Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Избирательное право - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Избирательное право


Автор(ы): Бутырина Галина Петровна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Возраст учащихся: 9 класс
Каким пунктам тематического плана школьного предмета соответствует разрабатываемое учебное занятие – Основы обществознания 9 класс. А.Ф.Никитин. Раздел II: «Человек, политика, власть», учебные часы раздела: «Выборы в демократическом обществе», «Процедура выборов», «Политическая культура человека».
Проблемные места, возникающие при изучении этой темы
  1. Общественные проблемы: пассивность избирателей; неэффективность выборов; грязные выборные технологии; отсутствие самостоятельной политической позиции.
  2. Вопросы внутреннего развития: готов ли я активно участвовать в процессе выборов; верю ли я в выборы как в хороший способ формирования органов власти.
  3. Дискуссионные вопросы: Должны ли выборы быть всеобщими?; Должны ли выборы быть равными? Должны ли выборы быть прямыми? Должны ли выборы быть тайными? Должно ли быть участие в выборах обязательным под угрозой наказания (например, штраф)? Должен ли кандидат обязательно прожить какое-то время в том избирательном округе, от которого он избирается?
Прожектные идеи, с помощью которых можно решить одну из выбранных проблем. (Рассматриваются только содержательные вопросы. Прожектная идея может быть одна.)
  1. Получение учениками знаний о принципах и процедуре современных выборов.
  2. Отработка навыков организации и проведения выборов, участие в избирательной компании.
  3. Выработка ответственного отношения к выборам как способу выявления воли народа.
Обоснование выбора одной из прожектных идей через анализ реальной ситуации, в которой предстоит реализовывать разработанное учебное занятие. – Занятие завершает изучение основ государственного (конституционного) права и посвящено проблеме выборов как одного из наиболее доступных способов гражданского участия и одной из наиболее действенных процедур демократического общества. Занятие позволяет сфокусировать внимание учащегося на важных аспектах практического права, отраженных во всем курсе: они предоставляют гражданам возможность участвовать в управлении, решая общие дела и влияя на их решения, используя правовые процедуры, ощущать ответственность за свои решения и действия. (Характеристика класса, анализ технических возможностей…)
Цели:
  1. Познакомить учащихся с основами избирательного права.
  2. Укрепить интерес учащихся к выборам как краеугольному институту демократического государства.
  3. Способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях.
Задачи:
  1. Знания: объяснить, какова главная цель выборов; перечислить четыре основные черты современных выборов и объяснить их преимущества и недостатки; описать, как проходят выборы.
  2. Умения и навыки: организовать и провести выборы; участвовать в избирательной кампании.
  3. Отношение: выразить свое отношение к выборам как способу выявления воли народа.
Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников)
  1. Формирование предметных компетентностей.
  2. Формирование коммуникативных компетентностей.
  3. Формирование социальных компетентностей.
Перечень критериев/инструментов проверки достижения планируемых результатов: Для достижения планируемых результатов целесообразно использовать активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интерактивные методы: игра «Выборы»; тестирование. Оценивание: аргументы в дискуссии; участие в игре.
Время, необходимое для реализации учебного занятия: 3 часа
Требуемые ресурсы (человеческие и технические): Информация Интернет, учебник, оформление доски в аудитории, экран, диапроектор, компьютер, и.т.д.
Самостоятельная деятельность учащихся в предлагаемом учебном занятии: Поиск информации в Интернет по теме: «Выборы в истории человечества»; Участие в игре «Выборы»; Подготовка домашнего задания; Работа с тестами. Изготовление презентации. (Перечислите конкретные самостоятельные действия учеников. Например, «поиск информации в Интернет по теме «Причины войны 1812 года» и предъявление результатов поиска в виде выступления группы, представленной в виде презентации». Или «исследование результатов загрязнения окружающей среды с помощью ИУМК «Экология».)
Перечень прилагаемых к учебному занятию дидактических материалов
Триада вопросов
Основополагающий вопрос – Что такое выборы? (Обширный, всеобъемлющий вопрос, который может охватить темы нескольких образовательных направлений или предметных областей (например, «Что такое свет?», «Что значит «быть свободным»?»))
Проблемные вопросы учебной темы: (Направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в результате участия в проекте (например, «Почему кошки видят в темноте?», «Кем умер Александр I: царем или старцем?»))
