Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Экологическая сказка в работе с дошкольниками - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Экологическая сказка в работе с дошкольниками


Автор(ы): Путевская Марина Николаевна, старший воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В нашем детском саду идет углубленная работа по экологическому воспитанию детей. Коллектив педагогов детского сада считает, что именно интегрированный подход к экологическому воспитанию детей наиболее полно помогает формировать у них систему достоверных знаний о природе, элементарные нормы экологически грамотного поведения в природе. Мы используем разные формы работы с детьми: наблюдения и опыты, экскурсии в природу, экологические занятия, досуги и праздники.
Особый интерес воспитатели детского сада проявляют к совместному с детьми сочинению рассказов и сказок о природе: “Мой домашний любимец”, “Лесные истории”, “Про птичку зимой” (к экологической акции “Птичку жалко!”) и др.
Старший воспитатель ДОУ Путевская М.Н. также увлеклась творческим процессом сочинения сказок, разработала сценарии экологических сказок, которые дети разыгрывают как мини- спектакли.
Сам процесс сочинения и драматизации сказок - очень увлекательное и поучительное занятие. Экологические сказки способствуют закреплению у детей знаний о природе, природоохранных правилах в игровой форме, без нарочитой назидательности. У детей - артистов они развивают исполнительские способности - выразительную речь и движения, эмоционально раскрепощают детей.
В содержании ряда наших сказок отражаются природные явления, жизнь растений и животных в разные сезоны. Для этого мы используем форму сказок-путешествий, где в роли главных героев выступают одушевленные Ветерок, Снежок, Ручеек. К примеру, в сказке “Путешествие Ветерка по осеннему лесу” любопытный Ветерок отправился путешествовать по осеннему лесу, встречал на своем пути разных животных, которые рассказывали ему, как они к зиме готовятся. А не менее любопытный Ручеек в сказке “Как Медведь чуть весну не проспал” путешествовал уже по весеннему лесу, встречал птиц и зверей, занятых весенними хлопотами, вместе с ними будил от зимней спячки медведя…
В наших сказках герои-животные Заяц, Лиса, Волк, Медведь и др. раскрывают свои характерные черты, как в реалистических, так и волшебных условиях. Так в зимней сказке “Саша и медведь” Медведь, в берлогу к которому провалился незадачливый мальчик Саша, зло рычит, как настоящий медведь-шатун, но впоследствии извиняет нарушителя и позволяет себя заново уложить спать.
Дети-артисты особенно любят участвовать в сказках с волшебными персонажами. Так Добрая Фея, Капризная принцесса, Морской царь, Доктор Айболит принимают активное участие в решении проблем охраны природы – защищают ели от вырубки, окружающую среду (лес, море синее) от загрязнения.
Как и все сказки на свете, наши сказки учат добру. И добро всегда побеждает зло! К примеру, Доктор Айболит с помощью собаки Аввы прогоняет из леса противную “Кучу мусора”, Царь морской заставляет невоспитанных пиратов, загрязнявших воду, собрать мусор. А коварная баба Яга из сказки “Гуси-лебеди на новый лад” сама отпускает Машу и Ваню домой, потому, что дети пожалели ее и с помощью лекарственных трав облегчили зубную боль. В сказке “Приключение Воробушка” дети очень трогательно играют сцену спасения Воробушка, замерзающего от холода и голода в зимнем лесу. Таким образом, средствами “волшебного мира театра” мы говорим с детьми о серьезных вещах, учим осознанному, нравственному отношению к природе.
Привлекая детей к театрализованной деятельности, мы наряду с развитием их исполнительских способностей, развиваем способность свободно держаться при выступлении. Предоставляем небольшие по объему роли застенчивым, робким детям. Если ребенок пока не берет на себя роль, даем ему возможность выступить в музыкальных пластических этюдах, изображая осенний листок, снежинку и т.п. Таким образом, стремимся обеспечить активное участие в театрализованной деятельности каждого ребенка.
Зрителями наших сказок являются дети , сотрудники , родители нашего сада, школьники, воспитанники других детских садов. И зрители, и артисты получают большое удовольствие от театрализованной деятельности.
Сказки имеют доступное содержание, небольшие по объему, рассчитаны на детей 5-7 лет. Приурочиваем их к различным праздничным датам (как часть праздничного утренника), экологическим акциям, проходящим в детском саду.
С 2004г. наши воспитанники участвовали в постановке следующих авторских сказок:
1.“Путешествие Ветерка по осеннему лесу”
2. “Дружба насекомых”
3.“Путешествие Снежка по зимнему лесу”
4. “Две Елочки”
5.“Саша и Медведь”
6. “День рожденья Белочки”
7.“Как Медведь чуть весну не проспал”
8.“Приключения в подводном царстве”
9. “Как зверята лес от мусора спасали”
10.“Гуси - лебеди на новый лад”
11.“Приключение Воробушка”
12.“Семеро козлят на новый лад”
Предлагаем сценарий сказки “Семеро козлят на новый лад”, которую дети подарили любимым мамам и бабушкам на 8 Марта.

