Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Навечно в сердце народа (к 120-летию Габдуллы Тукая) - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Навечно в сердце народа (к 120-летию Габдуллы Тукая)


Автор(ы): Хайдарова Рауфя Габдрахмановна, зам. директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Хайдарова Р.Г., заместитель директора по учебной работе по вопросам национального образования средней общеобразовательной школы №127 Приволжского района города Казани
Днем и ночью, в горе, в счастье
Я с тобой, родной народ.
Я здоров твоим здоровьем,
Твой недуг меня гнетет.
Ты венец всего земного,
Ты священен для меня,
Не продам за блага мира
Свой народ, язык и род,
Твой слуга покорный счастлив
Быть причисленным к тебе,
Быть твоим поэтом скромным–
Высший для меня почет,
Всей душой люблю народность,
Близок мне народный дух,
Дай мне радость: пусть народным
Мой народ меня сочтет!
О твоем мечтаю счастье,–
В мире нет мечты светлей,
Одержимость вдохновенья
В той мечте поэт найдет!
Я клянусь, что постоянным
Буду я в своих стихах,
Буду верен я народу–
И умру за свой народ.
В смертный час отдам я душу,
Только славу не отдам,
Ибо выбрал страшный жребий
Тот, кого забвенье ждет.
Пусть умру я, но оставлю
Имя скромное мое.
Подвиг мой, моя работа
Пусть всегда зовут вперед.
Я хочу, чтоб с уваженьем
Вспоминали обо мне,–
Только в этом вижу счастье,
Только эта цель влечет.
Я поведал жарким сердцем,
Как народ я свой люблю,
И меня он, твердо знаю,
Верным другом назовет.
Габдулла Тукай
1906 г.
(рисунок 1)
Великому Тукаю – сто двадцать лет. Уже сто двадцать! А вдуматься, так ему ведь до сих пор только двадцать семь! Он по-прежнему молод, по-прежнему в рядах бесстрашных борцов.
Великих народных поэтов выдвигают эпохи больших социальных подъемов. Творческий путь Тукая озаряло пламя освободительного движения начала ХХ века, когда на борьбу за свободу поднялись трудящиеся многочисленных национальностей страны. Эти бурные годы открыли путь таланту Тукая, сделали его поэтом больших тем и острых социальных эмоций, подлинным глашатаем народных судеб.
Тукай сыграл поистине выдающуюся роль в развитии татарской литературы. Без его имени и творческого наследия невозможно представить ни прошлого, ни настоящего нашей национальной культуры. В историю ее Тукай вошел как основоположник современного татарского литературного языка и как родоначальник новой литературы – литературы критического реализма. Величие Тукая определяется истинной народностью его творчества, силою художественного дарования. Талант великого поэта как бы омолодил многовековую татарскую поэзию – вдохнул в нее юношеский взлет мысли и свежесть чувств, внес в нее дыхание новой эпохи.
Родился Мухаметгарифович Тукаев 26 (14) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанского уезда ( рисунок 2). Отцом Тукая был мулла Мухамметгариф, матерью – Бибимамдуда Зиннатуловна. (рисунок 3), (рисунок 4). Рано потеряв родителей, маленький Габдулла изведал всю горесть сиротства – скитался по чужим углам в деревнях Училе, Сосна, Кырлай. (рисунок 5). С 1895 года жил в Уральске. Далекий степной город стал для будущего поэта своеобразным университетом. Здесь он учится в медресе, изучает языки: русский, арабский, персидский, турецкий; древнюю поэзию Востока, посещает русский класс. В библиотеке Пушкинского народного дома он знакомится с бессмертными творениями русских писателей. Под влиянием которых началось формирование его литературно-эстетических взглядов. В 1905 году он работает наборщиком русской газеты «Уралец», а через год – корректором, корреспондентом, фактическим редактором газет и журналов, издававшихся в Уральске на татарском языке. Журналистская деятельность Тукая начинается вместе с Камилем Мотыйги. В 1906-1907 годах они выпускают газету «Фикер» и журналы «Эльгасрельжадид» и «Уклар». ( рисунок 6). За короткое время имя Тукая становится известным далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Оренбурга, Казани.
