Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Экспериментальная деятельность Удивительная почва
Автор(ы): Лавриненко Надежда Васильевна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Продолжать знакомить дате с почвой.
- Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.
- Выделить некоторые свойства песка и глины.
- Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов. Развивать смекалку наблюдательность.
- Воспитание интереса к неживой природе.
Предварительная работа: - Игры детей с песком, лепка из глины.
- Труд на огороде, цветочной клумбе.
- Ухаживание за цветочными растениями.
Чтение: - Э. Распэ “Приключения барона Мюнхаузена” - “Необыкновенный олень”.
- Н. Сладкова “Земля солнечного огня”.
- Н. Рыжова “Почва – живая земля”.
Материал: - Комочки сухой почвы.
- Емкости с песком, глиной, водой.
- Белый лист бумаги, палочки, лупы.
- Свечка, стеклышко, сковородка.
- Таблица “Почва”.
- Иллюстрации подземных жителей.
- Демонстрационный материал для показа сказки Н. Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.
Активизация словаря: почва, труха. Литература: - Журнал “Дошкольное воспитание” №8 2006 год. М. Костюченко “Экспериментируем”.
- Н. А Рыжова “Не просто сказки”.
- О. В. Дыбина “Неизведанное рядом”
- Л. В. Ковинько “Секреты природы – это так интересно”
- Н. В. Коломина “Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.
- В. И. Ковалько “Азбука физкультминуток для дошкольников”
Ход занятия В. – Отгадайте загадку: Меня бьют, колотят, Ворочают, режут - Я все терплю И всем добром плачу. Д.- Земля. В. – Сегодня на занятии мы будем говорить о почве. В. – Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему? Д.- Земля кормит и поит растения. Д.- Земля нас кормит. В. – Как она нас кормит? Ответы детей. В.- Как радует нас земля? Д.- Цветами, зеленой травой. В. – Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины. В. -Как называется такая почва? Д.- Глинистая. В. - Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Торф тоже богат перегноем, его привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения. В. – Посмотрим таблицу “Почва в разрезе”. В.- Какого цвета верхний слой земли? Д.- Темного. В. – Это плодородный слой земли. В.- Какого цвета следующий слой земли? Д.- Желтого. В.- Как вы думаете, что это? Д.- Песок. В. – Дальше мы видим изображение подземных вод. В. – Каким цветом изображена вода? Д.- Голубым. В.- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина? Д. – Рыжим. В.- На таблице еще изображены те, кто в земле живут. В.- Кто живет в земле? Д. – Червяки, кроты, жуки. В. – Отправимся в путешествие в подземное царство. Расскажите по картинке, что мы можем увидеть под землей. Ответы детей. Физкультминутка. Вырос красивый цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и сиянье Дружно дают под землей корешки. А теперь будем червячками. Под землей червяк ползет, Делает он узкий ход, Чтоб в подземном царстве Лучше всем жилось, Чтоб в подземном царстве Лучше всем рослось. (Слова стихотворения сопровождаются движениями.) В.- Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли. Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой. Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы. Опыт №1. Что спрятано в комочке? В. – Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте. В. – Какая земля в комочке? Д.- Сухая, черная. В.- Посмотрите на комочек через увеличительное стекло. В.- Скажите, что вы увидели? Д.- В комочке есть трещинки. В. – Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? Д.- Корешки, камешки и т. д. Опыт № 2. В земле есть воздух. В.- А воздух в земле есть или нет? Ответы детей. В.- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. В. – Что вы наблюдаете? Д.- Из комочка побежали маленькие пузырьки. Д. – Это воздух поднимается из воды. В. – Где же был воздух? Д. – Воздух был в комочке земли. В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом. В.- Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть? Д. – В земле есть воздух. Опыт № 3. Есть ли в почве вода? В.- Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет? Ответы детей. В. – Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта. В.- В чистую сухую сковородку я положила, что? Д. – Комочек почвы. В. – Я зажгу свечку, и буду держать сковородку с почвой на огне. В. – Что происходит с почвой? Д. – Она согревается. В. – Подержу над сковородкой чистое сухое стеклышко. Через некоторое время показываю стеклышко детям. В. – Что произошло со стеклышком? Д. – Стеклышко запотело. В. – Подержу стеклышко еще немножко. Что это за капельки появились на стеклышке? Д. – Это вода. В. – Сделайте вывод – есть вода в почве или нет? Д. – Вода есть в почве. В. – Изменяется ли цвет почвы после дождя? Д. – Изменяется. В. – Каким становится цвет? Д.- Темным, черным. Физкультминутка. В. – Про “Земелюшку – чернозем” есть хоровод. Исполним его. В. – Рассмотрим через лупу песок. На что похожи песчинки? Ответы детей. В. – Похожи ли песчинки друг на друга? В. – Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились? Д. – Лежат отдельно. В.- Рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички? Д. – Нет. В. – Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу? Д. - Можно. Опыт № 4. Посади “дерево” в сухую глину, сухой песок. В. – Возьмите палочку правой рукой, левой рукой придерживайте баночку, чтобы она не опрокинулась. Посадите “дерево” в песок. Дети выполняют задание. В. – Вытащите палочку из песка. Посадите “дерево” в глину. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.21 | Просмотров: 3162
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|