  1. Какова главная цель выборов?
  2. Какова формула современных выборов и в
  3. Чем ее преимущества и недостатки
  4. Как проходят выборы?
Частные вопросы:
  1. Вспомни, когда были последние выборы?
  2. Как ты считаешь, почему не все избиратели ходят на выборы?
  3. Какую информацию о кандидатах должен иметь избиратель?
  4. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)
  5. Тестирование
Важным элементом в школьном (классном) самоуправлении являются выборы. Основные этапы избирательного процесса при проведении любых выборов схожи. Поэтому, поучаствовав в школьных выборах (даже тренировочных), можно получить представление о современной избирательной процедуре в целом.
Основные этапы, избирательного процесса:
1. Подготовительный
а) Объявление выборов. Инициативная группа по созданию школьного самоуправления (а позднее - и сам орган школьного самоуправления) объявляет дату выборов в соответствующий орган {органы), а также дату начала и окончания регистрации кандидатов.
б) Образование избирательных округов. В Положении о школьном самоуправлении может заранее быть определено, что класс является избирательным округом, в рамках которого выдвигаются кандидаты и проводится голосование за них.
в) Образование избирательных комиссий. В школе могут быть образованы центральная (общешкольная) и окружные (по классам) избирательные комиссии, которые являются главными организаторами выборов. Члены избирательных комиссий могут быть избраны, например открытым голосованием в классах, или назначены органом школьного самоуправления. Кандидаты, а также их доверенные лица, родственники, не могут быть членами избирательной комиссии, но они могут участвовать в ее работе с правом совещательного голоса или в качестве наблюдателей.
г) Составление списков избирателей. Окружные избирательные комиссии составляют списки избирателей на Основе сведений, имеющихся, например, в классных журналах. Избиратели, которые не внесены в списки, вправе обжаловать это в центральную избирательную комиссию.
2. Выдвижение и регистрация кандидатов
Выдвижение регистрация кандидатов происходят строго в установленные для этого сроки. Для регистрации кандидата в избирательной комиссии может быть установлено требование о сборе в поддержку кандидата определенного числа подписей избирателей на особых подписных листах, выдаваемых избирательной комиссией. Кандидаты представляют в избирательные комиссии свои личные заявления, фотографию и биографические сведения для информационного стенда. Кроме того, кандидат представляет заявления от своих доверенных лиц. Избирательные комиссии регистрируют кандидата и его доверенных лиц и выдают им удостоверения. Когда сроки регистрации кандидатов истекли, избирательные комиссии начинают изготавливать бюллетени для голосования с именами кандидатов.
Избирательные комиссии и органы управления школой должны предоставить всем кандидатам равные возможности для предвыборной агитации -место для информационных стендов, место в школьной стенгазете и время в школьном радиовещании. Избирательная комиссия обязана обеспечить информацию о выборах и о кандидатах на своем участке.
3. Голосование и подведение итогов
Избирательная комиссия оборудует места для голосования таким образом, чтобы обеспечить тайну волеизъявления избирателей. Бюллетень выдается лично в руки каждому избирателю, о чем член избирательной комиссии расписывается в списке избирателей напротив соответствующей фамилии. После завершения голосования избирательная комиссия подводит итоги в присутствии наблюдателей. При подведении итогов отдельно учитывается:
  • Число избирателей;
  • Число выданных бюллетеней
  • Количество голосов против всех кандидатов
  • Число бюллетеней, признанных недействительными.
Результаты выборов зависят от того, какое количество голосов является достаточным для избрания кандидата. Результаты выборов оформляются в виде протокола и подписываются всеми членами комиссии. Центральная избирательная комиссия утверждает результаты и публикует их в прессе.
Памятка для членов избирательной комиссии
Избирательная комиссия выполняет следующие функции:
  • составление списка избирателей по установленной форме;
  • выдача кандидатам подписных листов;
  • регистрация кандидатов и проверка законности их выдвижения (например, проверка
  • правильности оформления подписных листов);
  • выдача кандидатам и их помощникам (доверенным лицам) удостоверений;
  • подготовка информационных материалов о выборах и размещение их на особом стенде:
  • биографические сведения о кандидатах и их программа, а также их фотографии; информация
  • о дате и месте голосования;
  • консультации по правилам проведения выборов, разрешение споров;
