Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Технология работы с учебным материалом по физике - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Технология работы с учебным материалом по физике


Автор(ы): Кислова Наталья Леонидовна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Введение.

Главная проблема перед подготовкой к экзамену по физике – как в достаточно краткие сроки изучить и запомнить большое количество информации.
В этом смысле физика – предмет, который дает много возможностей "сэкономить" память. Содержание курса легко структурируется, иначе говоря "раскладывается по полочкам". В шкафу, в котором все разложено по полочкам, легко найти нужную вещь. Если вы научитесь делать то же самое с информацией, успех на экзамене вам гарантирован.
В данном пособии учащимся и абитуриентам предлагается технология подготовки к экзамену по физике. Поэтому в пособии даны лишь конкретные рекомендации по изучению теоретического материала, запоминанию формул и определений, алгоритмы решения задач по механике, образцы структурно-логических схем. Автор не ставит перед собой целью решение большого количества задач, поскольку в настоящее время и так достаточно пособий по физике, в которых приводятся решения.
Надеюсь, что данное пособие будет интересно и начинающим учителям физики.

Как изучать теоретический материал.

1. Изучать теорию лучше всего блоками – "Кинематика", "Динамика", "Законы сохранения", "Основы МКТ", "Основы термодинамики", "Электрическое поле", "Постоянный ток" и т.д. Это позволяет не распыляться, лучше усваивать смысл явлений, законов и теорий, ориентироваться в буквенных обозначениях, так как в разных разделах физики разные величины могут обозначаться одной и той же буквой.
2. Желательно иметь под рукой не менее трех источников. У каждого автора, как правило, есть свои любимые темы, которые он излагает наиболее стройно и доступно. Наличие нескольких источников дает возможность лучше осмыслить детали, составить наиболее полное представление об изучаемом явлении. Кроме того, в разных источниках нередко используются разные буквенные обозначения одной и той же величины. Знание этой особенности не даст вам дезориентироваться при решении задач.
В качестве основного источника возьмите пособие того автора, логика и стиль изложения которого вам наиболее понятен.
3. После того, как определились с литературой, приступайте к изучению теории. Сначала ознакомьтесь с содержанием блока, внимательно изучите его, выписывая или отмечая (если это возможно) наиболее важную информацию.
4. Получив представление о том, какой объем информации вам надо запомнить, постарайтесь составить структурно-логическую схему или систематизируйте отобранный материал в таблицу. При этом перед вами встанет проблема сокращения намеченного "минимума". Сделайте это за счет текстовой информации, заменив ее рисунками, схемами, графиками. В текстовом конспекте ориентироваться сложно, а графика "разгрузит" конспект и "включит" зрительную память.
К сожалению, размеры данной статьи не позволяют показать, как “отсеивается” информация для единой “шпаргалки” по данному разделу.
Очень важно, чтобы таблица или структурно-логическая схема поместились на одной стороне листа – в этом случае вы будете видеть всю информацию сразу (см. приложение). Ведь по карте легче и быстрее определить направление к цели, нежели искать ее, блуждая по улицам города наугад.
5. Не огорчайтесь, если стройная картина не получится сразу. Не ленитесь доводить ее до совершенства. После того, как приобретете навык и найдете удобную для вас форму и структуру конспекта, дело пойдет быстрее. Ко всему прочему, в процессе поиска вы лучше усвоите тему.
6. Составив структурно-логическую схему, попробуйте рассказать вслух "зашифрованный" вами материал. Если при воспроизведении вслух возникают проблемы, значит, вы недостаточно логично построили схему, плохо продумали символы перехода от одного блока к другому. Устраните недостатки, еще раз расскажите тему и переходите к решению соответствующих задач.
7. Пусть вас не пугает кажущаяся трудоемкость подобного подхода. Помучаетесь над двумя-тремя темами, а дальше все пойдет как по маслу. Уже в процессе чтения вы начнете выделять главное и одновременно компоновать материал. К тому же вы обязательно найдете свои приемы, которые позволят вам еще быстрее подготовиться к экзамену не только по физике, но и по другим дисциплинам.
8. Тем учащимся, у которых преобладает образное восприятие информации, трудно будет делать логические построения. Предлагаю им для начала изучить логику авторских структурно-логических схем и таблиц. Это не столь эффективно, как самостоятельно составленная шпаргалка, потому что многие детали останутся для вас "за кадром", но это сэкономит время.
9. При изучении, отборе и систематизации материала удобно пользоваться обобщенными планами. Это сужает границы поиска нужной информации. Такие планы можно найти в некоторых учебниках. Вот один из вариантов. [1].
Обобщенные планы.
Физическое явление
1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается или определение явления.
2.Условия, при которых протекает явление.
3. Связь данного явления с другими.
4. Объяснение явления на основе научной теории.
5. Примеры использования явления на практике.
Физический опыт
1. Цель опыта.
2. Схема опыта.
3. Условия, при которых осуществлялся опыт.
4. Ход опыта.
5. Результат опыта.
Физическая величина
1. Явление или свойство тела, которое характеризует данная величина.
2. Определение физической величины.
3. Формулы, связывающие данную величину с другими.
4. Единицы величины.
5. Способы измерения величины.
6. Направление (для векторных величин).
Закон
1. Формулировка и математическое выражение закона.
2. Опыты, подтверждающие справедливость закона.
3. Примеры проявления закона на практике.
4. Границы применимости закона.
5. Следствия закона.
Физическая теория
1. Основные понятия, положения, законы, принципы в теории.
2. Опытное обоснование теории.
3. Основные следствия теории.
4. Практическое применение теории.
5. Границы применимости теории.
Прибор, механизм, машина
1. Назначение устройства.
2. Схема устройства.
3. Принцип действия устройства
4. Применение и правила пользования устройством.
10. Научитесь читать формулы. Это избавит вас от необходимости выписывать и заучивать определения величин и формулировки законов.
Формула – это определение или закон, записанные с помощью буквенных обозначений физических величин. А в любом определении можно выделить ключевые слова и слова уточняющие.
Физические формулы можно разделить на 2 группы – дадим им условное название "формулы-определения" и "формулы-законы". Для каждой группы характерны свои ключевые слова, а уточняющие подскажет здравый смысл, даже если вы забыли определение учебника.
11. Определяйте принадлежность формулы к той или иной группе в процессе изучения материала и сразу же "сортируйте" их на отдельном листе. Например:
Формулы-определения Формулы-законы
Ключевые слова …– это векторная (скалярная) физическая величина, равная отношению (произведению)…… – это физическая величина, показывающая… … прямо пропорционально (величине)…… обратно пропорционально (величине)…
… равно произведению…
Формулы
12. Смиритесь с тем, что буквенные обозначения физических величин и формулы придется запоминать. Знание формул позволит решить еще одну проблему – избавит от страха забыть размерность. Ведь производные единицы физических величин в СИ устанавливаются из основных единиц с помощью соответствующих зависимостей. Например, ускорение определяется по формуле . Скорость измеряется в СИ в м/с, время – в секундах. Следовательно, единицей ускорения будет .
13. Международная система единиц (СИ) состоит из трех групп единиц – основных, производных и дополнительных. Чаще всего мы используем единиц первых двух групп. Основных единиц всего семь. Их необходимо помнить наизусть.
14. Знание единиц и буквенных обозначений может вывести вас на формулы физических величин. На любом экзамене вам дадут возможность пользоваться справочными таблицами. Если вы, например, забыли формулу количества теплоты, необходимого для нагревания тела, то по размерности удельной теплоемкости, указанной в таблице или условии задачи, можно восстановить формулу: => .
15. Опыт преподавания в школе показывает, что у учащихся часто возникают трудности с переводом кратных и дольных единиц в основные и наоборот. Рекомендуется выучить наизусть приставки для образования кратных и дольных единиц и соответствующие множители. А далее просто замените приставку соответствующим множителем и наоборот:
3,5 кН = 3,5 . 103 Н;
75МПа = 75 . 106 Па;
64мН = 64 . 10-3Н;
9 нКл = 9 . 10-9 Кл.

