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Работа в 11-м классе над романом М.А. Булгакова “Белая гвардия” открывает для учителя и учеников большие перспективы. Роман позволяет поставить перед учениками ряд нравственных вопросов, заставляет задуматься над историей страны, постичь позицию писателя-гуманиста. Нравственный выбор – это один из важнейших вопросов для человека в любой ситуации и в любые времена. Поэтому очень важным представляется при изучении романа проведение урока “Нравственный выбор героев романа”. Урок проводится в форме свободной дискуссии, для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учеников и создания соответствующей атмосферы урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Вступительное слово
В экстремальных условиях человеку бывает нелегко сделать свой нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит твоя жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный мирок любой ценой или пойти на сделку с самим собой, на сделку с порядочностью и благородством и сделать выбор в пользу благополучия, но в ущерб моральным принципам?..
Слайд 1 – тема урока М.А. Булгаков сделал свой выбор в пользу правды, когда, воплощая события гражданской войны в прозе и драматургии, выступил как честный художник, величайший гуманист, философ и мыслитель. В романе “Белая гвардия” он изображает интеллигенцию, втянутую в кровавый поток событий гражданской войны, и не идеализирует белое движение, пытаясь разобраться в том, что происходит с Россией и ее народом. Авторскую трактовку исторических событий Булгаков воплотил в слиянии мотивов разрушения семьи, дома, города, великой державы. Революция была для Булгакова одним из грандиозных, жестоких и мощных всплесков истории России. Писатель не пытается оценивать целесообразность или нецелесообразность революции. Ему важнее проанализировать то, что происходит с человеком, с его домом, со страной в вихре исторических событий, решить, что в этом мире вечно и что преходяще. Поэтому одной из проблем многопланового романа стала проблема нравственного выбора героев.
Слайд 2Был этот мир, и этот мир убит Беседа о семье Турбиных
Эта часть урока построена как повторение уже пройденного материала. Поэтому основная роль здесь отводится учащимся, в выступлениях которых звучит рассказ о мире семьи Турбинных.
Семья Турбиных, в которой так много от большой и дружной семьи Булгаковых, - это любимые герои писателя, его любовь, боль, путь к постижению современности. Их квартира становится художественным воплощением образа Дома. Изразцовая печка в столовой, которая “грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку”, часы, играющие гавот, “мебель старого красного бархата”, “кровати с блестящими шишечками”, “бронзовая лампа под абажуром” - это милые детали мирной жизни семьи. Саардамский Плотник, Капитанская Дочка, Наташа Ростова – не просто персонажи книг. Они воспринимаются как члены семьи, высокообразованной, живущей в соответствии с гуманистическими традициями русской классической литературы, с традициями мировой культуры. Ведь “лучшие на свете шкапы” для Турбиных – это шкапы с книгами, “пахнущими таинственным старинным шоколадом”…
Слайд 3Город Нравственный выбор Турбиных
Исторические события врываются в жизнь героев булгаковского романа. Разрушается мирная, привычная жизнь Города.
С помощью слайдов сравниваем две картины:
“Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром…”
“То не серая туча со змеиным брюхом разливается по городу, то не бурые, мутные реки текут по старым улицам – то сила Петлюры несметная на площадь старой Софии идет на парад…”
Слайд 4Каков нравственный выбор Турбиных?
Алексей
Смена портретов (актер Андрей Сергеев)
“Я не социалист…”
“Я убийца…”
Итак, мирная жизнь канула в безумии революции. И как же заманчиво было спрятаться в своем мирке, запереть дверь, повернуться лицом к окнам, уже задернутым кремовыми шторами, не слышать и не видеть того ужаса, что происходит в Городе и стране! Или бежать “крысьей побежкой на неизвестность от опасности”, как это сделал Тальберг! Выбор Турбиных другой.
Какая книга становится в эти дни настольной книгой Алексея? Почему он даже во сне спорит с одним из ее персонажей?
“Бесы” Достоевского; Алексей даже во сне пытается выстрелить в “кошмар”, который “глумливо” говорит: “…русскому человеку честь – только лишнее бремя”.
Объясните, почему Алексей идет в мортирный дивизион полковника Малышева. Какой поступок удивляет полковника?
Не может быть в стороне от схватки, стоять в стороне сейчас – это согласиться с кошмаром. Турбины не прячутся от событий, но руководит ими не ненависть к красным, а осознание трагедии своей родины. Они не отступаются от своих принципов, не меняют убеждений в угоду времени. Поэтому и удивляет полковника Малышева позиция Алексея Турбина: “Я… не социалист, а… монархист…”
Что тревожит и томит Алексея после ранения и болезни?
Алексей – гуманист, не прощающий себе смерти человека. “Я убийца. Нет, я застрелил в бою. Или подстрелил…”
Слайд 5Елена
Портрет
(актриса Ольга Остроумова);
слова молитвы
Как реагирует Елена на отъезд Тальберга?
“Ни звука не ответила Елена, потому что была горда”;
она – хранительница очага, ее место – рядом с мужчинами, защищающими Город.
Как растолковать сцену ее молитву за брата?
“Мать-заступница… Пожалей нас… Отымаешь, отымай, но этого смертью не карай… Все мы в крови повинны, но ты не карай…”
. Елена просит Божью Матерь и Её Сына спасти умирающего брата. И её молитва дошла по адресу: от неё протянулся “цепочный луч” прямо в сердце Елены, и Алексей Турбин, уже находившийся у порога смерти, выздоровел. Какие же проникающие слова произнесла эта женщина — слова, на которые не могли не откликнуться Мать и Сын? Она сказала: “...все мы в крови повинны”.
Осознание вины и покаяние — вот что побудило послать ей спасительный луч.
Слайд 6 –Николка Каков выбор Николки?
Николка мечтает о подвиге во имя Отечества. В этом он похож на героев Л.Н. Толстого. Семнадцатилетний Николка готов стоять за Город до конца. “Повинуясь телефонному голосу, унтер-офицер Турбин Николай вывел двадцать восемь человек юнкеров и через весь Город провел их согласно маршруту…”
В чем он видит свой долг после гибели Най-Турса?

