Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Воспитание экологической культуры в историческом развитии русского народа - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Воспитание экологической культуры в историческом развитии русского народа


Автор(ы): Афанасьева Наталья Ивановна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • дать представление о полной взаимосвязи человека и природы;
  • об ответственности за окружающий человека мир природы;
  • показать детям, что человек – работник в царстве природы;
  • учить детей выполнять законы природы;
  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром в историческом развитии российского общества;
  • развивать у детей навыки общения со сверстниками, педагогами, природой, с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
  • развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности учащихся.
Оборудование: магнитофон с записью вопросов для учеников; с голосами птиц в весеннем лесу; с записью слов об экологической тревоге; жетоны с названием команды для каждого члена команды; простой карандаш на парте каждого ученика.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
3. Работа по теме урока.
Добрый день дорогие друзья! Прежде чем начать наше занятие я хотела бы, с вами познакомиться зовут меня Наталья Ибрагимовна. Сегодня мы проведем необычное занятие я расскажу вам как испокон русский народ относился к природе к родному краю и поэтому на мне национальный русский костюм. В нашем классе присутствует три команды, они будут бороться за право называть себя лучшими экологами класса: Росинка, льдинка, снежинка.
Росинка
Росинка дрожала на тонком листке,
Речонка дышала, шурша в тростнике.
В росинку гляжу я и вижу, что в ней
Играет, ликуя, так много огней.
Их еле заметишь, так малы они,
Но где же ты встретишь такие огни?
Льдинка
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
Снежинка
Мы снежинки. Это мы — парашютики зимы.
Это мы над вами кружим, это мы с ветрами дружим,
Мы танцуем дни и ночи даже несколько недель!
Наши танцы, между прочим, называются метель.
Я буду отмечать правильные ответы крестиком. При подведении итогов по этим жетонам будет определена лучшая команда и лучший эколог класса и команды.
Человек — он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
Каждый человек связан корнями с землей, на которой живет его семья, стоит родная улица, город, станица. Он должен осознавать себя частицей исторического наследия, а малая Родина отождествляться с Отечеством.
Во все времена человек познавал себя через природу, отсюда он часто наделял ее характерными ему свойствами. Он одухотворял и придавал особую магическую силу солнцу, огню, земле, воде, верил разнообразным природным явлениям и процессам, покланялся животным. А значит, воспитывалась экологическая культура народа.
1) Ребята, что же такое экология? Что изучает наука экология? (Экология — это наука о добром соседстве человека и природы, о рачительном отношении человека к природе.)
Кто такие экологи?
Экологи – специалисты по охране природы.
Что такое окружающая среда, природа?
2) Я хочу рассказать вам об обычаях и традициях, о той земле и природе, которая окружает меня с самого рождения. Трудолюбие является главной чертой в русских семьях. За детьми как правило закреплялись посильные обязанности. Для каждого возраста был четко определен круг работ. С 6-7 лет дети были помощниками при пахоте, бороновании, помогали сеять, полоть, поливать огородные культуры. Зимой детей брали в лес, где они стерегли лошадей, вместе со взрослыми заготавливали хворост, дрова. Девочек приучали к саду и огороду, к домашнему хозяйству. С 12 лет девочки умели печь хлеб. Мальчиков к различным сельскохозяйственным работам. С 10-11 лет мальчики участвовали в рыбалке. В труде ковалась сила, ловкость, умение справляться с трудностями, в том числе и с природными. Труд рождал достаток и радость. Пословицы гласили “Без труда и отдых несладок”, “Без труда нет добра!”, - внушали ребятам с детства. Много заповедей было связано с хлебом и землей, причем зачастую с ними напрямую увязывается жизнь и судьба человека. О земле говорили с уважением “Земля – матушка”, “земля – кормилица”. Грешно было бить палкой по земле, это все равно, что бить свою мать или отца. Давайте с вами тоже вспомним русские пословицы о природе.
Что значит человек без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тишину:
Журчит, лепечет ручеек
О том, что путь далек-далек.
Упала шишка, скрипнул сук,
Жужжит, жужжит тяжелый жук,
Листва рассказывает сны...
Ты слышишь голос тишины.
(Прослушивание записи голосов птиц)
А теперь послушаем голоса детей и русские народные загадки , которые многие века передавались из поколения в поколение. Назовите, о чем говорят дети.
Прослушивание магнитофонной записи голосов детей с вопросами для учащихся.
Конкурс “Загадки”
  1. Голубой шатер весь мир накрыл. (Небо)
  2. Чего в решете не унести? (Вода)
  3. Не море, не земля. Корабли не плавают и ходить нельзя. (Болото)
  4. Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса)
  5. Ползет, ползет, иголки везёт.
  6. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух)
  7. Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)
  8. Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка)
  9. Летит гонец из конца в конец. А кто его убьет тот свою кровь прольёт. (Комар)
Очень часто русский народ в своих песнях воспевал красоту и величие русской природы, это калинка, березовый сок, соловьиная роща, во поле береза стояла, вижу чудное приволье, у дороги чибис, край родной на век любимый… сегодня к нам приехали гости, которые не только знают эти песни, но и умеют танцевать русские народные танцы…
3) С давних времен русский народ был очень наблюдательный и мог предсказывать погоду по приметам. Давайте вспомним русские на...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2045

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340