Главная / Методические материалы / Администрирование школы

В помощь заместителю директора по проведению классно-обобщающего контроля в 5-х классах


Автор(ы): Лукина Татьяна Николаевна, замдиректора по учебно-воспитательной работе

В результате проведённого совещания при зам.директоре по проблемам преемственность, было отмечено, что качество знаний и успеваемость в 5-х классах стабильны. Соответствуют уровню 4 класса.
Однако состояние уровня тревожности перед опросом на уроке велико у большинства учащихся, имеются факты перегрузки домашнего задания. Всё это создаёт негативное отношение к предмету, к учителю, а значит к получению образования в целом, что может привести к снижению результатов обучения в 6ых классах.
Одним из предложений было провести классно-обобщающий контроль по следующей программе.
Программа проведения классно-обобщающего контроля в 5-х классах.
Цель:
  • Проверить уровень адаптивности методики преподавания к возможностям детей этого возраста.
  • Проверить сохранение качественного уровня выполнения образовательных стандартов учащимися 5-х классов;
  • Мотивировать учителей-предметников на изучение данных о выпускниках начальной школы;
Основную заботу составляют дети из группы риска с:
А) фонетико-фонематическим нарушением речи;
Б) нарушением общения;
В) пониженным уровнем развития познавательной активности;
Г) нарушением процессов возбуждения и торможения, неврологическими реакциями;
Д) пониженным уровнем вербального развития;
Е) низким уровнем школьной зрелости;
Ж) повышенным уровнем тревожности и т.д.
Формы посещения уроков:
  • Посещение всех уроков в одном классе в течение дня;
  • Посещение уроков у одного учителя в разных классах в течение дня;
  • Посещение отдельных уроков в одном классе в течение рабочей недели;
  • Посещение уроков у различных учителей в разных классах по одной теме;
  • Внезапное посещение уроков у отдельных учителей.
Содержание контроля:
1. Проверить расписание уроков в 5-х классах.
2. Проверить работу дополнительных, кружковых, классных часов.
3. Проверить систему работы классного руководителя, учителя – предметника по соблюдению учащимися правил внутреннего распорядка.
4. Анализ успеваемости, посещаемости, умений и навыков по четвертям, годам.
5. Учёт слабых и одарённых детей и система работы с ними (списки, график-расписание работы с ними)
6. Посещение и взаимопосещение уроков по графику.
Цели:
  • Оценить монологическое изложение материала учителем;
  • Оценить процесс взаимодействия учителя и учащихся при изложении им учебного материала;
  • Проанализировать эффективность форм обучения;
  • Проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости;
  • Проанализировать как учитель готовит учащихся к выполнению домашнего задания.
7. Психологу школы (в конце января) провести повторно, анкетирование учащихся, родителей с целью выявления уровня мотивации, тревожности по итогам классно-обобщающего контроля..
8. Срезы знаний. Цель: Проверить уровень адаптивности методики преподавания.
9. Проверка тетрадей. Цель: Проверить соблюдение единого орфографического режима, исключение перегрузок учащихся.
10. Провести итоговое совещание при завуче по итогам классно-обобщающего контроля, в феврале.
С целью ознакомления с этапами классно-обобщающего контроля, коллективу учителей, работающих в 5-х классах, предлагается примерный график посещения уроков и проверки документации.
дата № урок урок кл каб учитель Проверка документации Кл. руководит.Учит. Предм.
Памятки посещения уроков, так же раздаются учителям предметникам.
Цель: оценить монологическое изложения материала учителем.
Определение целей урока:
  1. достаточно чётко и понятно для учащихся;
  2. несколько расплывчато;
  3. остались неясны для учащихся.
Подобраны на основе учета:
  1. уровня обученности
  2. уровня обучаемости;
  3. доминирующих интересов и способностей учащихся.,
Умение вызвать интерес к теме:
  1. значение темы раскрыто убедительно;
  2. указывалось лишь на необходимость её изучения;
  3. значимость изучения темы никак не мотивировалось.
Раскрытие темы:
  1. структура изложения чёткая, смысловые части выделены и взаимосвязаны;
  2. общий план намечен, но переходы от одной смысловой части к другой остались неясными;
  3. трудно следить за развитием темы, основные мысли излагались непоследовательно.
Контакт между учителем и учащимися:
  1. контакт полный, все учащиеся внимательно слушали и работали;
  2. иногда учитель терял контакт с учащимися, они начинали отвлекаться;
  3. учителю не удалось установить контакта и взаимопонимания с учащимися.
Убедительность заключения:
  1. логично завершало и обобщало изложение;
  2. заключение “скомкано”;
  3. заключения не было.
Цель: Оценить процесс взаимодействия учителя и учащихся при изложении им учебного материала.
  1. Восприятие учителем эмоций учащихся (отмечает положительные и отрицательные эмоции учащихся, реагирует на них).
  2. Использование мыслей учащихся учителем (анализ высказываний учащихся, повтор или развитие их, корректировка или опровержение)
  3. Похвала или поощрение.
  4. Вопросы учителя к учащимся.
  5. Лекционное изложение (прямая передача информации).
  6. Указания и требования.
  7. Критика и авторитарность.
  8. Ответы учеников по просьбе учителя.
  9. Ответы ученика по собственной инициативе.
  10. Молчание (продуктивное, когда учащиеся заняты работой, или непродуктивное)
Вывод о том, какие взаимодействия (прямые или косвенные) были характерны для данного урока.
Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.
№п/п Программа посещения Анализ
1. Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д. Доступен ли темп изложения для слабоуспевающих учащихся.Проводит ли учитель работу над понятиями.
2. Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.Вовлекает ли учитель слабоуспевающих учащихся в беседу при усвоении нового материала. Выясняет ли учитель степень понимания материала слабоуспевающими учащимися, стимулирует ли вопрос учитель.Учитывает ли темп работы.
3. Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует ли на них внимание этих учащихся, чтобы предупредить их повторение другими учениками.
Цель: проанализировать как учитель готовит учащихся к выполнению домашнего задания.
  1. Ясность каждому ученику.
  2. Регламентированность и согласованность с таковыми других предметов.
  3. Установка на индивидуализацию.
  4. Возможность проверки задания.
  5. Ориентированность на самостоятельный поиск решения, на использование полученных ранее знаний и умений.
  6. Разумное многообразие заданий.
  7. Наличие в заданиях вопросов для повторения основополагающих знаний (установка на повторение давно пройденного материала)
  8. Предполагаемая преодолимая трудность в задании.
  9. Наличие фронтальных заданий.
  10. Введение инструктажа, алгоритма.
  11. Ориентация на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность.
  12. 12. Интересность заданий, занимательность.
  13. Оптимальность домашнего задания.
  14. Скоординориванность домашнего задания с заданиями других учителей (на других уроках).
  15. Включает дамашнюю работу над ошибками.
Расписание анализируется относительно соответствия требований СанПиНа. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002г №44 “О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02”.
Привожу извлечения по 5-м классам.
1. Соблюдение гигиенических требований к максимальным величинам образовательной нагрузки:
классы Максимально допуст...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.20 | Просмотров: 2471

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!