Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Антропологическая ориентация образовательного процесса


Автор(ы): Рахимова Светлана Викторовна, учитель начальных классов

Антропологическая ориентация образовательного процесса

“Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесия в детском организме, ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наша русское. У нас покуда все внимание обращено единственно на учение, и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил ни в какой самодеятельной деятельности, даже в том, чтобы ясно и отчетливо передать хотя бы на словах, то, что они выучили или прочли; они рано делаются какими-то только мечтающими, пассивными существами, все собирающимися жить и никогда не живущими, все готовящимися к деятельности и остающимися навсегда мечтателями... развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность все понимать и обо всем мечтать (я не могу даже сказать – думать) и неспособность что-нибудь делать – вот плоды такого воспитания. (К.Д.Ушинский)
Сразу возникает вопрос: “Что можно и нужно изменить в современной школе, чтобы данная цитата могла считаться устаревшей?”
Современное российское образование развивается под воздействием целого ряда противоречивых тенденций – экономических, идеологических, общественных, иных. Отсюда – разнообразие определений и формулировок стратегических целей, содержания учебных программ, подходов к проверке качества образования и обучения. Сегодня в педагогической профессии доминирует “знаньевый” и антропологический подходы к пониманию сути педагогической деятельности.
Для педагога, живущего в рамках “знаньевого” подхода, профессиональной ценностью становятся объективное, точное знание и четкие правила его передачи ученику. Для учителей такого типа во все времена был актуален девиз “Знание – сила”, а любой результат процесса обучения или воспитания может быть оценен в системе “да – нет”, “знает – не знает”, “воспитан – не воспитан”, “владеет – не владеет”. При этом оценка качества знаний (поведения) переносится и на личность. В данном подходе всегда предполагается существование некоего внешнего, объективно заданного эталона (нормы, стандарта), по которому сверяется уровень обученности, воспитанности, профессиональной подготовки. Многообразными могут быть методики – от репродуктивных до интерактивных. Суть остается прежней: задача педагога – нахождение и передача алгоритма, позволяющего “завести” эталонное содержание в сознание и поведение ученика и обеспечить как можно более полное и точное его воспроизведение.
Коллектив нашей школы выбрал гуманистический, антропологический подход, где основной профессионально-педагогической ценностью становится определенный человек – его внутреннее пространство, специфика индивидуального процесса познания. Педагогический процесс в гуманистическом варианте богат импровизациями, построен по принципу диалога (полилога). Здесь не может быть однозначной нормативной истины, она всегда множественна.
Одна из основных идей гуманистического подхода – ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка. Это значит, что в гуманитарном пространстве учителю интересен любой ученик, каждый воспитанник, поскольку здесь важно не столько конкретное знание, но в первую очередь путь к нему, отношение, оценочное суждение. Знание о незнании и знание о неумении в гуманистическом педагогическом контексте обретают не карающую, а развивающую функцию.
Построение системы работы школы на основе антропологического подхода предполагает как минимум два важных шага. Первый шаг – проектирование образовательного процесса и образовательной среды школы на основе антропологических принципов: целостности ребенка в процессе образования, его собственной активности в освоении предлагаемого содержания, ориентации на развитие качеств и способностей человека как субъекта культуры. Второй шаг – построение системы деятельности всех специалистов школы на основе задач развития школы и ребенка и организация постоянного сотрудничества всех специалистов.
А 7 лет назад основной задачей участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов стала разработка образовательной программы. Мы считали, что образовательная программа начального общего образования должна создать такие условия, чтобы в процессе ее освоения ребенок смог:
  • осознать и принять ценности здорового образа жизни и регулировать свое поведение в соответствии с ними,
  • сформировать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром,
  • приобрести желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию,
  • развивать самостоятельность, инициативу, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Подсистема “образовательный процесс” представлена нами как система, состоящая из трех компонентов – содержание обучения, дополнительное образование, внеклассная и воспитательная работа. Связующей идеей для нас является идея приобретения ребенком способов деятельности, опыта творчества и эмоционально ценностного отношения действительности, к самому себе в процессе начального образования. Целостная по характеру образовательная программа стала индивидуальной образовательной программой для каждого ученика школы, поскольку она создает условия для решения личностью задач самопознания, самоопределения, самореализации и саморегуляции в той последовательности и такой интеграции, какие необходимы именно этому ученику.
Результаты освоения разработанной образовательной программы состоят из двух частей:
  • выполнение учащимися требований федерального образовательного стандарта,
  • приобретение ими творческой деятельности и эмоционально-творческих отношений.
В тоже время, создавая целостную образовательную систему, мы не всегда исходили из целостности и внутренней активности ребенка, поскольку, скорее всего, не были еще тогда к этому готовы.
Поэтому сегодня свою цель мы видим в создании такой школьной системы, в которой будет обеспечена целостность существования ребенка и поддержка его активности.
Целостность ребенка в школе – это представленность его как Человека в основных качествах человеческого существования, в системе школьных отношений и разнообразных видах деятельности. Мы выделяем следующие аспекты существования целостного “Я” человека:
  • знания, обязательные для усвоения;
  • мои физические возможности;
  • мои личные интересы;
  • мои способности;
  • мои ценности, моя картина мира;
  • моя деятельность;
  • мой внутренний мир.
Развитие каждой стороны “Я” человека связано с творческим освоением различных человеческих качеств и способностей. Мы выделили качественное содержание каждого аспекта.
Достижение целостности – это создание в рамках образовательного процесса и образовательной среды школы условий, позволяющих ребенку реализовать и развивать разнообразные стороны своего “Я”. Этому подчинены все аспекты предметов, технологии и методы обучения, стиль общения, система дополнительного образования, воспитательная и психологическая работа, оформление школьного пространства.
Переживание и проживание ребенком школьных ситуаций как целостных, в которых он может включаться всем своим человеческим потенциалом – важное условие успешности.
Не менее важной является реализация принципа активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции. Активность может возникать за счет разных источников: интереса к информации или способу действия, интереса к другим людям, потребности в самопознании, осознание значимости происходящего для себя или группы людей, своего настоящего или будущего и т.д. Главное, что эта активность даже если она умело создана извне, управляет ребенком изнутри, помогает ему преодолевать учебные трудности и идти к намеченной цели. Для нас сейчас важная педагогическая задача – “запуск” и поддержка внутренней активности ребенка в образовательном процессе.
Если все значимые стороны “Я” растущего человека будут в той или иной степени присутствовать в школе, то вместе с усвоением учебных знаний и умений будет, на наш взгляд, развиваться способность ребенка, понимать самого себя и других людей, строить свою деятельность, осознавая собственные цели, ставя задачи и контролируя ход их выполнения, будет формироваться этическая картина мира. Вся деятельность антропологически ориентированной школы разворачивается вокруг задач развития учащихся. Эти задачи формируются на основе эталонного портрета человека.
На основе этого портрета мы составили антропологический портрет выпускника начальной школы. (Приложение 1) Обозначим те качества, способности, умения, которые педагогический коллектив считает нужным “выращивать”, развивать, укреплять в учениках. В итоговом варианте модель будет содержать описания характеристик поведения, деятельности, общения.
Обеспечение целостности существования ребенка в школе и поддержка его активности требуют специальной – целенаправленной и продуманной – деятельности педагогов. Существуя в антропологическом подходе, педагог получает возможность постоянно обогащаться в профессиональном общении с учеником. Основной задачей педагога становится обеспечение свободы диалога. Диалог порождает вариативное видение мира, людей. Отсюда – любовь к любому ребенку; признание равенства людей в постижении мира. Для успешного ученика необходим у...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.20 | Просмотров: 1727

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!