Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Экспериментальная деятельность Удивительная почва - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Экспериментальная деятельность Удивительная почва


Автор(ы): Лавриненко Надежда Васильевна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • Продолжать знакомить дате с почвой.
  • Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.
  • Выделить некоторые свойства песка и глины.
  • Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов. Развивать смекалку наблюдательность.
  • Воспитание интереса к неживой природе.
Предварительная работа:
  • Игры детей с песком, лепка из глины.
  • Труд на огороде, цветочной клумбе.
  • Ухаживание за цветочными растениями.
Чтение:
  • Э. Распэ “Приключения барона Мюнхаузена” - “Необыкновенный олень”.
  • Н. Сладкова “Земля солнечного огня”.
  • Н. Рыжова “Почва – живая земля”.
Материал:
  • Комочки сухой почвы.
  • Емкости с песком, глиной, водой.
  • Белый лист бумаги, палочки, лупы.
  • Свечка, стеклышко, сковородка.
  • Таблица “Почва”.
  • Иллюстрации подземных жителей.
  • Демонстрационный материал для показа сказки Н. Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.
Активизация словаря: почва, труха.
Литература:
  1. Журнал “Дошкольное воспитание” №8 2006 год. М. Костюченко “Экспериментируем”.
  2. Н. А Рыжова “Не просто сказки”.
  3. О. В. Дыбина “Неизведанное рядом”
  4. Л. В. Ковинько “Секреты природы – это так интересно”
  5. Н. В. Коломина “Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.
  6. В. И. Ковалько “Азбука физкультминуток для дошкольников”
Ход занятия
В. – Отгадайте загадку:
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут -
Я все терплю
И всем добром плачу.
Д.- Земля.
В. – Сегодня на занятии мы будем говорить о почве.
В. – Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?
Д.- Земля кормит и поит растения.
Д.- Земля нас кормит.
В. – Как она нас кормит?
Ответы детей.
В.- Как радует нас земля?
Д.- Цветами, зеленой травой.
В. – Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.
В. -Как называется такая почва?
Д.- Глинистая.
В. - Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Торф тоже богат перегноем, его привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения.
В. – Посмотрим таблицу “Почва в разрезе”.
В.- Какого цвета верхний слой земли?
Д.- Темного.
В. – Это плодородный слой земли.
В.- Какого цвета следующий слой земли?
Д.- Желтого.
В.- Как вы думаете, что это?
Д.- Песок.
В. – Дальше мы видим изображение подземных вод.
В. – Каким цветом изображена вода?
Д.- Голубым.
В.- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?
Д. – Рыжим.
В.- На таблице еще изображены те, кто в земле живут.
В.- Кто живет в земле?
Д. – Червяки, кроты, жуки.
В. – Отправимся в путешествие в подземное царство. Расскажите по картинке, что мы можем увидеть под землей.
Ответы детей.
Физкультминутка.
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
А теперь будем червячками.
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)
В.-
Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли. Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.
Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.
Опыт №1. Что спрятано в комочке?
В.
– Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.
В. – Какая земля в комочке?
Д.- Сухая, черная.
В.- Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.
В.- Скажите, что вы увидели?
Д.- В комочке есть трещинки.
В. – Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?
Д.- Корешки, камешки и т. д.
Опыт № 2. В земле есть воздух.
В.
- А воздух в земле есть или нет?
Ответы детей.
В.- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.
В. – Что вы наблюдаете?
Д.- Из комочка побежали маленькие пузырьки.
Д. – Это воздух поднимается из воды.
В. – Где же был воздух?
Д. – Воздух был в комочке земли.
В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
В.- Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?
Д. – В земле есть воздух.
Опыт № 3. Есть ли в почве вода?
В.
- Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?
Ответы детей.
В. – Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.
В.- В чистую сухую сковородку я положила, что?
Д. – Комочек почвы.
В. – Я зажгу свечку, и буду держать сковородку с почвой на огне.
В. – Что происходит с почвой?
Д. – Она согревается.
В. – Подержу над сковородкой чистое сухое стеклышко.
Через некоторое время показываю стеклышко детям.
В. – Что произошло со стеклышком?
Д. – Стеклышко запотело.
В. – Подержу стеклышко еще немножко. Что это за капельки появились на стеклышке?
Д. – Это вода.
В. – Сделайте вывод – есть вода в почве или нет?
Д. – Вода есть в почве.
В. – Изменяется ли цвет почвы после дождя?
Д. – Изменяется.
В. – Каким становится цвет?
Д.- Темным, черным.
Физкультминутка.
В.
– Про “Земелюшку – чернозем” есть хоровод. Исполним его.
В. – Рассмотрим через лупу песок. На что похожи песчинки?
Ответы детей.
В. – Похожи ли песчинки друг на друга?
В. – Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?
Д. – Лежат отдельно.
В.- Рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?
Д. – Нет.
В. – Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?
Д. - Можно.
Опыт № 4. Посади “дерево” в сухую глину, сухой песок.
В.
– Возьмите палочку правой рукой, левой рукой придерживайте баночку, чтобы она не опрокинулась. Посадите “дерево” в песок.
Дети выполняют задание.
В. – Вытащите палочку из песка. Посадите “дерево” в глину.
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.21 | Просмотров: 3162

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340