Экологическая сказка “Семеро козлят на новый лад”

Действующие лица:
Волк, Коза, Лиса - взрослые.
Семеро козлят - дети.
Сцена изображает весенний лес, в углу сцены - избушка Козы.
Сцена первая.

Под музыку появляется Волк.

Волк
(воет) У-у-у! Как есть хочется. (Оглядывается). Уже весна в лесу. Снег тает, проталины появились. Нет ли здесь чего съестного? ( роется, находит шишку, грызет, бросает) У-у-у!
Живот от голода совсем подвело.
Под музыку появляется Лиса (поет, пританцовывает)
Лиса.

А я хитрая лисичка
Рыбку раздобыла,
Обманула мужичка,
Ах, как это мило!
Умная, красивая рыжая головка.( гладит себя по голове)
Обманула, обхитрила, провела всех ловко!
Волк. Здравствуй, Рыжая!
Лиса. Здравствуй, Серый.
Волк. (принюхивается ) Съестным, рыбой пахнет…
Лиса. (прячет остатки рыбы за спину) Да померещилось тебе.
Волк . А это разве не рыбий хвост? ( вырывает рыбий хвост, моментально проглатывает) Опять в деревне была? Поделись рыбкой, кума!
Лиса. Еще чего! Сам налови.
Волк. Как же я наловлю? Лед- то на реке тонок, тает, того гляди, ступишь на него и в ледяную воду провалишься.( с угрозой наступает на лису) Да и есть у меня один знакомый волк без хвоста… Не ему ли ты насоветовала хвостом в проруби рыбу половить?
Лиса. (Миролюбиво) Ну чего ты сердишься, Серый? Я знаю, где можно не только рыбкой, но и молоденькой козлятинкой полакомиться.
Волк. (Облизывается) Скорее говори, Рыжая.
Лиса. Появилась в нашем лесу Коза с козлятами. Живут они в избушке у леса на опушке.
Волк. Слыхал я про такую козу. У нее, знаешь какие рога острые? Пырнет - не обрадуешься!
Лиса. Да я и сама с этой козой связываться опасаюсь, а вот козленочка утащить, в лес из домика выманить - я не прочь!
Волк. (Ууверенно) У нее же семеро козлят, одного потеряет и не заметит.
Лиса. Как бы нас с тобой не заметили. Давай за елками спрячемся.
(Волк и лиса прячутся за елками.)
Сцена вторая.

Под музыку появляются Коза с козлятами.

Коза.
Козлятушки, дитятушки, в лесу весеннем нагулялися, наигралися? Не устали, детушки мои прекрасные?
Козлята (блеют) Не-е-е-ет!
Коза. По характеру вы у меня все разные.
Козлята . (Блеют) Да-а-а-а!
1-й козленок. Я козленок - самый бе-е-е-елый.
2-й козленок. Я козленок - самый сме-е-е-елый.
3-я Козочка. Я козочка - самая умная.
4-я Козочка. Я козочка - самая шумная.
5-я Козочка . Я козочка - музыкальная. М-е-е-е-е!
6-я Козочка. Я козочка - себе на уме.
7-я Козочка . Я жалею всех вокруг. Всем я добрый-добрый друг.
Коза. Дитятушки мои, козлятушки мои. Я пойду в лес пастись, а вы дома оставайтесь, крепко-накрепко запирайтесь. Дверь, кроме меня, никому не открывайте. А то может случиться вот что:
(Поет, козлята подпевают, подыгрывают на ложках песню “Жил-был у бабушки серенький козлик” )
Коза.
Когда я приду из леса, вам свою песенку спою (поет)
Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеяся.
Ваша мама пришла.
Молочка принесла.
Вот тогда вы мне дверь и откроете. (Уходит)
Сцена третья.
Из-за елок появляются Волк и Лиса.

Лиса.
Запомнил песенку Козы? Иди, пой!
(Волк поет толстым голосом песенку козы)
Козлята
(все). Слышим- слышим не матушкин голосок!
Лиса. Серый, ты голос потоньше сделай.
(Волк поет тонким голосом)
Козлята
(все). Слышим-слышим, не матушкин голосок.
Лиса. Сама спою. (Поет)
Козлятушки, дитятушкти.
Отомкнитеся, отопритеся.
Маша мама пришла.
Вам поесть принесла.
Полны копытцы водицы…
3 козленок. Узнали мы вас, Волк и Лиса. Хватит притворяться!
Волк. А мы не притворяемся. Мы пошутили.
Лиса. Мы к вам по делу пришли.
3-й козленок . По какому?
Лиса. А вы знаете, что скоро праздник “Мамин день”?
Козлята (все) . Знаем!
Волк. А подарки мамочке приготовили!
Козлята

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.23 | Просмотров: 2266

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340