Осенью 1907 года Тукай переезжает в Казань – «очаг науки, искусства и просвещения», знакомится с передовой татарской интеллигенцией. Одним из близких друзей Тукая был Фатих Амирхан, известный татарский писатель, который поддерживал молодого поэта в трудные минуты. История сохранила для нас фотографию, запечатлевшую Г. Тукая с Ф. Амирханом. ( рисунок 7). В Казани он живет в гостинице «Булгар». ( рисунок 8). Здесь он начинает публиковать свои произведения в демократической молодежной газете «Эль-Ислах». Гонорар в газете был очень мал, поэтому Тукай поступил экспедитором в издательство «Китап», где одновременно становится и корректором, и книгоношей, и подсобным рабочим.
Ни черные дни реакции, ни материальные лишения не сломили творческую волю поэта, он продолжает идти вперед. Он знает, что у него уже много врагов, и открыто, полным голосом говорит:
Не страшимся мы
вражьего злобного воя,-
Как в Рустаме,
Живет в нас отвага героя.
У поэта бывают
И горе, и грусть,
Он, как море,
А море не знает покоя.
Эта поэтическая программа воплощалась Тукаем в жизнь и в годы реакции. В этот период оружием его становится сатира. На страницах журнала «Яшен», а затем «Ялт-Йолт», который он начинает выпускать совместно с Ахметом Урманчиевым в марте 1910 года, он публикует десятки материалов, выступая как сатирик революционно-демократического направления. (рисунок 9).
Тукай откликается на самые актуальные и жгучие вопросы своего времени. Он выступает борцом против татарского буржуазного национализма. Особенно ярким является его патриотическое стихотворение 1907 года «Не уйдем». Это полный гражданской страсти ответ поэта татарским националистам и русским черносотенцам с их провокационными призывами о переселении татар в Турцию.
Тукай – поэт разностороннего дарования. Он – тонкий лирик, воспевающий радость большой земной любви, красоту природы родного края, свободу и равенство всех людей на земле. Вместе с тем он острый сатирик, выступающий против лжи и лицемерия правящего класса и духовенства. Вершиной сатирического творчества Тукая стала поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» (1908 г.), в которой он разоблачал старый прогнивший мир – оплот фанатизма и невежества. Как поэт-публицист, он откликался на самые актуальные вопросы времени.
Тукай - любимый поэт татарской детворы. На его произведениях «Водяная», «Кисонька», «Сказка о козе и баране», «Неожиданно» и многих других воспитывалось не одно поколение. (рисунок 10). Особую любовь снискала у читателей поэма-сказка «Шурале», где образы Родины и народа запечатлены в ярких, запоминающихся красках. Не случайно она переведена на многие языки, ее образы воплощены в музыке, живописи, балете, скульптуре.
Высоко ставил он звание поэта. Долг поэта – служение народу, а подвиг его – говорить правду. До конца жизни он оставался верным своему кредо, снискав в народе имя «Правдивый Тукай».
Жизнь его оборвалась рано. Умер он 15 апреля 1913 года в расцвете таланта. Каждый год в день рождения поэта у его памятника собираются любители творчества поэта. (рисунок 11).
Тукай и музыка
Тукай не мог не петь. В этом не надо убеждать – напевности, соразмерности, гармонии полна вся его поэзия, раскрытая навстречу музыке. Но все же, читая воспоминания современников поэта, еще раз удивляешься тому, как органично входила народная мелодия в его жизнь.
«Я с детства был певцом. И где бы я ни был, никогда не мог равнодушно слушать песни, - писал Тукай. – Из этой любви к песням, окрепшей в душе моей еще с детства, родилась во мне любовь к родному языку. Если бы не наши песни… разве я смог бы стать обладателем такого великого достояния, как любовь к родному языку».
