Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции
Автор(ы): Ширяева Нина Валентиновна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Право – одна из областей обществоведческого знания, наиболее широко представленная в ЕГЭ. Преподавание «Права» как самостоятельного отдельного предмета в классах социально-экономического профиля в течение 2 лет (10–11 классы) позволяет выпускникам школы значительно расширить объём знаний по вопросам правового характера, имеющихся в заданиях ЕГЭ. Но для выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию недостаточно только комплекса обществоведческих знаний. Хороший результат ЕГЭ может быть обеспечен только за счёт формирования компетенций – комплекса, связывающего воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Это требуется как при выполнении задач-заданий, при выполнении теоретических заданий, а также при написании эссе. Компетентностный подход признан ведущим в построении гражданского образования. Гражданская компетентность – это способность действовать в реальных ситуациях общественной жизни, включающая в себя исследовательскую компетентность, компетентность социального выбора, компетентность социального действия, коммуникативную компетентность и учебную компетентность. Гражданская компетентность способствует формированию активной гражданской позиции личности, способной брать на себя ответственность, участвующей в совместном принятии решений, регулирующей конфликты не насильственным путём. Необходимым условием формирования компетенций является наличие личного опыта человека по решению проблем того или иного вида. Этому способствует активное вовлечение учащихся в образовательный процесс через использование интерактивных методов обучения, к которым относится и проектная деятельность учеников. Как отмечает Н.Ю. Пахомова в пособии для учителей и студентов педагогических вузов «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», проектная деятельность «…позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки, а именно учить: – проблематизации (рассмотрению проблемного поля, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы); – целеполаганию и планированию деятельности; – самоанализу и рефлексии; – презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов; – умению готовить материал для проведения презентаций в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; – поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; – практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; – выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; – проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)». Поэтому важным этапом проектной деятельности является вводный этап, на котором формулируется проблема, определяются цели и задачи, организуются группы, планируется деятельность по решению задач, оговаривается продукт деятельности и форма презентации результатов деятельности. Поскольку, как отмечают А.Ю. Лазебникова и О.А. Котова в «Тематическом планировании уроков подготовки к экзамену» (изд-во «Экзамен», М, 2005), проблемной содержательной единицей, проверяемой в рамках ЕГЭ, является тема «Правоохранительные органы», я называю учащимся данную тему как проблемную для экзаменующихся. На этом же занятии я провожу мозговой штурм, позволяющий ответить на вопрос, почему задания, связанные с характеристикой работы правоохранительных органов, вызывают затруднения. Ученики называют среди них кажущуюся общеизвестность, приводящую к поверхностному отношению к теме, также отмечают отсутствие данной информации в учебнике Никитина А.Ф. «Правоведение 10–11 кл.», по которому работают учащиеся. Отмечают и недостаточную востребованность информации в конкретных жизненных ситуациях, которые чаще касаются дееспособного взрослого населения; профориентационная работа тоже даёт лишь поверхностную характеристику профессий юридического профиля. Отвечая на вопрос «Что делать?», мы определяем цель проекта – собрать и систематизировать материал об особенностях правоохранительной деятельности представителей юридических профессий (судья, адвокат, следователь, прокурор, нотариус, судебный пристав) в виде учебного пособия для учащихся старшей школы, который можно использовать и для подготовки к ЕГЭ, и для проведения профориентационной работы. Напомнив учащимся, что задача проекта – это организация и проведение определённой работы для поиска способов решения проблемы, я предлагаю им сформулировать задачи проекта. Среди задач учащиеся определили: – поиск и обработку теоретической информации о специфике той или иной юридической профессии; – встречу с представителями профессий, выявление психологических особенностей их деятельности, социального статуса; – изучение общественного мнения по оценке продуктивности их деятельности. На вводном занятии оговаривается и продукт деятельности – оформление информационного материала в виде реферата, включающего и процессуальное описание проекта. Форму презентации учащиеся определяют самостоятельно, но обязательным условием является приглашение представителя той или иной профессии. Сформировав группы по интересам, учащиеся включаются в поисково-исполнительский этап. В связи с тем, что ученики уже имеют навыки исследовательской работы, роли в группе они распределяют самостоятельно исходя из своих желаний, умений, навыков и возможностей. Ребята самостоятельно планируют работу, но учителю важно отслеживать её и направлять в нужное русло. С этой целью провожу консультации по графику и по необходимости учащихся. Если возникают проблемы с исследованием, предлагаю составить следующую таблицу: Какую информацию надо найти, как будет оформлен результат? | Кто будет этим заниматься и какова его роль? | Что для этого нужно сделать (что подготовить, какие ресурсы найти, куда пойти и т. д.)? | Когда это можно сделать? | | | | | В графе «Что делать?» могут быть следующие действия: – составить анкету; – выбрать респондентов, тех, кого нужно опросить; – выбрать время и место опроса, заготовить первые фразы для разговора; – провести опрос; – обработать данные; – написать отчёт, составить графики. На обобщающем этапе важно нау...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.20 | Просмотров: 1965
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|