Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок физики: Кипение - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Урок физики: Кипение


Автор(ы): Корнева Надежда Алексеевна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • добиться усвоения учащимися понятия кипения как второго способа парообразования;
  • дать сравнительную характеристику двум способам парообразования.
Вид урока: объяснительно-демонстрационный.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
  • Образовательные:
    • в ходе урока усвоение понятия кипение;
    • обеспечить продолжить формировать умение учеников применять основные положения М.К.Т. в объяснении физических явлений.
  • Развивающие:
    • формирование интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, делать выводы;
    • формирование общеучебных умений;
    • развитие самостоятельности;
    • развитие познавательного интереса.
  • Воспитательные:
    Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей:
    • познаваемость мира и его закономерностей;
    • причинно-следственные связи явлений.
Демонстрации:
  • наблюдение этапов кипения;
  • наблюдение зависимости температуры кипения от внешнего давления.
Оборудование: электроплитка, колба с водой, термометр для измерения температуры жидкости, штатив, стакан с водой, резиновая медицинская груша, пробка для колбы с отверстием, насос Комовского, стеклянный колпак с подставкой для демонстрации пониженного давления.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока. Учитель обращает внимание на эпиграф на доске:
Наблюдение и опыт являются основными источниками знаний при изучении физических явлений.

II. Опрос по домашнему заданию.

Учитель задает вопросы:
  1. Как называется явление превращения жидкости в пар?
  2. -Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.
  3. Какие два способа парообразования существуют?
  4. -Испарение и кипение.
    Учитель:
    Сегодня мы познакомимся со вторым способом парообразования - кипением. Для этого проведем эксперимент. Поставим на плитку колбу с водопроводной водой, опустив туда термометр, закрепленный на штативе. В процессе наблюдения продолжим отвечать на вопросы по домашнему заданию.
  5. Какое явление называется испарением?
  6. -Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
  7. Объясните механизм испарения с точки зрения М.К.Т.
  8. -Все тела состоят из молекул, которые непрерывно и хаотично движутся, причем с различными скоростями. Если “быстрая” молекула окажется у поверхности жидкости, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из жидкости. Все вылетевшие молекулы образуют пар. У оставшихся молекул при соударении друг с другом меняется скорость, и найдутся такие молекулы, которые могут оказаться у поверхности и вылететь из жидкости. Этот процесс непрерывен, поэтому жидкость испаряется постепенно.
  9. Почему испарение происходит при любой температуре?
  10. -Так как молекулы движутся при любой температуре.
  11. От чего зависит скорость испарения жидкости?
  12. -От рода вещества, температуры, площади поверхности, скорости удаления молекул от поверхности жидкости.
  13. Почему испарение происходит тем быстрее, чем выше температура жидкости?
  14. -Так как от температуры зависит скорость молекул.
  15. Как и почему зависит скорость испарения от площади поверхности жидкости?
  16. -Чем больше площадь поверхности ,тем большее количество молекул может вылететь из жидкости.
  17. Почему лужи быстрее испаряются в ветреную погоду?
  18. -Испарившиеся молекулы не могут возвратиться обратно в жидкость.
  19. Что называется конденсацией пара?
  20. -Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией пара.
  21. При каких условиях происходит конденсация пара?
-Когда пар становится насыщенным, то есть находится в динамическом равновесии со своей жидкостью.
Вернемся к нашему эксперименту и запишем этапы кипения, которые пронаблюдали:
  • Испарение с поверхности жидкости усиливается по мере увеличения температуры. Иногда может наблюдаться туман (сам пар не виден).
  • На дне и стенках сосуда появляются пузырьки воздуха.
Вопрос учителя:
Почему пузырьки воздуха появляются на дне и стенках сосуда?
-Сначала нагревается сосуд, а затем жидкость на дне и у стенок. Так как в воде всегда есть растворенный воздух, то при нагревании пузырьки воздуха расширяются и становятся видимыми.
  • Пузырьки воздуха начинают укрупняться, появляются по всему объему, причем в пузырьках будет не только воздух, но и водяной пар, так как вода начнет испаряться внутрь этих пузырьков воздуха. Появляется характерный шум.
Поясним это явление.
При достаточно большом объеме пузырька он под действием Архимедовой силы начинает подниматься вверх. Так как жидкость прогревается способом конвекции, то температура нижних слоев больше температуры верхних слоев воды. Поэтому в поднимающемся пузырьке водяной пар будет конденсироваться, а объем пузырька уменьшаться. Соответственно давление внутри пузырька будет меньше, чем давление атмосферы и столба жидкости, оказываемое на пузырек. Пузырек будет захлопываться. Слышен шум.
  • При определенной температуре, то есть когда в результате конвекции прогреется вся жидкость, с приближением к поверхности объем пузырьков резко возрастает, так как давление внутри пузырька станет равным внешнему давлению(атмосферы и столба жидкости). На поверхности пузырьки лопаются, и над жидкостью образуется много пара. Вода кипит.
Итак, признаки кипения:
  • много пузырьков лопается на поверхности;
  • много пара.
Условие к...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.22 | Просмотров: 1194

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340