Еще ребенком маленький Габдулла любил говорить, что он знает «все песни». И действительно, он знал многие. В его жизни песни звучали не столько в дружеском застолье, сколько в моменты погружения поэта в глубь самого себя. Тукай, одиноко сидящий на подоконнике, обхватив руками колени, прилегший отдохнуть на застеленный газетой редакционный стол, изливал в песнях свои горести. «Он был человек большой души. Когда радовался, пел от всего сердца. Если его одолевало горе, плакал от щемящей боли на душе. И радость, и слезы у него были искренние», - вспоминал М.Гафури.
Тукай высоко оценивал общественную роль музыки. Он был в зале, когда проходил первый литературно-музыкальный вечер в Уральске. Приветствуя новую форму творческой деятельности татарской интеллигенции, поэт писал: «Грешна музыка, вселяющая в души разврат, но похвальна музыка, зовущая к прогрессу и движению вперед… Одним словом, все, что необходимо для нации, - священное и благородное дело». Он сам был участником этих вечеров. 15 апреля 1910 года в Восточном клубе в Казани им была прочитана лекция «Народная литература». «Народные песни – это самое дорогое наследие наших предков. Да, это дорогое наследие, ценное наследие!» - говорил Тукай в лекции. Изданная отдельным сборником, она глубоко связана с брошюрой «Народные мелодии» («Одна из них как бы ключ к замку, а другая – замок к этому ключу», - говорил автор) и давно стала настольной книгой всякого исследователя, занимающегося татарским музыкальным фольклором.
Лекция вызвала целую дискуссию, которая прежде всего коснулась главных особенностей народной лирики и важнейших проблем развития народного творчества, одной из которых была проблема судеб фольклора в начале века. Ряд авторов выступили с утверждениями о том, что народное творчество, особенно песни, разрушаются, теряют свою былую прелесть. Но несмотря на подобные сетования скептиков, Тукай выразил твердую уверенность в том, что талант народа не иссякнет никогда, что прекрасные произведения фольклора будут создаваться и в будущем: «Булгарские города с их оригинальной архитектурой и булгарские деревни исчезли без следа, разрушились, будто их и не было. А наше драгоценное наследство – народные песни – и пушки не разбили, и стрелы не пронзили. Пережив многие беды и напасти, они, вопреки всем невзгодам, сохранились в памяти народа. Они живы и здравствуют, они всегда будут звучать».
Голос Тукая был услышан сразу же. С 11 лет, после знакомства с его лекцией, начал свою работу по собиранию, изучению и использованию жемчужин народной поэзии прекрасный знаток национального фольклора, известный ученый, драматург и поэт Н. Исанбет. Плодотворное продолжение традиций Тукая в обращении к народному творчеству показали Х. Такташ и М. Джалиль, Х. Туфан и С. Хаким.
Тукай глубоко постиг самую суть народной песни и помогал ощутить ее своеобразие многим музыкантам. Например, композитор А. Эйхенвальд вспоминает, как поэт, заинтересовавшись его работой в области татарского музыкального фольклора, чутко вслушивался в его обработки народных песен. По признанию композитора, Тукай ему объяснил и помог понять то, чего не дали ему ни знание европейской музыкальной техники, ни собственный опыт.
Позднее, закладывая основы национальной музыки, ее создатели опирались на идеи Тукая, претворяли в своем искусстве его этические и эстетические идеалы. Профессиональная татарская музыка унаследовала, прежде всего, его гуманистические идеи, его веру в духовные и созидательные силы народа.
«Тукаем татарской музыки» назвал поэт Адель Кутуй Салиха Сайдашева. Рождение Тукая – поэта было подготовлено всем историческим развитием национальной литературы. Он появился на почве, богатой литературными традициями. Сайдашев – композитор, не имея себе предшественников, начинал почти на голом месте. Его талант исторически не мог привести к такой концентрации профессионализма, такому творческому прозрению, как гений Тукая. И все-таки они стоят рядом и в истории культуры, и в душе татарского народа. Они открыли народу мир высоких и чистых идей, сделали его сопричастным прекрасному, потрясли его сердце. Их творчество, обращенное к народу, затронуло его самые сокровенные чувства, породило удивительно теплую ответную волну признательности и преклонения.