Когда погибает его командир, полковник Най-Турс, для Николки делом чести становится найти и похоронить Ная, хотя для этого ему пришлось побывать почти в преисподней.
“Он умер…он умер, знаете ли, как герой… Настоящий герой…”
Слайд 7 –Малышев Нравственный выбор полковника Малышева
Как вы относитесь к тому, что Малышев распускает мортирный дивизион?
К этому поступку нельзя отнестись однозначно: как-то не вяжется такой поступок с понятием об офицерской чести. Поэтому закономерной представляется реакция на подобный приказ группы юнкеров во главе со Студзинским: “Господин полковник!.. Вы арестованы”.
А если посмотреть на это с общечеловеческой точки зрения?

Для гуманиста Булгакова свойственно трактовать поступок своего героя в соответствии с пониманием, что ничего нет бесценнее человеческой жизни; вот почему с болью и трепетом воспринимаются слова полковника, по возрасту годившегося своим подчиненным “никак не в отцы, а лишь в старшие братья”: “Дети мои!.. на свою совесть беру и ответственность все!.. Вас посылаю домой!!” А ведь за этим поступком – мужество человека и трагедия офицера.
Как сам Малышев оценивает свои действия в разговоре с Алексеем Турбиным?
“Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!”
Слайд 8 – Най-Турс Нравственный выбор Най-Турса
Расскажите о Най-Турсе. Чьи традиции продолжает Булгаков, создавая его образ
?
В разговоре о Най-Турсе, конечно, вспоминаем традиции Л.Н. Толстого.
“Часть полковника Най-Турса была странная часть. И всех, кто видел ее, она поражала своими валенками”. Най-Турс – “отец солдатам”. Он не просто заботится о своих подчиненных, обеспечив их валенками (а как иначе в тридцатиградусные морозы!), он совершает подвиг: спасает юнкеров в бою с петлюровцами на “мертвенном” перекрёстке Города, прикрывая их и сознательно принимая смерть. Для булгаковского героя нет иного выбора, чем сохранить жизни безусых юнцов, которые – и Най в этом уверен! – будут биться до последнего. Но никакая идея не способна оправдать гибель людей! В отчаянии полковник разводит руки, грозит небу и кричит в пустоту: “Ребят! Ребят!.. Штабные стегвы!...” К сожалению, в мировой истории чаще было наоборот, и человеческая жизнь стоила немного.
Слайд 9 – Позиция автора Позиция автора
Подводя итоги, попробуем определить позицию автора.
Булгаков ничего не упрощает в судьбах своих героев. При всем обилии офицеров, юнкеров оказалось невозможным собрать их в армию и дать достойный отпор Петлю...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.19 | Просмотров: 2159

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340