  • подготовка места проведения голосования, урны, бюллетеней для голосования (по образцу);
  • организация передвижных урн или досрочного голосования для тех, кто не может прийти
  • голосовать;
  • подсчет голосов и публикация результатов выборов.
Памятка для кандидатов и групп поддержки
  1. Соберите подписи в поддержку кандидата (используйте подписные листы, полученные в избирательной комиссии).
  2. Зарегистрируйте кандидата и доверенных лиц в окружной избирательной комиссии, где будет проходить голосование. Получите удостоверения кандидатов и доверенных лиц. Определите, кто из доверенных лиц будет наблюдателем или членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса
  3. Создайте политическую программу: что будет делать кандидат, если он станет членом соответствующего органа школьного самоуправления.
  4. Составьте план агитационной кампании на каждый день агитации. Используйте такие формы, как агитационные листовки, оформление стенда или плаката, выступление перед избирателями, агитационный концерт. Не забудьте: за один день до выборов и в день выборов агитация запрещена.
  5. Подготовьте выступление в дебатах между кандидатами и вопросы своим соперникам.
Правила игры
Это могут быть имитационные выборы только с целью ознакомления с процедурой и отработки избирательных навыков (в этом «игровом» варианте можно имитировать любые выборы — главы местного самоуправления, губернатора, депутата, президента). Это могут быть реальные выборы — старосты класса, совета класса, представителя в будущий совет школы, уполномоченного по правам человека класса, представителя класса в молодежной организации и т. п.
Самое главное — чтобы ученики понимали учебные и практические цели этих выборов.
Задача учителя — служить консультантом по вопросам организации выборов.
Учитель также может выступить в качестве судьи (возможно, наряду с двумя учениками) в случае конфликта кандидатов или избирателей с избирательной комиссией. Если есть такая возможность, в качестве консультанта и судьи стоит пригласить юриста, студента юридического ВУЗа или члена настоящей избирательной комиссии.
Проведение выборов (по любому сценарию) должно быть заранее согласовано учителем с администрацией школы, с другими учителями — они должны быть готовы к появлению наглядной агитации, к тому, что группы поддержки будут вовлекать их в предвыборную борьбу, а главное — к тому, что они могут стать объектом критики (иногда, популистской) со стороны кандидатов.
Основные этапы избирательного процесса (стр. 305, 309-310 книги для ученика) могут проходить не во время занятий.
На занятии необходимо договориться о процедуре выборов (создать основные правила выборов — нормы «закона о выборах...»).
Обсудите с учениками:
  • кто избирается
  • когда пройдет голосование (дата выборов)
  • каковы «границы» избирательного округа, кто войдет в список избирателей (класс, параллель)?
  • действует ли формула «всеобщие, равные, прямые, тайные выборы» или в нее вносятся изменения? (если да, то соответствуют ли эти изменения Конституции, международным документам о правах человека?)
  • сколько человек войдет в избирательную комиссию? (3 — обязательно нечетное число)
  • сколько подписей необходимо собрать для регистрации в качестве кандидата?
  • каков крайний срок сдачи подписей в избирательную комиссию (дата составления избирательных бюллетеней и официального начала предвыборной агитации)?
  • сколько избирателей должны принять участие в голосовании, чтобы выборы считались действительными (50%, 25%, нет ограничения)?
  • кто признается победителем выборов (набравший относительное большинство голосов или набравший абсолютное большинство голосов (50% участников голосования плюс один голос)? Если абсолютный победитель в первом туре не выявлен, то будет ли проводиться второй тур и когда?
Критерии оценивания игры (по пятибалльной системе)
Оценка вклада учащегося в игру
Поведениеученика
Имя
Имя
Имя
Имя
Помогаетопределять вопросы для обсуждения




Усердноработает над вопросом




Являетсяинтересным
ивнимательным слушателем




Сравниваетпреподаваемые идеи со своими собственными




Обдумываетинформацию, представляемую другими учениками




Обобщаетидеи, когда это необходимо




Приходит кзаключениям, которые приводят к новому пониманию




Общая оценка




Самооценка работы в группе
Показатели
Всегда
Обычно
Иногда
Никогда
1. Мыпроверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать




2. Мыотвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо




3. Мывыясняли то, что было нам непонятно




4. Мыпомогали друг другу, с тем чтобы все могли понять и применить на практике туинформацию, которую мы получили




ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.25 | Просмотров: 1914

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340