Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Экопроект В мире цветов
Автор(ы): Бурганова Татьяна Ивановна, воспитатель; Степаненко Ирина Георгиевна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проекты, на наш взгляд, - одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно - образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, повседневной жизни). Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Цветы - сама жизнь, насколько бедны, оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Человека окружает прекрасный и удивительный мир растений. Они положительно влияют на наше настроение, а правильно подобранные и размешенные со вкусом комнатные растения, создают психологически благоприятную среду, придают помещению своеобразный комфорт. На начало работы по проекту совместно с педагогом - экологом была проведена диагностика экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. Проведенное исследование показало, что высокий уровень знаний имеют 15 % детей, средний - 45% и низкий - 40% детей. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и комнатные растения). Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за комнатными растениями. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, нами был разработан и запущен исследовательски-творческий проект «В мире цветов» для детей среднего дошкольного возраста. Нашим детям Фея цветов прислала приглашение на бал. На который дети должны прийти в костюмах цветов и представить свой костюм в форме стихотворения, загадки, песни и т.д. Выявилась проблема у детей, что у них недостаточно знаний о цветах. Поэтому решили разработать проект «В мире цветов». Данный проект рассчитан на 6 месяцев, его участники - дети, педагоги, родители. Цель проекта: Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста и влиянием на эмоциональное состояние человека. Для реализации цели были выделены следующие задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о садовых и комнатных цветах. 2. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений. 3. Формировать навыки ухода за растениями. 4. Развивать любознательность и познавательную активность. 5. Пополнять сенсорные ощущения. 6.Формировать осознанно-правильное отношение к представителям растительного мира. На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа: - подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта; - подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры; - адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе; - разработаны занятия разных видов (первично-ознакомительные, углубленно - познавательные, интегрированные); - целевые прогулки по территории детского сада, экскурсии в цветочный магазин; - проведена игра с детьми на разрешение противоречий «Цветы: хорошо – плохо»; - подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты; - проведено родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность. Считаем, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, мы постарались создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделили на небольшие мини - центры: - уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений, два аквариума с рыбками и тритоном; - центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей; - центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания; - книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки; - игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре. При создании экологической среды в группе учитывались возраст детей, особенности физического и психического развития, познавательная активность, в том числе и двигательная, поэтому середина группы остается полностью свободной. Родители наших воспитанников приняли активное участие в реализации проекта. На родительском собрании мы познакомили их с целью и основными задачами проекта. На втором (деятельностном) этапе родители принимали участие в фотовыставке «Дети цветы жизни». Проявляя выдумку и фантазию, они представили свои работы, которые отличались красочностью и оригинальностью. Представляя своего ребенка в виде цветка, они рассказали о его характере, привычках. Вместе со своими детьми сочинили сказки, стихи и рассказы о цветах, которые впоследствии были оформлены в книжку «Я ромашкою родился», «Цветок любви». Совместная работа пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом. Свою работу с детьми мы строили на основе обучения, которое носит развивающий характер. Занятия проводим с использованием различных организационных форм обучения: коллективные, групповые, индивидуальные. Раз в неделю планировали занятие с использованием проблемных игровых ситуаций. Было проведено открытое занятие «Этот разноцветный мир», спортивное развлечение «Путешествие к Фее Цветов». Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы мы проводили с детьми игры «Собери цветы в вазу», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Разрезные картинки» и другие. Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строением цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов. Наблюдения дополняли экскурсией в цветочный магазин, просмотром видеофильмов, картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы, в результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, эстетические наслаждения красотой природы. В осеннее - зимний период дети имели возможность постоянно наблюдать за растениями в уголке природы. На протяжении года в природный уголок вносились привлекательные комнатные цветы, которые доступны и просты в уходе. В процессе наблюдений знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр.), строением и другими характерными особенностями. Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни. Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи: - Как доказать, что растениям нужен свет? - Нужно ли растениям тепло? - Предскажите, что получится, если растения оставить без воды? и т. д. Решение задач осуществляли в двух вариантах: а) дети проводили эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые знания; б) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили. Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности. Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, в совместном сочинительстве «Сказки о цветах», в драматизации, постановка спектакля «Радуга цветов». В группе были проведены конкурс рисунков «Мой любимый цветок», выставка букетов «Вальс цветов», «Бумажная оранжерея». На заключительном этапе был проведен праздник «Бал цветов», где дети совместно с родителями выбирали и изготавливали костюмы любимого цветка из бросового и подручного материала, потом представляли его на празднике в интересной форме (стихи, песни, танец и т.д.). На протяжении всего бала дети, участвуя в конкурсах, играх, импровизациях, показали хорошие знания о садовых и комнатных растениях, выражали свое отношение к цветам. Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительные результаты. Высокий уровень экологических знаний дошкольников вырос на 45% и составил 60%, средний снизился на 20% и составил 25%, низкий снизился до 15 %. Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.21 | Просмотров: 2230
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|