Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Воспитание экологической культуры в историческом развитии русского народа
Автор(ы): Афанасьева Наталья Ивановна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - дать представление о полной взаимосвязи человека и природы;
- об ответственности за окружающий человека мир природы;
- показать детям, что человек – работник в царстве природы;
- учить детей выполнять законы природы;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром в историческом развитии российского общества;
- развивать у детей навыки общения со сверстниками, педагогами, природой, с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
- развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности учащихся.
Оборудование: магнитофон с записью вопросов для учеников; с голосами птиц в весеннем лесу; с записью слов об экологической тревоге; жетоны с названием команды для каждого члена команды; простой карандаш на парте каждого ученика. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 2. Введение в тему урока. Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики... Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите! 3. Работа по теме урока. Добрый день дорогие друзья! Прежде чем начать наше занятие я хотела бы, с вами познакомиться зовут меня Наталья Ибрагимовна. Сегодня мы проведем необычное занятие я расскажу вам как испокон русский народ относился к природе к родному краю и поэтому на мне национальный русский костюм. В нашем классе присутствует три команды, они будут бороться за право называть себя лучшими экологами класса: Росинка, льдинка, снежинка. Росинка Росинка дрожала на тонком листке, Речонка дышала, шурша в тростнике. В росинку гляжу я и вижу, что в ней Играет, ликуя, так много огней. Их еле заметишь, так малы они, Но где же ты встретишь такие огни? Льдинка Осторожная лисица Подошла к ручью напиться, Наклонилась, а вода Неподвижна и тверда. Снежинка Мы снежинки. Это мы — парашютики зимы. Это мы над вами кружим, это мы с ветрами дружим, Мы танцуем дни и ночи даже несколько недель! Наши танцы, между прочим, называются метель. Я буду отмечать правильные ответы крестиком. При подведении итогов по этим жетонам будет определена лучшая команда и лучший эколог класса и команды. Человек — он ведь тоже природа, Он ведь тоже закат и восход. И четыре в нем времени года, И особый в нем музыки ход. Каждый человек связан корнями с землей, на которой живет его семья, стоит родная улица, город, станица. Он должен осознавать себя частицей исторического наследия, а малая Родина отождествляться с Отечеством. Во все времена человек познавал себя через природу, отсюда он часто наделял ее характерными ему свойствами. Он одухотворял и придавал особую магическую силу солнцу, огню, земле, воде, верил разнообразным природным явлениям и процессам, покланялся животным. А значит, воспитывалась экологическая культура народа. 1) Ребята, что же такое экология? Что изучает наука экология? (Экология — это наука о добром соседстве человека и природы, о рачительном отношении человека к природе.) Кто такие экологи? Экологи – специалисты по охране природы. Что такое окружающая среда, природа? 2) Я хочу рассказать вам об обычаях и традициях, о той земле и природе, которая окружает меня с самого рождения. Трудолюбие является главной чертой в русских семьях. За детьми как правило закреплялись посильные обязанности. Для каждого возраста был четко определен круг работ. С 6-7 лет дети были помощниками при пахоте, бороновании, помогали сеять, полоть, поливать огородные культуры. Зимой детей брали в лес, где они стерегли лошадей, вместе со взрослыми заготавливали хворост, дрова. Девочек приучали к саду и огороду, к домашнему хозяйству. С 12 лет девочки умели печь хлеб. Мальчиков к различным сельскохозяйственным работам. С 10-11 лет мальчики участвовали в рыбалке. В труде ковалась сила, ловкость, умение справляться с трудностями, в том числе и с природными. Труд рождал достаток и радость. Пословицы гласили “Без труда и отдых несладок”, “Без труда нет добра!”, - внушали ребятам с детства. Много заповедей было связано с хлебом и землей, причем зачастую с ними напрямую увязывается жизнь и судьба человека. О земле говорили с уважением “Земля – матушка”, “земля – кормилица”. Грешно было бить палкой по земле, это все равно, что бить свою мать или отца. Давайте с вами тоже вспомним русские пословицы о природе. Что значит человек без трав и птиц? И без любви к пчеле жужжащей? Без журавля над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Садись на камень под сосну, Лесную слушай тишину: Журчит, лепечет ручеек О том, что путь далек-далек. Упала шишка, скрипнул сук, Жужжит, жужжит тяжелый жук, Листва рассказывает сны... Ты слышишь голос тишины. (Прослушивание записи голосов птиц) А теперь послушаем голоса детей и русские народные загадки , которые многие века передавались из поколения в поколение. Назовите, о чем говорят дети. Прослушивание магнитофонной записи голосов детей с вопросами для учащихся. Конкурс “Загадки” Голубой шатер весь мир накрыл. (Небо) Чего в решете не унести? (Вода) Не море, не земля. Корабли не плавают и ходить нельзя. (Болото) Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса) Ползет, ползет, иголки везёт. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух) Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь) Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка) Летит гонец из конца в конец. А кто его убьет тот свою кровь прольёт. (Комар) Очень часто русский народ в своих песнях воспевал красоту и величие русской природы, это калинка, березовый сок, соловьиная роща, во поле береза стояла, вижу чудное приволье, у дороги чибис, край родной на век любимый… сегодня к нам приехали гости, которые не только знают эти песни, но и умеют танцевать русские народные танцы… 3) С давних времен русский народ был очень наблюдательный и мог предсказывать погоду по приметам. Давайте вспомним русские на...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2045
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|