Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Методическая разработка открытого урока по теме Преобразование информации путем рассуждений
Автор(ы): Ясеновская Любовь Николаевна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Обучающие: - расширить представления о задачах обработки информации;
- дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.
Развивающие: - развивать у учащихся логическое, нестандартное мышление, память, интерес к предмету;
- способствовать формированию ключевых понятий;
- активизация творческой деятельности;
- выполнение заданий творческого характера, требующих системного, исследовательского подхода к решению проблемного вопроса.
Воспитывающие: - воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- воспитание умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Основные понятия: - входная информация;
- выходная информация;
- логические рассуждения.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала. Структура урока: - Организационный момент.
- Разминка.
- Опрос пройденного материала.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Итог урока.
- Задание на дом.
Ход урока 1. Организационный момент. 1. Отметить отсутствующих. 2. Итак, вы находитесь, в кабинете информатики повторим технику безопасности в кабинете, (приложение 1.) (Во время демонстрации слайдов, учитель сначала показывает слайд, дети отвечают, что он обозначает и лишь, потом показывается текст.) 3. Объявить тему занятия. Тема сегодняшнего нашего занятия “Преобразования информации путем рассуждений”. Объявить цели занятия. На этом занятии нам необходимо расширить представления о задачах обработки информации. Дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации. Объявить план занятия. Нашу работу мы построим следующим образом. Сначала проведем “Разминку”, где вы проследите связь информатики с другими предметами. Затем проверим домашнее здание. После чего мы с вами перейдем к изучению нового материала, его обязательно закрепим решением задач. В течение всего урока будет учитываться активность на уроке. Правильность и логичность рассуждений. За что вы получите оценки. И в конце урока мы подведем итоги нашего сегодняшнего урока. 2. Разминка. Итак, вы любите путешествовать? Ну, тогда поехали! (приложение 2.) 3. Проверка домашнего задания. Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы. Одна выполняет тест на компьютере (приложение 3), вторая отвечает на вопросы. Затем меняемся. Вопросы: - Привести примеры обработки информации, ведущие к изменению её формы, но не содержания;
- Привести примеры обработки информации, ведущие к изменению её содержания, к получению новой информации;
- Можно ли утверждать, что для успешного решения математических задач достаточно знать все изученные формулы, а рассуждать логически не обязательно? Приведите примеры.
- Какие математические формулы должен знать человек, занимающийся ремонтом квартиры?
- Нужны ли при решении житейских задач знания, полученные вами в школе?
4. Объяснение нового материала. На прошлом уроке мы с вами подробно рассмотрели, как можно обрабатывать информацию, изменяя её форму, но не содержание. Рассмотрели случаи, когда в результате обработки возникает новая информация. Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. При этом вы задействуете не только знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт. В качестве примера рассмотрим следующую задачу. (Демонстрация слайда.) (приложение 4) Слайды 1, 2, 3. Задача 1. На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде (кроме разумеется минеральной воды). Если стакан поставить между чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито. Решение: Для удобства рассуждений пронумеруем места сосудов. А теперь будем вместе рассуждать. Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка, соответственно, - на место 4), так как на месте 2 он будет между минеральной водой и еще чем-нибудь. Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сделать вывод, что в стакане находится кофе. Молоко из условия задачи, во-первых, рядом со стаканом, во-вторых, рядом с сосудом с квасом. Значит, в кружке находится чай, в чашке – молоко, в кувшине – квас. Задача решена. Не менее интересна следующая задача. (Демонстрация слайда.) (приложение 4). Слайды 4 и 5. Задача 2. Возле школы растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев, самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя? Решение: Здесь решение надо построить следующим образом. Обозначим деревья соответственно с, б, л, т, е, к. Тогда исходные данные задачи можно будет записать так: б< т, л >к, с < е, л <б, с >т. Следовательно, к <л< б< т< с< е. Таким образом, самое высокое дерево – ель, а самое низкое - клен. Задача решена. 5. Закрепление. Открыли учебники на странице 61, будем выполнять №8. Результаты рассуждений при решении задач бывает удобно фиксировать с помощью таблиц. Задача №7 (У). (приложение 4). Слайды 6, 7, 8. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по истории, информатике, математике, литературе и географии. Известно, что: 1) Победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере; 2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой; 3) Саша всегда побаивался истории; 4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; 5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике; 6) Аня сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу. Победителем, какой олимпиады стал каждый из ребят? Проставляя “минусы” и “плюсы” заполняем таблицу. Из первого и второго пункта следует, что Аня, Саша, Лена и Вася не могут быть победителями по информатике(ставим “минусы” в соответствующих ячейках). Соответственно Мише “плюс” по информатике и “минус” по остальным предметам. Ане “минус” по литературе. Саше - по истории. Лене и Саше по математике и литературе. Следовательно, у Саши осталась одна ячейка география, ставим в ней “плюс”. А остальным по линии географии ставим “минусы”. Тогда Лена – победитель по истории. Проставляя всем “минусы” по истории. Получаем, что Аня – победитель по математике, а Вася по литературе. Предмет | Аня | Саша | Лена | Вася | Миша | История | - | - | + | - | - | Математика | + | - | - | - | - | Информатика | - | - | - | - | + | Литература | - | - | - | + | - | География | - | +<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.22 | Просмотров: 1872
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|