Первые татарские композиторы лично знали Тукая, помнили его стихи наизусть. Любовь к поэту они пронесли через всю свою жизнь, выразили ее в своей музыке. Вспомним «Марш Тукая» З. Яруллина или «Поэму памяти Габдуллы Тукая» М. Музафарова. Многие произведения татарских композиторов навеяны самими поэтическими образами Тукая. Это и опера А. Эйхенвальда по мотивам поэмы «Водяная», над которой он работал по совету Ф. Шаляпина, и незавершенная комическая опера Джавдата Файзи «Кисекбаш», либретто которой было создано самим композитором. Это такие яркие достижения татарской музыки, как симфоническая поэма «Кырлай» Н. Жиганова и балет «Водяная» А. Бакирова. Это гордость татарского народа – балет «Шурале» Ф. Яруллина. Это «Кисекбаш» Р. Губайдуллина и «Заколдованный мальчик» З. Хабибуллина.
На слова Тукая поются многие татарские народные песни. Именно они – «Родной язык», «Зиляйлюк», «Тафтиляу», «Аллюки» - первыми приходят на память, когда заходит речь о классических образцах татарского фольклора. Это удивительно глубокие, содержательные и высокохудожественные произведения. Но также бесспорно, что в татарском фольклоре немало напевов, ничуть не уступающих им по красоте и содержательности. Не умаляя достоинств мелодий «Родного языка» или «Тафтиляу», нельзя не признать, что такую огромную популярность они получили благодаря Тукаю. Его поэзия своим светом озаряет и возвышает эти прекрасные напевы.
Стихи поэта сами ложатся на музыку. Но к Тукаю непросто подступиться. Это требует высокого профессионализма, настоящего таланта. Тукая мало любить, сердца композитора и поэта должны биться в унисон. Заговорив с нами на музыкальном языке нашего времени, молодой, полный сил и надежды Тукай открыл нам доступ в свой внутренний мир.
Вступая на широкий путь освоения традиций поэта, его неисчерпаемого творчества, татарская музыка вбирает в себя новые жизненные соки.
«С Пушкина и Лермонтова беру пример»
«На небосклоне мировой поэзии он взошел крупной и яркой звездой, и, запрокинув голову, сразу увидишь эту звезду в созвездии Пушкина. Почему Пушкина? А потому, что многое роднит этих поэтов разных времен и разных языков, и вы услышите, как учащенно забьется сердце от этого родства» - так говорил о Тукае известный советский поэт Михаил Луконин.
Быть в созвездии Пушкина! Это была самая сокровенная мечта поэта. Еще на заре творчества в 1906 году он писал:
«Моя душа близка твоей, но как различны силы!
О, если бы такой талант судьба мне подарила!»
Источниками формирования литературно-эстетических взглядов Тукая, формирования его как поэта явились прежде всего национально-художественные традиции. Но очень внимательно Тукай изучал и опыт русских писателей, в особенности Пушкина и Лермонтова. Это была учеба принципиальная и целенаправленная.
Отношение Тукая к русским классикам, определенные этапы этого отношения можно проследить по высказываниям самого поэта. Имена Пушкина и Лермонтова он повторяет очень часто, все в новом и новом контексте своих лирических раздумий.
В самом начале творческого пути Тукай написал стихотворение – оду «Пушкину», где впервые открыто заявил о своей учебе у великого певца русского народа. Молодой поэт благодарит своего учителя за то, что он открыл ему дивный мир благородных чувств, мир новых идей и образов.
Я мудрость книг твоих постиг, познал источник сил я,
Вступил я в щедрый твой цветник, твоих плодов вкусил я.
«С Пушкина и Лермонтова беру пример, помалу карабкаюсь к новым высотам» - писал Тукай в стихотворении «Размышления одного татарского поэта».
Незадолго до смерти Тукай написал...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.21 | Просмотров: 1849

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340