Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Урок музыки в 5-м классе по теме Картины живописи – они безмолвные или звучащие?
Автор(ы): Жалимова Ирина Мегдятьевна, учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: расширение и углубление “ассоциативного поля” школьников. Задачи урока: - помочь учащимся почувствовать эстетическую значимость красоты природы в художественных образах (в музыке, живописи, поэзии);
- показать влияние на настроение человека звука, тембра, краски и слова;
- развивать музыкальное мышление и восприятие художественных образов, образных представлений;
- развивать детское творчество;
- воспитывать внутренний слух и внутреннее зрение.
Методы и приёмы: наблюдение, образное сопоставление, сравнение, самостоятельный поиск, творческая импровизация; художественное слово, показ рукой, голосом. Оборудование: - портреты Э. Грига, Левитана;
- картина Левитана “Вечерний звон”;
- детские рисунки к песне “Заход солнца”;
- треугольник; кисти – аппликации с итоговыми вопросами.
Ход урока - Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим наше путешествие, путешествие по увлекательному миру искусств! Мы будем путешествовать с музыкой, живописью и литературой. Будем с вами слушать и вслушиваться в эти виды искусств выражать свои мысли и чувства голосом, через исполнение на музыкальных инструментах. И всё это нам поможет ответить на главный вопрос: Картины живописи – они безмолвные или звучащие? Итак, в путь. - Какое удивительное время года сейчас. Весна. В природе всё оживает. Вот-вот появятся первые цветы. Вновь черным крестиком весна В полях бороздки вышивает, Ту зиму лютую она, Смеясь как будто, провожает. На завтра сменит черный цвет Зелёной гладью трав, росточков, И, бросит радостно окрест Цветные солнечные строчки. - Что же согревает природу весной? (солнце, тепло, свет). - И недаром, именно в апреле так много светлых праздников. Именно светлых! А какой праздник вам больше всего запомнился в апреле? (Пасха). - Вот ваши мамы напекли куличи. На столе – то заманчивое, которое хочется так взять вам? Что? (Это крашеное яйцо). - А знаете ли вы как это утро, утро пасхи, ваши родные отмечают? (Они отправляются в церковь). - И подходя к этому святому месту, что они слышат? (Колокольный звон). - Конечно колокольный звон! Ведь колокола – это русское чудо! А какое настроение выражает звон колоколов в это утро? (Праздничное, доброе, радостное, счастливое, мирное.) - А сейчас давайте послушаем и как бы подтвердим свои мысли. Постарайтесь стать частицей этого звона. (Слушание ростовских колоколов) - Вы были очень культурными слушателями. Я видела ваши внимательные глаза, а ваши мысли помогли прочувствовать торжественность этого праздника. Послушайте, как свои чувства выразил поэт А.Хомяков. И мощный звон промчался над землёю И воздух весь, гудя, затрепетал, Певучие, серебряные громы Сказали весть святого торжества. - Ребята, первая неделя после Пасхи называется светлой. Семь дней в храмах открыты колокольни, и каждый, особенно ребёнок, может подняться туда и позвонить в колокола. (Показ иллюстрации - дети играют на колоколах) - Вот и мы попробуем передать праздничное настроение через исполнение на колокольчиках. Кто хочет по желанию? (Исполнение) - Какое настроение передал твой колокольчик? (Весёлое, радостное) - Сейчас вы были хорошими слушателями и исполнителями на колокольчиках, а теперь посмотрите вот на эту картину. (Показ картины И. Левитана “Вечерний звон”) - Вглядитесь в неё. Что изображено на картине? (Ответы детей) - Вглядитесь в краски, оттенки этой картины. Какие они? (Мягкие, тёплые, приглушённые) - Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Докажите. (Ответы детей.) - Взгляните на небо, на нём мы видим отблеск солнечных лучей. Этот отблеск мы видим и на куполах церкви. Как вы думаете, а как будут звучать колокола этой церкви? (Волшебно, таинственно, мягко) . - Посмотрите, на переднем плане мы видим проплывающих в лодке людей после трудового дня. А могут ли они исполнять какую-либо песню, мелодию? - А какая она будет по характеру, настроению? (Мягкая, напевная, протяжная, плавная) - Малиновые звуки несутся над картиной Левитана, они охватывают просторы природы. Тихая, журчащая вода под ногами, проплывающие в лодке люди после трудового дня. Всё ясно, всё спокойно. Живопись затрагивает человеческую душу. Если бы вы были художниками, как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей) - Эта картина написана замечательным русским художником-пейзажистом Исааком Левитаном. И уже само название картины говорит о том, что он не только видел своё произведение, но и слышал его. А вот русский народ сочинил песню “Вечерний звон”. Сейчас мы послушаем её, а я попрошу вас мысленно перенестись в эту картину. <...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.20 | Просмотров: 2412
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|