Общие рекомендации по решению задач по физике.

1. Исследование вопроса задачи.
Внимательно прочитайте условие задачи и постарайтесь понять, что от вас требуется. Вопрос может быть задан в неявной форме. В этом случае необходимо подумать, какую физическую величину надо найти, чтобы на него ответить.
2. Анализ условия задачи.
На этом этапе необходимо:
  • выяснить сущность физических явлений, о которых говорится в задаче, определить взаимосвязь между отдельными явлениями;
  • зафиксируйте отдельные состояния системы, проследите за изменением ее параметров;
  • проанализируйте график, схему, чертеж, рисунок, если они имеются в задаче;
  • постарайтесь определить, какие законы, правила, формулы можно применить в данной ситуации.
  • выясните содержание неизвестных или малопонятных вам терминов, которые употребляются в задаче.
3. Запись условия задачи.
Данные задачи записывайте в традиционный столбик (это не принципиально, но так договорились физики), предусмотрите при этом место для записи табличных данных.
4. Перевод единиц величин в СИ.
Приучите себя обязательно выполнять перевод единиц величин в СИ. На экзамене, волнуясь, вы можете забыть об этом, если процедуру перевода единиц не отработаете до автоматизма. К тому же это хорошая тренировка для запоминания приставок и соотношения между различными единицами.
5. Выполнение чертежа, схемы, рисунка. (Этот пункт иногда удобнее выполнять при анализе условия).
Практически все задачи по физике решаются с рисунком. Не всегда удается сразу выполнить правильный рисунок, поэтому рисуйте задачу даже тогда, когда задача самая элементарная. Со временем натренируетесь, и вам под силу будут даже сложные ситуации. Тела, о которых идет речь в задаче, изображайте условно в виде кружочка или квадратика, переходы системы из одного состояния в другое можно показать стрелкой, начальное состояние изобразите пунктирной линией, конечное – сплошной. Отразите на рисунке данные задачи в буквенных обозначениях, неизвестное обозначьте вопросительным знаком.
Создание рисунка позволит вам обнаружить детали, которые остались незамеченными при анализе условия задачи.
6. Решение задачи.
Решение большинства задач средней сложности удобно начинать с записи формулы (закона), из которой вы собираетесь выразить искомую величину. Записав ее, еще раз посмотрите на данные в вашем условии – какие величины, необходимые для расчета, вам известны, а каких не хватает. Подумайте, какие законы, правила вы еще можете использовать. Помните, что число уравнений должно быть равно числу неизвестных.
Задачи по физике принято решать в общем виде. Это означает, что вы должны последовательно исключить из ваших уравнений "ненужные" вам неизвестные, производя математические преобразования до тех пор, пока не выразите искомую величину через известные величины.
7. Проверка по размерности.
Очень важно именно на этом этапе проверить ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.22 | Просмотров: 1608

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340